Файл: Тема Нормы современного русского литературного языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сервисы вместо программ.Людям, имеющим компьютер, хорошо известно, с чего начинается работа с новой программой – с установки программного обеспечения. Сначала вставляем в компьютер компакт-диск с дистрибутивом (или скачиваем дистрибутив из Интернета), устанавливаем приложение на компьютер и только затем запускаем приложение и работаем с ним. Такая последовательность свойственна локальной платформе. С веб-платформой все по-другому. Ее основными игроками являются не приложения, а сервисы. Сервисы уже функционируют где-то там в глубинах Интернета, и все, что необходимо сделать, это подключиться к ним – с помощью хорошо известной процедуры регистрации. Зарегистрировавшись, пользователь может работать с сервисом так, как будто это приложение, установленное на его компьютере.
Развитые интерфейсы.Эффективная работа со сложной системой невозможна без богатых средств взаимодействия системы с пользователем. В частности, качественный веб-сервис невозможен без хорошего интерфейса, позволяющего работать с ним так же плодотворно, как с локальным приложением. Для веб-сервисов это непростая задача, поскольку их интерфейсы должны работать через навигатор. А возможности навигаторов ограничены. Поэтому до последнего времени между локальными интерфейсами и веб-интерфейсами существовала большая разница. Дело сдвинулось после запуска компанией Google почтовой службы GMail, за которой быстро последовал Google Maps. Оба этих веб-сервиса имеют богатый пользовательский интерфейс и такой же уровень взаимодействия с пользователем, как у локальных приложений. Дж. Дж. Гарретт для обозначения подхода Google к созданию интерфейсов использовал термин Ajax.
Термин Ajax мгновенно стал очень популярным, что является косвенным свидетельством того, что «вопрос назрел». На рисунке приведен внешний вид сервиса Google Spreadsheets, построенный на Ajax. Google Spreadsheets – это близкий аналог всем известного MS Excel, но реализованный как веб-сервис. Благодаря Ajax-интерфейсу с ним работать так же легко, как и с Excel. Но как веб-сервис, Google Spreadsheets пользуется всеми преимуществами сетевой работы. На нем, например, можно реализовать совместные проекты с доступом группы пользователей или разработчиков к общим таблицам. И устанавливать на компьютере ничего не надо – достаточно набрать в навигаторе
http://docs.google.com и настроить собственную среду для работы с документами и таблицами в стиле сетевого офиса.
Конечно, в наиболее сложных случаях Ajax не может конкурировать с локальными приложениями (пока трудно, например, представить веб-интерфейс для графического редактора Adobe Photoshop). У Google также есть системы, которые надо скачивать из Интернета и устанавливать на персональном компьютере. Но эти системы, как правило, служат лишь дополнением к веб-сервисам.
Использование коллективного разума.В Интернете дрейфуют огромные и неупорядоченные объемы данных. Еще больше данных и знаний суммарно находятся в головах у пользователей Интернета. И тот, кому удается воспользоваться этим грандиозным источником, имеет большие шансы на успех.
Системы, с которыми мы работаем на персональном компьютере, обычно реализуют интеллектуальный потенциал своих разработчиков, их идеи и технологии. Такие приложения основаны на ассимметричной схеме, когда разработчик только дает, а пользователь только получает. Современные веб-сервисы основаны на совершенно ином подходе – на принципе сотрудничества. Именно этот принцип стал основой первоначального успеха поисковой системы Google. В то время, как другие поисковые системы применяли мудреные схемы, анализирующие текст веб-страниц, Google воспользовался коллективным опытом. Он просто стал подсчитывать, сколько на данную веб-страницу имеется ссылок из других веб-страниц, и анализировать, в каком контексте это делается. Другими словами, Google воспользовался той оценкой веб-ресурсов, которую дали им пользователи Интернета, и это сразу позволило ему вырваться вперед в конкурентной борьбе.
Сегодня имеется множество веб-сервисов, основанных на использовании коллективного разума. Пример – «народная» энциклопедия Wikipedia, основанная на неочевидной, но очень успешной идее о том, что статьи энциклопедии могут добавляться любым веб-пользователем, а корректироваться – любым другим. Задача же самой Wikipedia как веб-ресурса – помочь тем, кто что-то знает, превратить свои знания в статью энциклопедии, а тем, кто хочет что-то знать, – помочь найти эту информацию. Другими словами, Wikipedia действует как посредник
, который накапливает информацию в процессе взаимодействия людей.
Можно упомянуть, например, Cloudmark – систему, фильтрующую спам. Вместо того, чтобы непосредственно анализировать спам-тексты, Cloudmark анализирует и обобщает персональные мнения пользователей электронной почты о том, что есть и что не есть спам, и действует на основании этого анализа. Cloudmark работает эффективнее многих систем, базирующихся на анализе самих посланий.
Подход, связанный с привлечением коллективного разума, оказался чрезвычайно плодотворным. Главная задача – найти такой способ взаимодействия с пользователями, чтобы они в процессе своей работы приносили сервису добавленную стоимость, поделившись с ним своим опытом, информацией, знаниями. При этом очевидно, что лишь небольшое число пользователей пойдет на то, чтобы добавлять стоимость приложению через явные средства. Поэтому основная трудность состоит в том, чтобы добавление стоимости стало побочным эффектом обычной работы с сервисом. Наиболее эффективное решение здесь – организовать сервис как площадку взаимодействия людей, обменивающихся своими знаниями и ресурсами.
Информационное обеспечение (infoware).Рассмотрим пример. Компания MapQuest была пионером в категории картографических веб-сервисов в 1995 г. Но когда Yahoo!, затем Microsoft, и, наконец, Google решили выйти на этот рынок, они легко предложили конкурентоспособные сервисы путем простого лицензирования тех же самых данных.
Противоположная ситуация сложилась у Интернет-магазина Amazon.com. Как и у конкурентов, первоначальная база данных у Amazon была взята у R. R. Bowker – регистрационного провайдера международного стандарта нумерации книг ISBN. Но в отличие от MapQuest, Amazon неустанно уточнял информацию, добавлял предоставляемые издателями данные, такие как картинки обложек, оглавление, предметный указатель и примеры материалов. Более того, он привлекал своих потребителей к партнерству, давая им возможность аннотировать данные и делиться опытом (т. е. пользовался «коллективным разумом»). Кончилось тем, что после десяти лет работы именно Amazon, а не Bowker, является первичным источником для библиографических данных о книгах, используемых студентами и библиотекарями, а как Интернет-магазин – имеет на порядок больше клиентов, чем конкуренты. Если бы MapQuest сделала то же самое, например, привлекая своих пользователей к аннотированию карт и направлений, это привело бы к добавлению стоимости ресурса. В этом случае конкурентам было бы намного труднее выйти на данный рынок.
Этот пример показывает, что основная стоимость многих современных веб-сервисов составляет не программное, а информационное обеспечение. Для поисковых систем – это базы индексирования, другие сервисы собирают адреса пользователей, данные о календаре событий, отзывы о товарах и т. д. В такой ситуации программное обеспечение играет хотя и важную, но вспомогательную роль. Поэтому его код часто делают открытым даже коммерческие компании. А вот информационное обеспечение охраняют весьма тщательно.
Длинный хвост.Перечисленные выше качества веб-компаний нового поколения позволяют им реализовать новую бизнес-модель работы. Классическая бизнес-модель выстраивается на следующих принципах:
• веб предназначен для публикации, а не для партнерства;
• рекламодатели, а не потребители, должны контролировать ситуацию;
• в Интернете доминируют топовые веб-сайты.
Новая бизнес-модель исходит из того, что маленькие сайты (совокупность огромного количества малых ресурсов часто называют «длинным хвостом» веба) составляют основную массу содержимого Интернета, а узкие маркетинговые ниши с небольшой емкостью рынка определяют основную массу возможных приложений. Поэтому новые веб-компании формируют сервисы, обеспечивающие самоорганизацию потребителей — для того, чтобы заполучить весь веб, вплоть до самых окраин, а не только центр (длинный хвост, а не только голову).
Рассмотрим DoubleClick – Интернет-компанию, работающую с 90-х годов прошлого века. Она специализируется на разработке систем для Интернет-рекламы и ориентирована на крупных клиентов. Ее бизнес-модель основана на явном заключении и ведении договоров, продаже и инсталляции программного обеспечения. В результате за все годы DoubleClick сделала около 2000 успешных инсталляций своей системы. Новые же сервисы, такие как AdSense, имеют уже сотни тысяч, если не миллионы, рекламодателей. Причина – эти сервисы строятся как автоматизированные посредники, соединяющие рекламодателей и тех, кто хочет разместить у себя на сайте рекламу, чтобы заработать деньги. В результате рекламный сервис стал доступен даже маленьким компаниям, которые и составляют основную массу веба. По старым схемам (подписание договоров, приобретение и установка ПО) такой сервис небольшим компаниям слишком накладен, а значит, недоступен.
Некоторые права защищены (Some
rightsreserved).Зашита интеллектуальной собственности ограничивает повторное использование ресурсов, а также делает невозможным активное вовлечение массового пользователя в процесс работы и экспериментирование. Поэтому когда преимущества исходят из коллективной работы, а не частных ограничений, очень выгодно снять лишние правовые барьеры. Рекомендуется следовать существующим Открытым стандартам и применять лицензии с наименьшим числом ограничений, при этом разрабатывать такой код, который легок для хакеров и доступен для повторного использования.
Список нововведений веб-компаний нового поколения можно продолжить. Их суммарный эффект таков, что его можно охарактеризовать как революцию в информатике. Например, исчезает (точнее, совершенно меняется) фундаментальное понятие «жизненного цикла программ». В классическом варианте жизненный цикл коммерческой системы состоит из стадии альфа-версии (совсем сырой), бета-версии (сырой, но с полноценным функционалом), отладки с помощью ограниченного круга пользователей, доводки до коммерческой версии, превращения в «коробку» (единицу продажи), продвижения на рынке, сбора информации о практике использования системы, и, наконец, работы над следующей версией, которая выпускается в лучшем случае через полгода-год. По новой же схеме рекомендуется выпускать в широкое использование еще сырые сервисы («принцип вечной беты»), которые дорабатываются в активном взаимодействии с пользователями. Сервис не имеет никакого физического воплощения (коробки). Продвижение на рынок осуществляется по схеме вирусного маркетинга – рекомендации распространяются непосредственно от одного пользователя к другому (например, Google никогда не рекламировал свои продукты). Что касается выпуска новых версий, то, в частности, главный разработчик сервиса Flicker.com Кол Хендерсон признавался, что они разворачивают новые средства каждые полчаса. Именно по этой причине в недавней статье в Zdnet Фил Вейнрайт заключил, что Microsoft не сможет победить Google: «Бизнес-модель Microsoft зависит от того, чтобы каждый делал апгрейды на своем компьютере раз в два или три года. Google зависит от тех, кто проверяет, что новенького появляется в их компьютерной среде раз в день». Мы же со своей стороны считаем, что ни одно из направлений еще не утеряло своего потенциала, и в масштабном столкновении идей и парадигм нас ждут новые открытия.