Файл: 1. Описание технологического процесса 1 Конструктивное описание оборудования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
,(39)

76,54 рад/с.
Общее передаточное число по формуле [3, с.185]:
,(40)

,
Частные передаточные числа можно принять для редуктора по ГОСТ 20758 – 75 [3, с.30] u = 6,3.
2.6.2 Определение вращающих моментов

На валу шестерни вращающий момент определяем по формуле [3, с.215]:
,(41)

200 Н·м.
Вращающий момент на валу барабана:
М2 = М1 · u, (42)

М2 = 200 · 6,3 = 1260 Н·м.
Таблица 1 – Основные параметры конвейера.

Параметры

Валы

обозначение

единицы

измерения

1

2

Р

кВт

15

14,4

n

об/мин

731,25

115

ω

рад/с

75

12

M

Н·м

200

1260

u




6,3


2.7 Расчет зубчатых колес
Выбор материала.

Так как особых требований к габаритам передачи не предъявляется, выбираем материал со средними механическими характеристиками: для шестерни – сталь 45, термообработка – улучшение, твердость НВ230; для колеса – сталь 45, термообработка – улучшение, твердость НВ200 [3, с.28].
2.7.1 Допускаемые контактные напряжения

Допускаемые контактные напряжения определяем по формуле [3, с.27]:

,(43)
где σНlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов; для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ350 и термообработкой – улучшением, он равен [3, с.27]:

σНlimb = 2 · НВ + 70;(44)
KHL – коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают KHL = 1;

[SH] – коэффициент безопасности, [SH] = 1,2.

Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле [3, с.29]:
H] = 0,45 · ([σH1] + [σH2]);(45)
для шестерни:

442 МПа;

для колеса 1:

392 МПа;

для колеса 2:

H2] = 392 МПа.

H] = 0,45 · (442 + 392) = 375 МПа.

Требуемое условие [σH] ≤ 1,23 · [σH2] выполнено.
2.7.2 Конструктивные параметры передачи

Принимаем предварительно по [3, с.32], как в случае несимметричного расположения колес, значение КНβ = 1,25.

Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию [2]: .

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев определяем по формуле [3, с.26]:
,(46)
где Ка – коэффициент косозубых колес, Ка = 43;

≈ 129,7 мм.

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185 – 66 аω = 160 мм.

Нормальный модуль зацепления находим по формуле [3, с.30]:

mn = (0,01 ÷ 0,02) · аω,(47)

mn = (0,01 ÷ 0,02) · 160 = 1,6 ÷ 3,2 мм;

принимаем по ГОСТ 9563 – 60 mn = 3 мм [2].

Принимаем предварительно угол наклона зубьев β = 10º и определим числа шестерни и колеса по формуле [3, с.31]:
,(48)

14;

z2 = z1 · u,(49)

z2 = 14 · 6,3 = 88.
Уточненное значение угла наклона зубьев [3, с.31]:
,(50)

;
принимаем β = 17º01'.

Основные размеры шестерни и колеса:

Диаметры делительные по формуле [3, с.38]:
,(51)

43,922 мм,


276,078 мм.
Проверка:
мм.
Диаметры вершин зубьев:
da = d + 2 · mn,(52)

da1 = 43,922 + 2 · 3 = 49,922 мм,

da2 = 276,078 + 2 · 3 = 282,078 мм.
Ширина колеса:
b2 = ψba · aω,(53)

b2 = 0,4 · 160 = 64 мм.
Ширина шестерни:
b1 = b2 + 5,(54)

b1 = 64 + 5 = 69 мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
,(55)

.
Окружная скорость колес и степень точности передачи:
,(56)

1,65 м/с.
При такой скорости для косозубых колес принимаем 8 степень точности [3, с.27].

Коэффициент нагрузки:КН = КНβ · КНα · КНv,(57)

где КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; при v = 1,65 м/с и 8 степени точности КНα = 1,075;

КНβ – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба; при ψbd = 1,08, твердости НВ≤350 и несимметричном расположении колес относительно опор с учетом изгиба ведомого вала передачи КНβ = 1,125;

КНv – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении; для косозубых колес при v ≤ 5 м/с КНv = 1.

Таким образом:

КН = 1,125 · 1,075 · 1 = 1,21.

Проверка контактных напряжений по формуле [3, с.34]:
,(58)

333 МПа.
Условие σН < [σH] выполнено.

Силы, действующие в зацеплении [3, с.217]:

окружная ,(59)

9108 Н;

радиальная ,(60)

где α – угол профиля зуба, α = 20º;

3095 Н;

осевая

Fa = Ft · tgβ,(61)

Fa = 9108 · tg 17º01' = 2786 Н.

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле [3, с.38]: ≤ [σF],(62)

здесь коэффициент нагрузки КF равен [3, с.38]:

КF = К · КFv(63)

При ψbd = 1,08, твердости НВ ≤ 350 и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор К
= 1,26, КFv = 1,1.

Таким образом, коэффициент нагрузки:

КF = 1,26 · 1,1 = 1,39

YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев zv [3, с.38]: ;(64)

у шестерни

≈ 16,

у колеса

≈ 92,

таким образом YF1 = 3,80 и YF2 = 3,60.

Допускаемое напряжение определяем по формуле [3, с.39]:
,(65)
где - предел выносливости (при отнулевом цикле), соответствующий базовому числу циклов; для стали 45 улучшенной при твердости НВ ≤ 350

= 1,8 НВ [2];

[SF] – коэффициент безопасности;

[SF] = [SF]' · [SF]";(66)

для поковок и штамповок [SF]" = 1, [SF]' = 1,75;

[SF] = 1,75 · 1 = 1,75;

для шестерни: = 1,8 · 230 = 415 МПа,

= 1,8 · 200 = 360 МПа.

Допускаемые напряжения:

для шестерни

237 МПа,

для колеса

МПа.

Находим отношение :

для шестерни МПа,

для колеса МПа.

Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

Определяем коэффициенты Yβ и К [3, с.35]:
,(67)

,

;(68)
где n – степень точности зубчатых колес, n = 8;

εα – коэффициент торцового перекрытия, εα = 1,5;

0,92.

Проверяем прочность зубьев колеса:

≈ 198 МПа.

Условие σF2 = 198 МПа < [σF2] = 206 МПа выполнено.
2.7.3 Предварительный расчет валов редуктора


Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.

Ведущий вал:

диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении определяем по формуле [3, с.94]:
,(69)

≈ 29,4 мм;
принимаем dв1 = 30 мм;

принимаем под подшипники dп1 = 35 мм.

Шестерню выполним за одно целое с валом.


Рисунок 5 – Конструкция ведущего вала.
Ведомый вал:

диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении [τk] = 25 МПа:

≈ 63,6 мм.

Принимаем ближайшее значение из стандартного ряда : dв2 = 65 мм ; диаметр вала под подшипниками dп2 = 70 мм; под зубчатым колесом dк2 = 75 мм.


Рисунок 6 – Конструкция ведомого вала.
Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.