Файл: "Культурное пространство империи во второй половине xix века русская литература". ученица 9б класса Симонова Алена.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 989
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему: "Культурное пространство империи во второй половине XIX века: русская литература".
выполнила: ученица 9б класса - Симонова Алена
1. Характеристика русской литературы XIX века.
Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого
расцвета русской культуры, ее "серебряным веком". В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем
. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.
2. Великие поэты и писатели, оказавшие влияние на литературу.
Освободительные идеи находят отражение в творчестве все большего числа художников. «Великое народное море, взволновавшееся до самых глубин», определяет высокий гражданский пафос русских писателей и
их неослабный интерес к вопросам общественной жизни. В тесной связи русской литературы с жизнью народных масс кроется в конечном счете источник ее художественного новаторства и секрет успеха ее в читательских кругах всего мира.
В романах И.А.Гончарова судьбы героев связаны с судьбой России, с происходившими переменами. Вынося приговор старому миру ("обломовщина"), писатель многое не принимает и в идущем ему на смену мире "молодого поколения". Свободно владея французским, немецким и английским языками, Гончаров был в курсе всех крупнейших литературных явлений своего времени. Он воспроизвел "действительность во всей истине", со всеми отрицательными сторонами будничного быта, критически подошел к отдельным явлениям жизни, тщательно изобразив бытовые сцены, обработав детали. Трилогия И.А.Гончарова: "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв". Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40-60-ых годов.
Умеренных взглядов придерживался И.С.Тургенев, главным предметом изображения которого была "быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя". Отношение автора к представителям этого культурного слоя противоречивое. Он сочувствует их идеалам, но одновременно осознаёт их неосуществимость. В романах Тургенева в центре внимания автора находятся актуальные, "современные" общественные типы и явления, а в повестях всегда речь идет о вопросах более отвлеченных. В сфере психологии он проявил себя большим мастером, улавливающим действительно тончайшие, зыбкие движения души, почти непереводимые в логические категории. К одним из самых знаменитых рассказов Тургенева относятся - "Муму", "Бежин луг", "Ася", романы - "Отцы и Дети", "Рудин", "Накануне".
Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества Л.Н.Толстого. Его романы "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", повести, рассказы, драматические произведения выносят беспощадный приговор нравам и устоям, царящим в высшем обществе, нередко противопоставляют им народные моральные ценности и традиции. Творчество Толстого сосредоточено на коренных проблемах человеческого бытия, проблемах жизни и смерти, смысла жизни и любви, то есть тех вопросов, которые касаются коренных аспектов бытия человека и основных его ценностей
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.)
Романы Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Униженные и оскорблённые" и др.) - это мир страданий, трагедия бесправной и униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны, появляется ощущение собственного ничтожества, с другой - зреет протест, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко подобное самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию - преступлению. Но симпатии писателя на стороне не этих взбунтовавшихся людей, а тех героев, которые обладают неподдельной добротой и душевной чуткостью.