Файл: Системы государственного регулирования национальной экономики (общее описание).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Системы государственного регулирования национальной экономики (общее описание)
В последнем десятилетии ХХ в. Италия окончательно вошла в группу наиболее развитых в экономическом отношении стран мира – так называемую «Большую семерку» (G7), трансформировавшуюся в начале XXI в. в «Большую восьмерку» после вступления в эту группу России. Этому способствовали высокие темпы экономического роста. Как отмечают современные исследователи, реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в Италии заметно опережал другие развитые в экономическом отношении страны мира: в 1970–1998 гг. он составлял 80 % (во Франции – 68 %, в США – 62 %, в Германии – 37 %). На рубеже веков
на долю Италии приходилось 18 % экономического потенциала стран Европейского союза и 4 % мирового национального продукта. По данным европейской статистики, к 2007 г. ВВП Италии составлял 1 536 млн евро (12,5 % суммарного ВВП Европейского союза), уступая в рамках ЕС только Германии, Франции и Великобритании.
Исследователи отмечают, что Италия воплощает многие особенности южноевропейской социально-экономической модели развития. Особенностью этой модели является сравнительно поздняя, иногда пишут даже – запоздалая индустриализация, которая с самого начала поставила итальянскую экономику в положение слабого партнера на европейском рынке. Для южноевропейской модели экономического развития характерны преобладание «семейного» типа собственности, сопровождающееся высокой степенью концентрации капитала в верхнем звене производственной структуры и чрезвычайной распыленностью капитала в базовом эшелоне, прямое участие государства в экономической деятельности, опережающие темпы роста ВВП, экспортная специализация на отраслях среднего технологического уровня и в сфере услуг (туризм).
К началу 1990-х гг. стало очевидно, что как политическая, так и экономическая сфера Италии требуют реформирования. Реформы экономики во многом были обусловлены динамикой процессов европейской интеграции, созданием на базе Европейских сообществ Европейского союза и началом реализации «плана Делора» по введению единой европейской валюты в рамках Европейского экономического и валютного союза.
Реагируя на изменяющуюся ситуацию, основные политические силы Италии стремились сформулировать свои подходы к реализации экономических и социальных задач, возникших в конце ХХ в. В первой половине 1990-х гг. концептуальные основы своих подходов к этой сфере изложили как представители правоцентристского, так и левоцентристского блока (это было связано с подготовкой к всеобщим выборам 1996 г., на которых уже четко противостояли друг другу две политические коалиции – правоцентристская «Полюс свободы» и левоцентристская «Оливковое дерево»).
Правоцентристская концепция экономических и социальных реформ в стране была изложена в книге Пьетро Армани «Социальная экономика рынка: правительственная политика правых», опубликованной с предисловием лидера партии Национальный Альянс Джанфранко Фини в 1995 г.
Формулируя основные идеи правоцентристской коалиции, П. Армани подчеркивал необходимость налоговой реформы, которая могла бы сократить количество взимаемых налогов со 100 до 8, необходимость расширения государственного внимания к малому и среднему бизнесу и поддержки новых промышленных кластеров, сохранения государственного контроля над экономическим развитием страны.
Самостоятельные разделы программы были посвящены решению проблемы «оздоровления предприятий», изменению политики в сфере занятости, пенсионной реформе. П. Армани отмечал, что традиционное государственное регулирование системы трудовых отношений и пенсионной сферы привело к полному банкротству названных сфер социально-экономической жизни.
По мнению П. Армани, необходимо активнее вовлекать население в самостоятельную экономическую деятельность, тем более, что это соответствовало и концептуальным подходам европейских интеграционных структур. Забастовки, требовавшие увеличения заработной платы и сокращения рабочей недели, требования социальных льгот, выдвигаемые широкими массами трудящихся, по мнению П. Армани, отражали исключительно социальную демагогию руководства профсоюзов и левых партий и могли привести страну только к серьезному экономическому кризису.
Особое внимание в своей концепции П. Армани уделил проблеме приватизации государственного сектора итальянской экономики. Как и многие другие экономисты, П. Армани считал, что государственная экономика неэффективна и высокозатратна, хотя государственное регулирование экономики в итальянских условиях необходимо. В связи с этим назрело реформирование такой государственной структуры, как ИРИ (Институт промышленной реконструкции, вице-президентом которого П. Армани был с 1980 по 1991 г.), и приватизация «ЭНЕЛ» (Национальной электроэнергетической компании Италии). Главной идеей П. Армани была идея государственного регулирования социальных отношений при свободе рыночных отношений и значительное сокращение государственного патернализма, мешающего развитию социальной рыночной экономики Италии.
Центральным банком страны является Банк Италии, созданный в 1893 г. и ставший в 1926 г. единым эмиссионным центром. Уже с 1893 г. Банк Италии имеет тесные отношения с государством, хотя и является частным акционерным обществом. С 1895 г. ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 г. банк получил право контроля над кредитной системой и курсом национальной валюты – лиры. С 1936 г. он стал «Банком банков». В настоящее время в организационном плане Банк Италии – публично-правовое учреждение с капиталом, состоящим из 300 тыс. именных паев, которые поделены между государственными и полугосударственными учреждениями,
такими как сберегательные кассы, банки национальных интересов, институты социального обеспечения, страховые учреждения. Фактически Банк Италии является государственным институтом.
Банк Италии осуществляет исполнительную власть в денежно-кредитной сфере и является влиятельным экономическим учреждением в области государственного регулирования экономики. Административно он подчинен казначейству, в области кредитной политики следует рекомендациям Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям.
Свои функции по контролю над банковской системой Банк Италии осуществляет в соответствии с принятым в 1991 г. законом, 54 предусматривающим, в частности, запрещение неофициальной кредитной деятельности и нелегального приема вкладов под проценты. Наряду с этим Банк Италии проводит большую работу по выявлению подлогов, афер и финансовых махинаций, случаев сокрытия некоторыми банками реальных масштабов деятельности и сокрытия их от налоговых служб. Важным аспектом его деятельности стала борьба с мафией и прочими формами организованной преступности, прежде всего в банковской и финансовой сфере, в частности, с так называемым «отмыванием» наличных денег. В этой сфере Банк Италии тесно сотрудничает с Министерством финансов, Национальным валютным управлением, финансовой полицией, Национальным бюро по борьбе с мафией, а также с другими государственными и общественными организациями.
В настоящее время, в связи с образованием Европейской системы национальных банков в рамках Европейского экономического и валютного союза, Банк Италии является организацией, претворяющей в жизнь политику Европейского Центрального банка (ЕЦБ). ЕЦБ является единым эмиссионным центром для стран Европейского союза, входящих в зону евро, а также определяет денежнокредитную политику стран региона.
Кроме того, согласно уставу ЕЦБ национальные банки передали ему часть валютных резервов. Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках Европейского валютного союза.
Коммерческие банки Италии относятся к группе институтов краткосрочного кредитования, однако фактически их деятельность носит универсальный характер.
По форме собственности коммерческие банки являются в основном учреждениями с прямым или опосредованным государственным участием (как правило, это банки, находящиеся в собствен- 55 ности государственного Института промышленной реконструкции – ИРИ). С начала 1980-х гг. началась постепенная приватизация коммерческих банков, в результате чего доля государства в таких банках снизилась до 51 %.
Помимо государственных и полугосударственных банков, в Италии действуют около 100 частных банков, на их долю приходится 24 % депозитов и около 26 % кредитов всей банковской сферы.
Итальянская банковская система включает в себя помимо коммерческих банков ряд специализированных банков: народные банки, которые образуют сеть взаимного и кооперативного кредита; сберегательные кассы, которые аккумулируют мелкие сбережения, деловые банки, которые специализируются в основном на деятельности, связанной с ценными бумагами и их рынками; ипотечные банки.
Государственные кредитные учреждения (19,3 % депозитов, 19,3 % кредитов и 23 % штата служащих) являются собственностью государства (среди них есть очень старые банки, например, «Монте деи Паски ди Сиена», возникший еще в XIII в.). В эту же группу входит самый крупный итальянский банк, созданный в 1913 г., – «Банка Национале дель Лаворо» (БНЛ).
Три банка национальных интересов (БНИ, 11,4 % депозитов, 14 % кредитов и 17,5 % штата служащих) являются собственностью ИРИ. Банки национальных интересов являются депозитными банками. Это такие банки, как «Банко ди Рома», «Банка Коммерчиале Итальяна» и «Кредито Итальяно».
Итальянская Республика является унитарным государством, а в административном отношении разделена на области, которые, в свою очередь, делятся на провинции. Италия является членом Евросоюза и входит в зону евро. Налоги в Италии рассматриваются правительством как главное орудие воздействия государства на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества.
Чтобы дать точную оценку состояния налоговой системы Италии, необходимо вначале охарактеризовать долю налоговых поступлений в ВВП. Италия относится к группе стран с относительно высоким уровнем налогообложения. Так, в среднем за период 2000-2010 гг. налоговая нагрузка в этой стране составила 42,2%.
Основной акцент в налоговой системе Италии делается на использование прямых налогов. Их доля в доходах бюджетной системы за 2010 г. составила 41,7% всех налоговых поступлений. Доля косвенных налогов ниже - 26,8%. Соответственно, на долю взносов и отчислений на социальное страхование приходится около 31,5% доходов.
Основными налогами для бюджетной системы Италии, как и во многих развитых странах, являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость. Доля перечисленных налогов составляет около 48,6% всех доходов и около 80% от общей суммы налоговых поступлений. Роль отчислений и взносов на социальное страхование также весьма значительна - доля этих платежей составляет 31,5% всех доходов бюджетной системы.
В налоговой системе Италии имеет место хоть и незначительное, но превалирование налогов, поступающих от физических лиц (индивидуального подоходного налога в первую очередь). Данный факт можно объяснить наличием большой доли малого бизнеса в экономике страны. Так, за 2010 г. на долю поступлений от физических лиц и от юридических лиц приходится примерно поровну - по 50%.
Государственные налоги составляют большую часть налоговых поступлений - 53,1%, местные налоги -15,4%, взносы и отчисления на социальное страхование - 31,5%. Аналогичное соотношение имеет место во многих экономически развитых унитарных государствах.
Если рассматривать систему органов, осуществляющих налоговую политику и контроль в сфере налогообложения, то она определяется особенностями унитарного устройства государства.
На национальном уровне эти органы представлены Министерством экономики и финансов (Ministero dell'Economia е delle Finanze). Центром руководства государственным налогообложением и обеспечением единообразия в работе финансовой администрации является Департамент налоговой политики (Dipartimento delle Finanze) Министерства экономики и финансов. Департамент координирует налоговое законодательство, осуществляет толкование законов, разрабатывает законопроекты, в том числе законопроекты с поправками к действующему налоговому законодательству, которые предлагает на рассмотрение в рамках законодательных инициатив, осуществляет деятельность по надзору, контролю и оценке полученных результатов, координирует работу всех субъектов налоговой деятельности.
В 2001 г. из состава Министерства экономики и финансов выделены четыре Агентства налоговых поступлений (