Файл: Практическая работа документирование процессов 1 Цель работы изучить структурный метод описания и анализа бизнеспроцессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ
1.1 Цель работы: изучить структурный метод описания и анализа бизнес-процессов.
1.2 Порядок выполнения работы:
1 Изучить правила составления карт процессов с использованием структурного метода на примере бизнес-процесса поставки продукции.
2 Изучить рекомендации составления алгоритмических карт для детализации подпроцессов.
3 Детализировать один из подпроцессов (по заданию преподавателя) бизнес-процесса поставки продукции приведенного и составить алгоритмическую карту.
4 Сделать вывод.
1.3 Сведения из теории
Процессный подход является важнейшим признаком совершенного управления и используется в качестве базового в международных стандартах ИСО серии 9000-2000.
Процесс – совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая преобразует входы в выходы. При процессном подходе управление процессом и каждой из входящих в него работ (деятельностью, подпроцессом, процессом второго и последующего уровней) проходит с применением особых методических приемов. К методическим приемам относится структурирование и декомпозиция работ, измерения, анализ и оценка уровня управления, непрерывное совершенствование и взаимосвязь.
Схематически процесс изображается прямоугольником (рисунок 1.1). Как правило, процесс состоит из потока работ - подпроцессов, каждый из которых можно так же изобразить прямоугольником. Каждая из сторон прямоугольника рассматривается как граница процесса, переход от одной работы к другой показывают сплошными стрелками. Основные границы процесса определяют вход и выход, т.е. его начало и конец. Все входы и выходы обозначают стрелками с указанием их содержания. Верхняя и нижняя стороны прямоугольника представляют границы, соответствующие дополнительным (вторичным) входам и выходам, которые описывают управляющую информацию и используемый механизм.
Потоки работ
Материальные потоки
Потоки информационных услуг
Рисунок 1.1 – Схема описания процессов
Потоки, образующие процесс и формирующие его границы, подразделяются на:
1) Поток работ (подпроцессов), формирующих процесс, т.е. последовательность работ и связи между ними указывают сплошными стрелками.
2) Поток входов и выходов. На входе в процесс могут использоваться один или несколько ресурсов, например: информация, материалы, комплектующие изделия. Одним из важнейших признаков входа является то, что он перерабатывается процессом в выход. Стрелками образуют связь между работами и указывают последовательность их выполнения, одновременно представляют для каждой из работ вход (стрелка упирается в левую сторону прямоугольника) и выход (стрелка исходит из правой стороны прямоугольника).
3) Информационные потоки, управляющие работой процесса (подпроцесса). К ним относятся правила, стратегии, процедуры и стандарты, нормы законов, данные по регулированию деятельности организации, планы, спецификации и др.
4) Поток механизма выполнения работ. К этому потоку относятся: используемые ресурсы (технологическое оборудование, компьютерные средства и программное обеспечение, оснастка и инструмент, людские ресурсы и т.д.).
Процессы могут быть классифицированы по различным признакам.
1) По категориям потребителей (получателей результатов процесса):
– внешние процессы, выходы которых предназначены для внешних потребителей. Входы таких процессов также образованы внешними субъектами, в т. ч. и потребителями;
– внутренние процессы, имеющие поставщиков и потребителей внутри организации.
2) По сфере охвата подразделений организации:
– корпоративные процессы, охватывающие всю организацию. Число их может доходить до 6-10;
– процессы, охватывающие часть подразделений и ориентированные на конкретные виды продукции.
3) По целям:
– управленческие (административные) - реализуют функции высшего руководства по стратегическому и оперативному управлению, управлению улучшениями;
– бизнес-процессы, предназначенные для достижения главной цели бизнеса - удовлетворения требований потребителей и получения вознаграждения (денежных средств). Это основные процессы организации;
– поддерживающие процессы (управление ресурсами), предназначенные для обеспечения функционирования бизнес-процессов. Они также называются обеспечивающими.
Бизнес-процессы - это совокупность завершенных работ
, выполняемых для получения продукции, обладающей измеримой потребительской ценностью для конкретного потребителя или сегмента рынка.
Примеры бизнес-процессов (основных процессов):
– управление поставкой (продажей) продукции включает получение и оформление заказов, планирование производства, закупки, производства, доставку и т. п.;
– управление развитием обеспечивает удовлетворение ожидаемых (прогнозируемых) запросов потребителей за счет улучшения существующей или создания новой продукции; увеличение объема производства, что включает определение требуемых свойств продукции, спроса на нее; проектирование продукции и разработку технологии ее производства; проектирование зданий и сооружений; закупку и монтаж оборудования; прием в эксплуатацию.
Универсального метода для описания процессов не существует. Организация сама выбирает способ описания процессов для документирования системы менеджмента качества. Но как показывает опыт, без графического изображения хода работ и действий процедуры управления процессами становятся труднопонимаемыми и мало приспособлены для практического применения.
Графическое изображение процессов (построение карт) применяется для облегчения понимания процессов и управления ими. После того как будут составлены все карты (с требуемой степенью детализации) и разработаны системы измерений, графическое изображение считается завершенным. Особую роль графическое изображение процесса играет при:
– анализе процесса;
– обсуждении процесса группой специалистов, когда должен быть выработан единый взгляд на него;
– стандартизации процесса или внесении изменений в существующий процесс.
Построение карт идет «сверху-вниз», начиная с макропроцессов, а затем детализируются более низкие уровни процессов и отдельные действия. На высших уровнях преимущественно рассматриваются информационные потоки, далее, на последующих уровнях добавляются материальные потоки. Последний уровень детализации изображается алгоритмической схемой всех действий.
Составление карт следует начинать с изображения карт внешней среды, в центре которой показывают прямоугольник с названием организации. Дополнительными прямоугольниками изображают основных участников бизнес-системы (потребителей, поставщиков, партнеров). Связи между участниками бизнес-системы изображают стрелками и у каждой указывают содержание передаваемой информации, материалов (продукции) и/или их условное обозначение с расшифровкой в прилагаемых таблицах.
Обычно указываются участники бизнес-системы:
– поставщики, формирующие вход (что перерабатывается системой);
– потребители выхода (результат деятельности системы);
– поставщики управляющей информации (законодательные, нормативные документы);
– поставщики ресурсов;
– партнеры.
Таким образом, структурный анализ бизнес-процесса организации начинается с карты внешней среды и продолжается построением карт первого и последующих уровней, увеличивая степень детализации, и заканчивается он на самом низком уровне в виде схемы алгоритма.
Дополнительные рекомендации по составлению карт процессов с использованием структурного метода:
1) Каждый процесс и составляющие его подпроцессы обозначают цифрами.
2) Карта первого уровня содержит процессы, обозначенные по порядку 1, 2, 3,.. .n., где n<6. Рядом с номером процесса указывают его название.
3) Все подпроцессы первого уровня расписываются на соответствующих картах следующего, второго уровня. Подпроцесс номер 1 второго уровня предполагает нумерацию 1.1, 1.2, ... 1 .m, где m<9 и т.д.
4) Каждый из уровней может иметь не более 6-8 подпроцессов, а на первом уровне - еще меньше. Подробную расшифровку лучше переносить на более низкие уровни, что упрощает понимание структуры всего процесса. Если подпроцесс не удается разбить как минимум на три подпроцесса низшего уровня, то дальнейшая детализация не требуется.
5) Следует учитывать, что число одноименных входов и выходов у каждого подпроцесса должно быть таким же, как на карте предыдущего уровня. Например, процесс номер 1 на карте первого уровня имеют входы А и В и выход С. Следовательно, на втором уровне входы А и В и выход С также должных присутствовать.
6) Обозначения на картах процессов входов, выходов и другой информации должны быть расшифрованы в сопровождающих карты таблицах.
Для детализации подпроцессов, которые можно изобразить лишь рядом последовательных действий, применяются алгоритмические карты (Flow Сhart). Пример изображения алгоритмической карты показан на рисунке 1.2, где символами:
-
овал изображены начало и конец подпроцесса; -
прямоугольником – действия; -
ромбом - оценка действия.
Рисунок 1.2 – Пример изображения алгоритмической карты
На карте можно указать также используемую нормативную документацию (слева от прямоугольника) и результаты выполненного действия (справа от прямоугольника). Можно привести и какую-либо другую информацию, например, указать исполнителей.
1.4 Выполнение работы:
Для детализации выбрана процедура «Управление внутренней документацией СМК» фирмы «Донэкспертиза» ТПП РО г.Ростов-на-Дону.
Условные обозначения:
Действие |
Условие принятия решения |
Документ |
Организационная единица |
Разветвление/объединение операций процесса |
Связь |
Основные характеристики процесса
Регламентируемые параметры процесса:
Параметр процесса | Значение параметра |
Вышестоящий процесс | Процесс «Управление документацией СМК» |
Взаимосвязанные процессы | Процесс «Управление внешней документации »; Процесс «Управление записями». |
Входы процесса | Информация о результативности процессов СМК; предложения по улучшению СМК. |
Выходы процесса | Отчеты по СМК; документы СМК |
Запуск процесса | Ежегодно |
Организационные ресурсы процесса | ПРК; ИМ СМК; сотрудник фирмы |
Документы, регламентирующие процесс | Руководство по качеству |