Файл: Пояснительная записка рабочей программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка рабочей программы

Рабочие программы являются частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МОАУ»СОШ №49 г. Орска».

Рабочие программы для 6 класса МОАУ «СОШ № 49 г. Орска» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) находящихся на домашнем обучении, составлены на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), и на основе федеральных и региональных нормативных документов:

• Базисный учебный план, утвержденный Приказом МО России от 10.04.2002 г. № 29/2065-п (I вариант).

• Письма Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. № 27/2643-6

• Письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 n 29/1470-6 Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения).

• Закона РФ “Об образовании”, Типового положения об образовательном учреждении от 31.03.1997 г. №325-14-22;

• Постановлений Правительства Оренбургской области от 11.02.2009 N 51-п, от 27.10.2014 N 814-п).

• «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10» с 1сентября 2011года.

• Устава МОАУ «СОШ № 49 г. Орска».

Учащиеся 5-9 классов обучаются по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл. - М.: ВЛАДОС, 2013.

Цель программы:

  • Обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

  • коррекция отклонений в развитии учащихся средствами образования, а также социально-педагогическая реабилитация для последующей интеграции в общество, подготовка каждого обучающегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей.

  • создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.


Задачи программы:

  • овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

  • достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

  • формирование навыков учебной деятельности, самостоятельности;

  • формирование коммуникативной функции речи;

  • формирование практического и образного мышления;

  • устранение или коррекция специфических нарушений с помощью коррекционных занятий;

Учебные программы для V—IX классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.

По общеобразовательным предметам представлены программы которые рассчитаны по учебному плану.

1.Русский язык – 2 часа в неделю.

2. Чтение - 1 час в неделю.

3. Математика - 2 часа в неделю.

4. География – 0,5 часа в неделю.

5. Биология – 0,5 часа в неделю.

6. Технология – 2 часа в неделю.

7. Коррекционные занятия СБО - 1 час в неделю.

Итого в 6 классе 9 часов.

Коррекционный блок представлен программой по социально-бытовой ориентировке (СБО).

Коррекционные занятия проводятся по индивидуальным планам.

Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Программы составлены с учётом особенностей познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития и направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию.

Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений; трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.



Специальной задачей коррекционной школы является исправление дефектов развития учащихся с нарушениями интеллектуального развития.

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Программа рассчитана на 34 учебные недели.
Рабочая программа по русскому языку

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. Воронковой В.В. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год

Учебник: Н.Г.Галунчикова, Э.В Якубовская «Русский язык». Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2014г.

I раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МОАУ»СОШ №49 г. Орска».

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

- Пояснительную записку.

- Общую характеристику учебного предмета.

- Описание места учебного предмета.

- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

- Содержание учебного предмета.

- Поурочно-тематическое планирование.

- Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.


- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

- Система оценивания.

- Приложения к программе.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса.

Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого ученика к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Уделяется внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.

Цели:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»

  • Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

  • Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.


Задачи:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из
    произведений русских и зарубежных классиков и современных пи­сателей;

  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  • научиться правильно и последовательно излагать свои мыс­ли в устной и письменной форме;

  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,

  • развитие пространственной ориентации,

  • развитие основных мыслительных операций,

  • коррекция речи и мышления,

  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,

  • обогащение словаря,

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие фонетико-фонематических представлений;

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. Воронковой В.В. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2008 год.

Учебник: Н.Г.Галунчикова, Э.В Якубовская «Русский язык». Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2008г.

Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок –беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-путешествие, урок –игра, урок развития речи, урок систематизации и обобщения знаний, урок проверки и оценки знаний

Методы и приемы обучения: объяснение; рассказ; демонстрация; наблюдение; работа с книгой, игра; упражнение; практическая работа; самостоятельная работа; программированное обучение;

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.