Файл: С каждым годом отмечается рост детской преступности, тенденция к увеличению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации, табакокурения, токсикомании и наркомании среди детей и подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Блок оценки эффективности профилактических воздействий.

Цель - измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Исследования проводилось в МБОУ СОШ №9 ГО Красноуфимск в 3 классе.

В классе 25 человек, 15 мальчиков и 10 девочек. Все дети опрятно одеты приветливы. Девочки общаются мини-группами по 2-3 человека, мальчики в основном вместе. 7 учеников учатся на «4» и «5» остальные учатся удовлетворительно и 3 ребенка отстают по учебе.

Цель исследования: - выявить особенности развития класса.

Для исследования были определены следующие диагностические методики

методика «Как поступать?» (И.Б. Дерманова)

Цель: выявить у испытуемых отношения к нравственным нормам.

опросник «Интересы» (на основе опросника Т.И. Юферевой.)

Цель: определить интересы в образовательном процессе, выявить благоприятную для коммуникаций сферу деятельности.

Результаты исследования:

Методика «Как поступать?».

Из 25 человек, 5 (20%) школьников не имеют четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

У 8 (32%) нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

У 9 детей (36%) нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. И оставшиеся 3 ученика (12%), обосновывают свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Опросник «Интересы».

Анализ проведенного опроса показал, что практически все дети самым важным в школе считают уроки Русского языка и Математики, лишь некоторые считают, что важным является хорошо выглядеть, слушать учителя. 12 детей написали, что любимый день в школе у них понедельник-это значит, что дети с радостью идут в школу. Остальные называли дни конца недели - пятницу и субботу. Самым интересным в школе дети единогласно считают различные мероприятия, классные часы и перемены. На вопрос «Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?» девочки отвечали танцами, пением, некоторые рисованием, а мальчики говорили, что им интересны
занятия в различных спортивных секциях, лишь 4 из них предпочли бы играть в компьютер. Одна девочка сказала, что хотела бы лежать на диване, слушать музыку и ничего не делать, скорее всего, это вызвано сильной утомляемостью в связи с домашней нагрузкой, так как девочка из многодетной семьи. Радует то, что всем детям нравится их класс и их учителя. Самыми любимыми уроками у 3 класса, являются уроки рисования, математики, окружающего мира и физкультуры. 2 девочки на вопрос «Чтобы еще хотел ты изучать?» дали ответ «Французский язык», остальные ответили «Ничего!». Дети не могли ответить на вопросы «Что в школе для тебя самое неинтересное?» и «Что самое неприятное?». Оценку своей учебы дети давали адекватную, 12 детей сказали, что учатся очень хорошо, стараются на уроках и дома. 7 детей сказали, что учатся нормально, но будут стремиться учиться еще лучше. 6 школьников сказали, что учатся плохо и назвали причины - «Мне тяжело, я не все успеваю», «Не могу запомнить правила, по этому допускаю ошибки», «Мне не помогают родители».

Из полученных данных можно сделать вывод, что малая часть класса не имеет никаких интересов и увлечений, эти же дети отстают в учебе и у них не развито чувство нравственности. Следовательно в классе необходимо проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения, стремиться создавать педагогические условия для развития позитивной, здоровой, активной личности.


2.2 Программа профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности «Светлый путь»

Пояснительная записка.

Много факторов влияет на предупреждение отклоняющегося поведения детей: общество, семья, социальные институты и др. Но одним из самых важных факторов, оказывающих существенное влияние на предупреждение и профилактику отклоняющегося поведения детей, является школа, которая призвана создать все условия для развития личности ученика, исключая возможность встать на путь отклоняющегося поведения.

На наш взгляд школьники во внеурочное время расположены к любой коммуникативной деятельности, они отвлечены от учебы, у них повышается двигательная активностьименно это время нужно использовать для вовлечение детей в мероприятия профилактического характера.

В основу данной разработки легли программы психолога Азаровой Н.А. «Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении» и программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных детей «Учимся общаться» педагога - психологаРождественской С.В.

Цель программы: создать условия для профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста через игровые технологии, тренинги, беседы и другие мероприятия во внеурочной деятельности.

Задачи программы:

·Создать условия для благоприятного взаимодействия в коллективе, развития лидерских качеств;

·Организовать психолого-педагогическую работу по предупреждению правонарушений, привлечению детей к здоровому образу жизни:

·помочь детям справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации;

·расширить границы представления педагогов и родителей о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся;

Программа определяет следующие направления работы:

·Информационно-просветительская;

·Социально-профилактическая.

Программа осуществляется:

·с учащимися;

·с родителями;

·с психологом;

·с медицинскими работниками;

·с правоохранительными органами;

·с педагогами.

Формы и методы работы:

·анкетирование;

·дискуссия;

·беседа;

·коммуникативная игра;

·тренинг;

·круглый стол;

·родительское собрание.

Планируемые результаты:


Повышение уровня нравственного, культурного развития учеников;

Приобретение знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;

Формирование умения взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе и т.д.;

Снижение нарушений внутреннего распорядка ОУ;

Продуктивное взаимодействие с родителями по организации мероприятий для класса;

Снижение отклоняющегося поведения детей класса.

И развитие личности ребенка, его дальнейшая социализация - будет эффектом, который стал возможен благодаря тому, что субъекты процесса профилактики, в том числе и сам ребенок, достигли планируемых результатов.

План реализации программы "Светлый путь"

№ п/пНазвание мероприятия ЦельФормаСроки проведенияОтветственные1.«Я достойный житель своей страны» Работа над созданием портфолио личных достижений у детей класса.Информационно-методические консультации15 недель.Классный руководитель2.Занятие №1 «Я ромашка, люблю шоколад». Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе.Коммуникативная игра, тренинг1 неделяКлассный руководитель3.Занятие №2 «Зоопарк». Цель: повышение психологической безопасности участников группы.Коммуникативная игра, подвижная игра, тренинг2 неделяКлассный руководитель4.Классный час«За здоровый образ жизни». Цель: формирование представления о негативных последствиях вредных привычек, через знакомство с тематической фотовыставкой, анализ запечатленных моментов.Просмотр видеоматериалов, беседа, работа в группах3 неделяМедицинский работник школы. Классный руководитель5.Занятие №3 «О себе и тебе». Цель: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивные стороны собственной личности.Коммуникативная игра, тренинг4 неделяКлассный руководитель6.Занятие «Пойми меня». Цель: обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников.Тренинг, коммуникативная игра5 неделяКлассный руководитель7.Классный час «Честность и правдивость». 
Цель: формирование у детей понятие честность и правдивость через знакомство с пословицами и поговорками, а так же анализ предложенных ситуаций.Беседа6 неделяКлассный руководитель8.Занятие «Пойми меня 1». Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе.Тренинг, коммуникативная игра7 неделяКлассный руководитель9.Занятие «Пойми меня 2». Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни.Тренинг, коммуникативная игра8 неделяКлассный руководитель10Родительское собрание Цель: расширение преставлений родителей о причинах и характеристиках отклоняющегося поведения; Подготовка к веревочному курсуКруглый стол8 неделяКлассный руководитель Инструктор по физическому воспитанию10.«Веревочный курс» Цель: создать условия для взаимодействия родителей и детей через участие их в тренингах и упражнениях на сплочение коллектива.Тренинг9 неделяРодители. Классный руководитель. 11Занятие «Мы вместе». Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе. Отреагирование негативных эмоций.Тренинг, коммуникативная игра10 неделяКлассный руководитель12.Занятие «Помоги мне».Цель: закрепление навыков взаимодействия в группе.Тренинг, коммуникативная игра11 неделяКлассный руководитель13.Классный час «Плохо! Хорошо!» Цель: создать условия для анализа жизненных ситуация и принимаемых решений, через просмотр видео сюжетов и обсуждение их.Просмотр фото и видео материалов, беседа12 неделяКлассный руководитель. Сотрудники ИПДН14.Занятие «Актеры». Цель: работа с социальными ролями, «премирование» различных социальных ролей.Тренинг, коммуникативная игра13 неделяКлассный руководитель.15.Занятие «Каким я буду через год». Цель: завершение работы. Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.Тренинг, коммуникативная игра14 неделяКлассный руководитель.16.Классный час «Я достойный житель своей страны» Цель: создать условия для формирования у детей позиции «достойный житель своей страны», через рефлексию портфолио.Конференция15 неделяКлассный руководитель, Педагог-организатор, родители

В программе используется подборка коммуникативных, подвижных, развивающих игр и различных тренингов, которые мы структурировали по цели и сформировали из них «Занятия».