Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им. Проф. М. А. Бончбруевича.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
(СПбГУТ)
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и регионоведения
Дисциплина: Культурология
ТЕМА 8. Культура Древней Индитыи
Фамилия: Давыдов
Имя: Семён
Отчество: Александрович
Группа №: ИБ-13з
Проверил:______________
Санкт-Петербург
2023
Содержание
Краткое введение 3
Цель 3
Задачи 3
1. Древнейшие культуры Индии 5
2. Ведическая культура 8
3. Зарождение буддийской культуры 12
Заключение 16
Список литературы / интернет-ресурсов 17
Краткое введение
Культура Древней Индии и по сей день актуальной темой для всех людей. Древняя цивилизация Индии отличается от Древнего Египта, Месопотамии и Греции тем, что многие её традиции непрерывно сохранялись и по сей день. Индия – страна с древнейшими культурными традициями.
В III-II тысячелетии до н. э. в долине Инда существовала одна из величайших цивилизаций древности. Наука узнала об этой малоизвестной культуре древней Индии намного позже, чем о других цивилизациях, – примерно в 1920-ые года. Вписать древнюю Индию в мировую историю оказалось не легко: слишком много трудных и неразрешимых проблем задает данный период истории. С самого начала культура Индии неразрывно связана с Хараппской цивилизацией, которая в свою очередь предшествовала местные неолитические поселения.
В XXXI - XXI веке до н. э. в долине Инда существовала одна из величайших цивилизаций древности. Самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой культуры, в которых она развивалась, дают основания в конечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане самостоятельности и независимости ее развития, так и тем более с точки зрения уникальности ее облика и характера.
Цель
-
Выделение особенностей и изучение культуры Древней Индии.
Задачи
-
Изучить древнейшие культуры Индии. -
Выделить особенности Ведической культуры. -
Узнать откуда берет истоки буддийская культура и как она зарождалась.
Книга Васильева Л.С. помогает разобраться в древнейшей культуре Индии. Сам Леонид Сергеевич был выдающимся специалистом в истории Древнего востока, данное учебное пособие сжато, но относительно подробно излагает историю древневосточных государств, несмотря на некоторую спорность выдвинутых концепций (например переоценка концепции власти-собственности) оно будет хорошим подспорьем при изучении данной учебной дисциплине.
Гаспаров М.Л это известнейшей российский литературоведа и филолог-классик. В его работах соединены вместе воспоминания и портреты современников. Благодаря таланту Гаспарова, его книги весьма интересны и не теряют своей актуальности.
1. Древнейшие культуры Индии
Ученые узнали о древнейшей культуре Индии лишь в XX в., во время раскопок в Хараппе, на территории которого находится современный Пакистан. Планомерные исследования были начаты там лишь в 1921 г. индийским археологом Д.Р. Сахни, годом позже был открыт другой центр цивилизации – Мохенджо-Даро (на языке синдхи «Холм мертвых»). Таким образом, стало ясно, что центры культуры Индии – города Хараппа и Мохенджо-Даро – существовали уже в 3000 до н.э. (бронзовом веке) в среднем и нижнем течении Инда1.
Ранний период Хараппской цивилизации (3300-2800 гг. до н.э.) характеризуется интенсивной торговлей, одомашниванием новых растительных культур (таких, как рис и хлопок), быков. Постепенно из общин строятся города, защищенные стенами, которые, судя по небольшому количеству найденного оружия, защищали скорее от паводков, а не врагов.
Расцвет Хараппской цивилизации пришелся на 2600-1900 гг. до н.э., она заселяла самую большую территорию среди существующих в ту пору.
Основные центры этой цивилизации – Хараппа и Мохенджо-Даро – были крупными городами с населением около 100 тыс. человек.
В городах четко выделялись нижний и верхний город. Верхний город – это цитадель, построенная на искусственном возвышении, отделенная стеной от остального города. Здесь, очевидно, находились административные здания, проводились общественные церемонии, здесь население города спасалось от наводнений, довольно частых в долине Инда.
Нижний город – жилые постройки, возведенные по четкому плану. Улицы пересекались под прямыми углами. Главные улицы имели ширину до 10 м, к ним сходились более узкие улочки и переулки (ширина которых могла не превышать 2 м), не имевшие никакого покрытия. Дома богатых людей могли иметь до 30 комнат. Окон еще не было, освещались они через отверстия в верхней части стен.
Планировка городов достигла довольно высокого уровня: выверенные пропорции домов, выстроенные из обожжённого кирпича одинакового размера, продуманные здания общественного значения (амбары, верфи). Интересно, что города были разделены на районы, предназначенные для тех или других профессий: строители жили в отдельном районе, ремесленники – в районе по роду деятельности и т.д.
Все города строились по единому принципу, не было разделения на дворцы для властьимущих и дома худшего типа для ремесленников: уровень жизни был практически одинаков, без явного классового расслоения. Потому сложно сказать, какие слои населения были наделены властью. Однако, о том, что централизованная власть явно была, говорит единый стандарт изготовления различных вещей: от практически одинаковой посуды до выверенных кирпичей и печатей.
Среди находок хараппской культуры можно выделить керамические сосуды, изготовленные на гончарном круге, обожженные в специальных печах, покрытые красной охрой с черным орнаментом ( кружки, треугольники, клетки, скрещивающиеся линии, штриховка, растительные, реже зооморфные мотивы – фигуры птиц и зверей), украшения из золота и серебра с включением бусин агата, яшмы, раковин, изделия из фаянса.
Судя по часто встречающейся на печатях фигуре с рогами (или их подобием) на голове, иногда с тремя лицами, сидящей в позе йоги и окруженной животными, некоторые ученые сделали вывод, что фигура изображает раннюю ипостась бога Шивы (Рудры). Другие отождествляют эту фигуру с демоном Махишей. Третьи заявляют, что фигура является божеством, но не стоит ее связывать с культом определенного более позднего божества
Засуха 2200 года до нашей эры, коснулась не только цивилизации Инда, но и более обширных территорий планеты. Под её воздействие попал Египет, Месопотамия, с государством Аккад, культура лянчжу в дельте реки Янцзы Китая и даже Северная Америка. Исторически сложилось так, что даже относительно незначительные климатические или экологические изменения приводили к увеличению уровня насилия, голоду, эпидемиям и демографическим изменениям в популяциях людей.
Хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации. Новый очаг складывался в основном в долине Ганга, в районах, отстоящих от центров хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячи километров
2. Только историческое единство Индии в ее привычных недавних границах, объединяющих обе великие речные долины (не учитывая современность, когда долина Инда в основном вошла в состав Пакистана), побуждает специалистов столь тесно связывать между собой Хараппу и ариев и, более того, искать преемственность между ними.
2. Ведическая культура
О религии и мифах племен ведийской эпохи можно судить по ведам. Веды – это сборник самых древних священных писаний иудаизма на санскрите. Они содержат богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригвед» и других ведийских сборников (самхит).
Ведическая культура – ранняя стадия формирования древнеиндийской религии, из которой впоследствии образовался брахманизм и индуизм. Сам термин ведическая культура произошел от слова веды (санскр. веда – знание). Веды – это собрание священных текстов конца 2-го начала 1-го тыс. до н.э. содержащих жизнеописания древних арийских богов, гимны и заклинания, также основные рекомендации для устройства жизни последователей ведической традиции. Вед существует четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.
Родоначальниками ведической культуры явились племена ариев, которые вторглись на территорию Индии в середине второго тысячелетия до новой эры.
На начальном этапе они не отличались высокой культурой, далеко не ушли от кочевого образа жизни, занимались в основном скотоводством. Затем появилось и земледелие, которое заметно развилось благодаря появившимся орудиям труда. У ариев была хорошо развита духовная культура, в частности это относится к литературе. Важными памятниками литературы этого периода служат произведения, написанные на древнеиндийском языке (санскрите). Эти произведения, названные ведами, дали название всей культуре индоариев.
В новом социальном устройстве первостепенная роль отводилась брахманам знатокам вед и главным исполнителям обрядов. Слово «брахман» многозначно. В ведах есть упоминание о брахмане – некоей таинственной силе, присущей ведийскому ритуалу.
Но так же брахманы это еще и жрецы, и комментарии к ведам учёных ритуалистов-брахманов. Иногда так обозначалась магическая власть священного изречения – мантры. Этой властью, таинственной силой обладал – брахман, жрец, заклинатель. Продвигаясь на восток, к берегам Ганги, арии сталкивались не только с сопротивлением местных племён, но и с враждебностью природы. Здешние джунгли не отличались приветливостью, и жрецам
приходилось заниматься не только жертвоприношениями, но и лечить людей от новых неизвестных болезней. В этом преуспевали атхарваны – маги, знавшие заклинания от болезней и дурного глаза, от злого духа и лихого человека. Они могли научить любым заговорам, знали, как приворожить приглянувшуюся девушку или красавца-юношу, как добиться лада в семейной жизни и согласия с родственниками, благосостояния и здорового потомства.
Обожествление природы в ведической мифологии было связано с приоритетом идеи ее целостности, в которой исчезает разнообразие составляющих. Поэтому так легко в дальнейшем развитии индийская религиозная традиция переходит к обожествлению единого безличного принципа, что стоит над всем и пронизывает все существующее. Так, в текстах «Ригведы» эта идея еще имеет свое олицетворение в образах основных богов пантеона. Но уже в философско-религиозных представлениях упанишад этот принцип становится безличным космическим абсолютом – Брахим-моему или Брахманом.
Араньяки, что означает “лес” с перевода – это тексты для отшельников, которые оставляли мир, чтобы уединиться в лесу для поиска духовных истин.
Упанишады, с перевода “сидеть около” – тексты, возникшие на протяжении длительного процесса осмысления главных принципов и положений ведической литературы. Их иногда называют Веданта, то есть концом вед.
Центральная доктрина упанишад – разработка идеи единства Атмана и Брахмана. Исходя из представления о бессмертии индивидуальной неистребимой души (дживы), упанишады утверждают ее непрерывное пребывание в кругу перерождений (сансаре).
Благодаря такому переосмыслению ведических религиозно-мифологических верований брахманизм стал новой, своеобразной мировоззренческой системой, на которой основывается индийская культура. Общекультурное значение брахманизма проявляется во всех дальнейших культурных достижениях Индии. Основные сюжеты индийского эпоса, главные религиозные понятия и представления, ряд философских идей, даже некоторые социально-политические стандарты связаны с брахманизмом.
Правового закрепления идеология брахманизма приобрела в VI веке до нашей эры в Законах Ману – первом политико-правовом кодексе индийской культурного единств, переживающей процесс становления. Ману, по ведической мифологии, был прародителем всех людей, только он один выжил после потопа на земле. От назначенной ему богами жены Иди и происходит род человеческий. По легенде, мудрые люди получили от Ману законы, согласно которым обязательно принадлежит всем жить.