Файл: Лабораторная работа Испаряемость топлив. Определение фракционного состава автомобильного бензина аи95.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа

Испаряемость топлив. Определение фракционного состава
автомобильного бензина АИ-95

Для обеспечения полного сгорания топлива в двигателе необходимо в короткий промежуток времени перевести топливо из жидкого состояния в парообразное и смешать с воздухом в определенном соотношении, т.е. создать горючую смесь.

Испаряемостью топлива называется способность топлива переходить из жидкого состояния в газообразное. Важнейшим физико-химическим показателем, от которого зависит испаряемость топлива, является фракционный состав.

С фракционным составом топлива связаны такие характеристики двигателя, как легкий и надежный запуск, длительность прогрева, приемистость, полнота сгорания и расход топлива, образование отложений в камере сгорания, а также токсичность отработавших газов.

В зависимости от требуемых эксплуатационных характеристик моторного топлива стандартами и техническими условиями определены характерные точки. Для большинства топлив такими точками являются: температура начала кипения (н.к.), температуры выпаривания 10 %, 50 % и 90 % объема топлива; температура конца кипения (к.к.).

  • Температура начала кипения топлива характеризует пусковые свойства и склонность к образованию паровых пробок в топливной системе, прерывающих течение топлива.

  • Температура выкипания 10 % (об.) топлива характеризует его пусковые свойства, пожароопасность, возникновение кавитации в насосах. Пусковые свойства топлива тем лучше, чем больше в нем низкокипящих фракций. Однако чем ниже указанные температуры, тем выше опасность нарушения работы топливной системы и больше потери топлива от испарения.

  • Температура выкипания 50 % (об.) топлива характеризует его среднюю испаряемость, влияющую на устойчивость работы двигателя, на скорость прогрева и приемистость двигателя. Температура перегонки 50 % топлива лимитируют, исходя из требований к приемистости двигателя и времени его прогрева. Под приемистостью двигателя понимают достижение рабочей мощности двигателя за установленный период. Пусковая мощность двигателя составляет 20-70 % от рабочей мощности. Чем ниже температура перегонки 50 % топлива, тем быстрее прогревается двигатель. Время прогрева двигателя охватывает время с момента его пуска до достижения плавной работы. Чем быстрее прогревается двигатель, тем меньше непроизводительные затраты времени, расход топлива и износ деталей двигателя.

  • Температуры выкипания 90 % (об.) и конца кипения топлива характеризуют наличие высокомолекулярных углеводородов, полноту испарения. При высоких значениях этих температур тяжелые фракции топлива не испаряются во впусковом трубопроводе двигателя, а поступают в цилиндры в жидком состоянии. Эта жидкая часть топлива испаряется в камере сгорания неполностью и протекает в картер, ухудшая качество смазочных материалов. Кроме того, увеличивается износ двигателя, расход топлива, нагарообразование на деталях двигателя, повышается токсичность отработавших газов.

  • Температура конца кипения нормируется для автомобильных бензинов, характеризует полноту испарения бензина на любом режиме.

  • Остаток в колбе характеризует полноту сгорания, так как теплота сгорания для автомобильных бензинов не нормируется.

  • Сумма остатка и потерь при разгонке.



Фракционный состав для автомобильных бензинов, авиационных топлив, керосина, газойлей, жидких дистиллятных топлив определяется стандартным методом по ГОСТ 2177-99.

Фракционный состав нефтепродуктов определяют перегонкой на специальном приборе АРНП при этом отмечают температуру начала перегонки, температуру выпаривания 10 %, 50 %, 90 % об. и конца кипения.

Испарение нефтяных топлив происходит в широких температурных пределах. При нагревании топлива прежде испаряются легкие фракции, обладающие более низкой температурой кипения, а в жидкости остаются фракции тяжелые, с более высокой температурой кипения. С увеличением температуры нагревания топлива постепенно испаряются более тяжелые фракции. Во время опыта отмечают, сколько при той или иной температуре перегналось топлива из колбы в приемник. Так топливо разделяют на фракции, выкипающие при разных, присущих им температурах.

Устройство прибора АРНП для определения фракционного состава нефтепродуктов представлено на рисунке:



Рисунок – Прибор АРНП для разгонки нефтепродуктов: 1 – колба; 2 – термометр; 3 – трубка холодильника; 4,6 – патрубки для ввода и вывода воды; 5 – ванна холодильника; 7 – мерный цилиндр; 8 – асбестовая прокладка; 9 - кожух.
Сущность определения фракционного состава заключается в следующем. В стандартную стеклянную колбу 1 наливают 100 см3 испытуемого топлива. В горловину колбы вставляют пробку с термометром 2. Колбу с пробой топлива помещают на подставку 8. Трубку охлаждающей бани соединяют при помощи пробки с пароотводной трубкой колбы. На колбу с испытуемым топливом надевают защитный кожух 9. Ванну 5 холодильника заполняют водой со льдом и поддерживают в ней температуру 0-4 ºС. Топливо в колбе нагревают до кипения с помощью газовой горелки или регулируемым электрическим нагревателем. Пары топлива поднимаются по горлышку колбы и через пароотводную трубку проходят в холодильник, конденсируются и стекают в мерный цилиндр 7. Температура падения первой капли считается температурой начала кипения топлива. Далее отмечают температуры через каждые 10 см3 собранного в цилиндр конденсата. Конец кипения топлива отмечают в тот момент, когда ртутный столбик термометра остановится на некоторой отметке, а затем начнет опускаться. Остаток из колбы сливают в цилиндр объемом 10 см

3 и записывают объем остатка.

Сумма потерь при разгонке и остатка в колбе равна разности между объемом топлива, залитым в колбу, и объемом дистиллята в мерном цилиндре после окончания разгонки.

ГОСТовские характеристики испаряемости бензинов различных марок представлены в таблицах 1-3.
Таблица 1  Фракционный состав автомобильных экспортных бензинов и АИ-98

по ГОСТ 2084-77

Показатели

А-80

А-92

А-96

АИ-98

Фракционный состав:













температура начала перегонки













бензина, ºС, не ниже

35

35

35



перегоняется при температуре, ºС,













не выше:













10 %

70

75

75

75

50 %

120

120

120

120

90 %

190

190

190

190

температура конца кипения, ºС,













не выше

215

215

215

215

остаток в колбе, %, не более

1,5

1,5

1,5

1,5

остаток и потери, %, не более

4,0

4,0

4,0

4,0


Таблица 2 – Характеристики испаряемости бензинов всех марок

Показатели

Класс

1

2

3

4

5

Фракционный состав:
















температура начала
















перегонки, ºС, не ниже

35

35

Не нормируется

пределы перегонки, ºС,
















не выше:
















10 %

75

70

65

60

55

50 %

120

115

110

105

100

90 %

190

185

180

170

160

конец кипения, ºС, не выше

215



Продолжение таблицы 2

Показатели

Класс

1

2

3

4

5

объемная доля остатка




в колбе, %

2

остаток и потери, %

4

или
















объем испарившегося
















бензина, %,
















при температуре:
















70 ºС

10-45

15-45

15-47

15-50

15-50

100 ºС

35-65

40-70

40-70

40-70

40-70

180 ºС, не менее

85

85

85

85

85


Таблица 3 – Фракционный состав бензинов по ГОСТ Р 51105-97 марки Регуляр-92 (Нормаль-80)

Наименование
показателя

А

В

С и С1

D и D1

E и E1

F и F1

Фракционный состав:



















объём испарившегося бензина, %,



















при температуре:



















70 ºС (V70)

15-48

15-50

100 ºС (V100)

40-70

150 ºC (V150) не менее

75

температура конца кипения, ºС, не
выше

215

остаток в колбе, % (по объёму), не
более

2,0



Результаты эксперимента:

В колбу 1 залили 100 см3 испытуемого бензина. Собрали установку и начали нагревать бензин. Образующиеся пары поднимались вверх, направлялись в холодильник, где конденсировались и стекали в приемник – цилиндр на 100 см3. Температуру образовавшихся паров определяли по термометру. Определение по ГОСТ 2084-77:

Когда появилась первая капля конденсата – это температура начала кипения. Затем через каждые 10 см3 фиксировались температуры, соответствующие отгону 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70,80, 90 см3 (% об.) топлива. Когда при продолжении нагревания бензина ртутный столбик термометра остановится на некоторой отметке, а затем начнет опускаться – это будет конец кипения топлива. Остаток из колбы слили в цилиндр объемом 10 см3 и записали объем остатка.

Определение по по ГОСТ Р 51105-97 проводится также, только фиксируются объемы испарившегося топлива при температурах 70, 100 и 150 ºС.

Результаты испаряемости изученного образца автомобильного бензина
АИ-95 с АЗС представлены в таблицах 4-5.
Таблица 4 – Сравнение фракционного состава автомобильного бензина
АИ-95 с АЗС по ГОСТ 2084-77

Показатели

АИ-95

Значения
ГОСТ 2084-77

Фракционный состав:







температура начала перегонки, ºС

35

не ниже 35

пределы перегонки, ºС:







10 %

66

не выше 75

20 %

71



30 %

81



40 %

92



50 %

105

не выше 120

60 %

116



70 %

128



80 %

144



90 %

169

не выше 190

конец кипения

200

не выше 215

объемная доля остатка в колбе, %

1,2

не более 1,5

остаток и потери, %

3,0

не более 4,0