Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им. Проф. М. А. Бончбруевича.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Варново-кастовое деление в Индии имеет глубокие исторические корни, без выяснения которых трудно понять роль каст в Индии, а также развитие всей системы индусского права. Класс - варна - каста, соотношение этих феноменов в их историческом развитии, одна из нерешенных проблем востоковедения. В исследовании этих проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм зависимости в Древней Индии.

Своеобразие общественного стоя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Варны возникли в период окончательного разложения родового общества и формирования у индийцев рабовладельческого способа производства и рабовладельческого государства. Затем они получили закрепление и освящение в классовом обществе.

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни – дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело – кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Государство Магадха стало первой в истории Индии рабовладельческой державой. Главной религией, базирующейся на брахманизме, становится джайнизм, который впоследствии вырастет в целую идеологию рабовладельческих держав. Пророком этой религии является Джайна (Джина-победитель). Он со своими последователями создает церковные организации, монастыри и храмы.

Характерной особенностью новой религии являлся аскетизм, т. е. подавление в себе различных желаний, склонность к одиночеству, отказ от многих благ и т. д. Все это нужно было для того, чтобы достичь главного результата всей жизни сторонника джайнизма – нирваны.

Постепенно из национально и культурно однородной массы ведийских ариев образовалась национально и социально разнородная, пёстрая в культурном отношении среда, которая включала в себя кроме пришельцев много индийских народов и племён, стоящих на разных ступенях развития. Выросший из религии вед брахманизм не мог долго соответствовать многоукладному индийскому обществу. К тому же в V в. до н. э. в Индии появились новые религии – джайнизм и буддизм. Они нанесли сокрушительный удар по притязаниям брахманов на интеллектуальную и духовную исключительность в обществе. Новые религии широко распахнули двери для всех слоёв населения, безразлично относясь к их кастовой принадлежности.

3. Зарождение буддийской культуры



В VI в. до н. э. в Северной Индии возник буддизм. Причинами появления буддизма было следующее:

Во-первых, в тот период в Индии надвигался кризис древней ведической культуры. Она господствовала долгое время и отличалась ритуализмом, жертвоприношениями и формальным благочестием брахманов – жрецов. Прежние племенные устои перестали отвечать сознанию людей, и общество нуждалось в новых, альтернативных учениях и религиях.

Во-вторых, в то же время укреплялась государственная власть. Варновый (сословный) строй претерпевал изменения. Варна кшатриев, воплощавшая благородную власть индийских царей в древности, становилась сильнее и начинала противостоять варне брахманов.

В северо-восточной Индии привилегии брахманов и без того были меньше по сравнению с остальной частью страны, и в кризисный период эта местность стала открыта для новых веяний и традиций. На почве этого на индийском северо-востоке, в «слабом звене» брахманизма, появился источник буддийской религии, который постепенно разливался по всей стране и дальше – по всей Юго-восточной Азии, и его течение приносило всем отречение и избавление.

В северо­восточном регионе Индии начали происходить активные преобразования, связанные с усилением власти и влияния светских правящих элит, то есть кшатриев. Потому неудивительно, что в сложившихся обстоятельствах люди, стоявшие у кормила управления находившимися здесь государствами, стремились по мере сил поддерживать учение, отвергавшее высший социальный и религиозный статус жрецов­брахманов.

Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, сын правителя штата Магадха. Именно этот человек становится Буддой (просветленным) путем уединения и самоистязания.

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Буддизм признает первенство потока жизни, то есть то, что жизнь существовала всегда, и не только после эмпирически данного факта человеческого рождения. Для современного человека, который верит в конечность своего существования, этот тезис неочевиден, поэтому он склонен приписывать буддизму догматическую веру в эту позицию. Однако это не так. Для восточного человека вера в первичность жизни - не догма, а предрефлексивная предпосылка-самоочевидность.



Привязанность к существованию (тришна) является причиной постоянного перерождения, перехода после смерти одного состояния в другое; мир - это непрерывное перерождение, известное как сансара.

Накопленная карма – эквивалент суммы человеческих действий – определяет его посмертную судьбу. Карма, решающая проблемы теодицеи, является основной причиной и универсальным объяснительным инструментом для всего. Все способы улучшить карму направлены на обеспечение наилучшего возможного следующего перерождения, но в конечном итоге - на преодоление воли к жизни.

Для буддиста конечной целью является Нирвана, то есть выход из системы перерождения. «Истинная суть этого тоже, пустота, ее вид - прекращение всякого обмана, знак ее освобождения от всех страданий» (из перевода шастр «спасение украшения»). Нирвана, по сути, не дает знания; чтобы достичь нирваны, нужно достичь ее; остальные знают, чем не является нирвана.

Нирвана предполагает полное исчезновение Дхарма, освобождение от любой связи с существованием в любом из миров, несовместимость с любым другим состоянием.

В этой традиции образ бодхисаттвы, существа, стремящегося к просветлению и помогающего в просветлении других. Культы бодхисаттвы воплощали различные аспекты совершенства Будды. Бодхисаттва, как Спаситель, должен был развить добродетели (Метта, Каруна, Мудита), но над ними должно быть состояние упеккхи, бесстрастия, принятия идеи, что все, что существует, является бесконечным возбуждением Дхарма. Бодхисаттва должен вдохновляться бодхичиттой, «основой просветления», и следовать трансцендентному вектору парамит, наиболее важных добродетелей махаяны.

Страдание в буддизме не является выражением пессимизма или усталости от жизни стареющей цивилизации: это фундаментальный тезис всеобъемлющей идеи, поскольку нет другого опыта, столь же универсального. Не все живые существа являются живыми существами, и не все живые существа достигают уровня, на котором эта способность достигает своей собственной природы и значения; но все живые существа страдают, потому что все они подвержены старости, болезням и смерти. Этот опыт формирует связь между существами, которые иначе имели бы мало общего; это мост, соединяющий человека с животным миром, это основа всеобщего братства.


В буддизме выделяют три главные ценности:

Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.

Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Буддизм является единственной религией в мире, которая не требует от человека, который обращается к нему, признать любую позицию, не связанную с опытом физического человека. Оно не требовало никакой веры в божество, совершенную сущность, материальный мир или что-либо еще, что естественному человеку восточной культуры не показалось бы самоочевидным.

Основные направления буддизма - хинаяна, махаяна и ваджраяна (ламаизм).

Хинаяна (узкая колесница) – наиболее ортодоксальное направление, тесно связанное с ранним буддизмом. В широком смысле слова хинаяна – это любое учение, отличное от махаяны. Однако часто под ней понимается именно ортодоксальный буддизм, и тогда хинаяна признается синонимом «тхеравады» – собственно следованию заветам Будды. В хинаяне осуждается идолопоклонничество, центр тяжести перенесен на духовное совершенствование. Это учение исторически наиболее древнее, оно существует и сегодня, однако с течением времени уступает свои позиции двум другим – более «религиозным» в обычном смысле слова.

Махаяна (широкая колесница) сформировалась еще до нашей эры, и сегодня одна из наиболее распространенных ветвей буддизма. Идеи классического буддизма в махаяне значительно деформированы и мифологизированы. Махаяна почитает Будду Богом, соответственно, существует множество обрядов, связанных с почитанием этого божества.

В целом учение Будды, впитав в себя наследие индийских религий, определяется как самостоятельное с целым комплексом отличительных моментов. Буддизм отличен от ведийской традиции тем, что он не опирается на обряды жертвоприношений для богов, управляющих силами природы. Духовный мир человека и его действия перестают зависеть от действий жрецов, внутреннее освобождение достигается при помощи правильных личностных усилий: праведных мыслей, праведного поведения и духовной дисциплины.

Заключение



Итак, Хараппская или же Индская цивилизация – это цивилизация, развившаяся в долине реки Инд во временном отрезке 3300-1300 годов до н.э. Занимала территории современных Афганистана, Пакистана и северо-запада Индии. Этнически, цивилизация состояла из дравидийских народов. Изобретения данной цивилизации повергают в шок, ибо люди пользуются и поныне.


Веды определили будущее культуры Индии. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы); шудры (рабы и военнопленные). Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней.

В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм – одна из мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный).

В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале II тыс. н.э. он растворяется в индуизме.

Дальнейшая судьба буддизма как самостоятельной религии продолжила развиваться в других странах Азии.

Список литературы / интернет-ресурсов





  1. Васильев Л.С. История древнего востока. Учебное пособие для академического бакалавриата- М.: ЮРАЙТ, 2022. - 307 c.

  2. Гаспаров М.Л. История мировой культуры. - М.: АСТ, 2017. - 720 c.

  3. Садохин А. П. История мировой культуры: учебное пособие. М., Юнити-дана, 2015. – 976 с.

  4. Воскресенская Н.О. Культурология. История мировой культуры: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 759 c.



1 Садохин А. П. История мировой культуры. М., Юнити-дана, 2015. – С. 82.

22 Васильев Л. C. . История древнего востока. Учебное пособие для академического бакалавриата,,. М., Юрайт, 2017. – С. 180.