Файл: Статистика тема Статистика как наука. Статистическое наблюдение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТАТИСТИКА
Тема 1. Статистика как наука.
Статистическое наблюдение.
Статистическая сводка и
группировка.
Цели изучения темы:
- ознакомление с предметом, методами и отраслями статистики;
- освоение базовых понятий статистики;
- ознакомление с методами сбора и систематизации статистической информации;
- ознакомление с методами построения частотных распределений.
Задачи изучения темы:
 освоение основных понятий, используемых в статистики;
 изучение процесса статистического исследования;
 освоение методов сбора и систематизации данных;
 изучить процесс проведения статистического наблюдения;
 изучить процесс проведения сводки и группировки данных.
В результате изучения данной темы Вы будете знать:
 что такое статистика и что она изучает;
 какие отрасли статистики существуют;
 важнейшие категории и понятия статистики;
 что такое статистическое исследование и из каких этапов оно состоит;
 что такое статистическое наблюдение;
 какие формы наблюдения существуют;
 что такое перепись населения и для чего она проводится;
 что такое сводка и группировка данных;
 какие виды группировок существуют и для чего они применяются;
 как определить, сколько групп можно выделить внутри любой статистической совокупности;
 как оформляются результаты группировки данных;
 что такое ряд распределения и чем он отличается от группировки;
 каким образом можно наглядно представить ряд распределения;
 что такое полигон и гистограмма распределения.

уметь:
 использовать понятия статистики при изучении других дисциплин;
 различать и выбирать вид наблюдения для сбора данных.
 группировать объекты по количественным признакам и оформлять результаты в виде таблиц;
 анализировать структуру изучаемых явлений и выявлять наличие взаимосвязи между основными признаками;
 строить и изображать на графиках ряды распределения.
Учебные вопросы темы:
1. Предмет и метод статистики.
2. Отрасли статистики.
3. Метод статистики.
4. Основные категории статистики.
5. Сущность и виды статистического наблюдения.
6. Точность статистического наблюдения.
7. Статистическая сводка и группировка данных.
8. Принципы построения статистических группировок.
9. Ряды распределения.
Обратите внимание:
1. Статистика — это самостоятельная общественная наука, которая, опираясь на числа и цифры, изучает массовые социально- экономические явления и процессы в неразрывной связи с их качественной стороной, выявляет основные характеристики и закономерности развития этих явлений и процессов на микро и макроуровнях применительно ко всем сферам деятельности экономики и общества.
2. Статистическое исследование включает 4 основных этапа: наблюдение (сбор первичных данных); предварительная обработка и группировка данных; расчет и интерпретация обобщающих статистических показателей; моделирование взаимосвязей между социально экономическими процессами и явлениями. Используемые на каждом этапе приемы и методы работы с данными в целом составляют методологию статистики.
3. Объектом исследования в статистике является статистическая совокупность – реально существующее множество объектов или явлений, которые обладают внутренней взаимосвязью и целостностью и объединены общими признаками — свойствами и характеристиками этих объектов или явлений, которые могут быть

определены или измерены. Составляющие совокупность объекты или явления называют единицами совокупности, общее количество которых составляет объем совокупности.
4. При проведении исследования у единиц совокупности измеряются или фиксируются значения изучаемых признаков, которые называются вариантами. Варианты количественных признаков выражаются числами, которые характеризуют размеры изучаемых единиц совокупности.
Варианты качественных признаков характеризуют свойства единиц совокупности, которые не поддаются прямому числовому выражению.
5. Статистический показатель представляет собой количественное выражение отдельного варианта признака или совокупности в целом и получается расчетным путем. Для изучения сложных объектов и явлений используется система статистических показателей – комплекс взаимосвязанных показателей, позволяющих учесть различные характеристики изучаемого объекта или явления.
6. Внутри совокупности существует вариация – изменяемость, колеблемость вариантов признака у различных единиц совокупности.
7. Именно наличие вариации и изменчивости данных с течением времени определяет необходимость статистики как науки и делает неизбежным процесс постоянного сбора, обновления и анализа информации о развитии общества и экономики.
8. Для сбора и получения обобщающих характеристик о социально- экономических явлениях и процессах применяется метод наблюдения. Существует три основных формы наблюдения – отчетность, специально организованное наблюдение, статистические регистры.
9. Все хозяйствующие на территории РФ субъекты обязаны заполнять и вместе с данными бухгалтерской отчетности предоставлять в органы государственной статистики специально разработанные и утвержденные формы статистической отчетности. Сведения о хозяйствующих субъектах и основных их экономических показателях заносятся Федеральной службой государственной статистики в специальную базу данных - Статистический регистр.
10.
К специально организованному наблюдению относят маркетинговые и социологические обследования, а также перепись
— широкомасштабные работы по сбору статистической информации об изучаемых объектах в границах отрасли, региона или страны в целом (перепись многолетних насаждений, жилого фонда и т.п.). Для организации сбора, обработки и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении,

проживающем в определенный момент времени в стране, проводятся переписи населения.
11.
Наблюдение бывает сплошным – обследуются все единицы совокупности (перепись) – и не сплошным — данные собирают у части единиц совокупности
(выборочные обследования предприятий, населения).
12.
По срокам регистрации данных наблюдение бывает непрерывным – ведется постоянно по мере совершения фактов
(рождение, смерть, заключение брака) и прерывным – сбор данных проводится периодически через равные промежутки времени (сбор отчетности) или единовременно.
13.
Сведения для регистрации получают непосредственно в результате измерений или расчетов, из документов или в результате опроса.
14.
При сборе сведений могут возникать ошибки регистрации – неверное измерение или запись данных. При выборочных исследованиях может возникать ошибка репрезентативности - когда данные, полученные от части совокупности, не отражают реальной картины в совокупности в целом.
15.
Точность наблюдения повышается путем контроля данных на полноту охвата единиц совокупности и в результате логического и арифметического контроля качества заполнения статистических формуляров.
16.
Для подготовки собранных данных к анализу используются сводка – научная обработка первичных данных с целью получения обобщенных характеристик изучаемого явления по существенным для него признакам и группировка – разбиение общей совокупности единиц на более однородные группы по одному или нескольким признакам. Признак, по которому делится совокупность, называется группированным, или основанием группировки.
17.
Группировка данных позволяет: выделять социально- экономические типы явлений (типологическая группировка), изучить структуру явления (структурная группировка), выявить взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями (аналитическая группировка).
18.
Разбивать совокупность на группы можно по одному качественному или количественному признаку
(простая группировка) или по нескольким в комбинации (комбинационная группировка).
19.
Число групп зависит от вида группировочного признака, степени его вариации и объема совокупности. Число групп можно рассчитать
по формуле Стерджесса или определить исходя из целей исследования.
20.
Группа может характеризоваться понятием, категорией (если группировочный признак качественный), а также числовым вариантом или интервалом значений (если группировочный признак количественный).
21.
Интервалы групп имеют верхнюю и нижнюю границы. Если первый или последний интервал не имеет нижней или верхней границы, он называется открытым. Ширина интервала вычисляется как разность между верхней и нижней границами. По ширине интервалы группировок бывают равными и неравными.
22.
Ряд распределения представляет собой простейшую группировку, в которой каждая выделенная группа характеризуется только количеством входящих в нее единиц совокупности.
Атрибутивные ряды распределения построены по качественному признаку. Вариационные ряды распределения построены по количественному признаку и могут быть дискретными и интервальными.
23.
Количество объектов в каждой группе называют частотой.
24.
Для визуального анализа рядов распределения используют графики. Для изображения дискретных рядов используют полигон распределения, для интервальных - гистограмму распределения. Для построения гистограммы интервального ряда с нервными интервалами используют плотность распределения, которая показывает, сколько единиц в каждой группе приходится на единицу ширины интервала.
25.
Несопоставимые по числу групп группировки подвергают вторичной группировке путем укрупнения ширины первоначальных интервалов.
Вопрос 1. Предмет и метод статистики
Изучаемые статистикой явления и процессы многообразны. В первую очередь статистика изучает все, что связано с экономической деятельностью общества – производство и реализация промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительство и реконструкция основных фондов, работа транспорта и связи, формирование и движение финансовых потоков. Статистические методы широко используются в анализе социальных процессов и явлений – занятости и безработицы, доходов населения, изучении общественного мнения и т.д. Большую роль играет статистика в технике и производственной деятельности, например, в организации контроля качества продукции. Методы статистики применяются в бухгалтерском учёте, экономическом

анализе, менеджменте, маркетинге, логистике, страховании и оценочной деятельности и в других научных и практических областях.
Первоначально статистику определяли как
“государствоведение”, поскольку в основном она занималась описанием особенностей государств и служила для учета населения, сельскохозяйственных средств производства, для повышения эффективности взимания налогов и сборов, т.е. для реализации фискальных целей государств. С развитием торговли и международных товарно-денежных отношений описательной функции статистики становилось недостаточно, и это послужило стимулом для формирования её в самостоятельную науку.
В настоящее время под термином “статистика” чаще всего понимается следующее.
Статистика – это искусство и наука сбора и анализа данных.
Поскольку данными называется любой вид зарегистрированной информации, статистика играет важную роль во всех сферах деятельности человека. Известный английский статистик У. Дж.
Рейхман ещё в начале прошлого века заметил: “Едва ли не в каждом своём аспекте явления природы, а также человеческая и прочая деятельности поддаются сейчас измерению при помощи статистических показателей”.
Статистика – это одна из форм практической деятельности человека, цель которой – сбор, обработка и анализ данных о различных социальных, общественных и экономических явлениях.
Исторически данную функцию статистики реализует государство. Во всех странах мира деятельностью по сбору и обобщению информации для внутренних и внешних потребностей экономики занимаются специально учреждаемые государствами органы – статистические комитеты и комиссии, статистическое бюро. В нашем государстве эта работа выполняется Федеральной службой государственной статистики
(прежнее название организации – Государственный комитет РФ по статистике). В задачу таких государственных и ведомственных органов входят сбор, обобщение и публикация статистических данных в целом по стране, например, в России издается Статистический ежегодник
“Россия в цифрах”, а также по отдельным регионам и отраслям экономики.
Статистикой называют также числовые (цифровые) или
количественные данные, характеризующие различные объекты и явления.
Но, прежде всего, статистика – это самостоятельная общественная наука, которая имеет свой предмет и специфические методы исследования.
Статистика – это наука, которая изучает количественную сторону массовых социально-экономических явлений и процессов в

неразрывной связи с их качественной стороной, выявляет основные характеристики и закономерности развития этих явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.
Предметом статистики является количественная сторона массовых качественно определенных социально-экономических явлений и процессов, отображаемых посредством статистически показателей.
Каковы же особенности статистики как науки?
1. В отличие от других общественных наук статистика изучает
количественную сторону общественных явлений. То есть статистика выявляет основные характеристики различных явлений общества и экономики, характеризует их, сравнивает между собой, анализирует происходящее с этими явлениями изменения, используя числа или цифры.
2. Статистика изучает массовые явления и выявляет основные
закономерности их развития. Очевидно, что для установления закономерности развития процесса в целом необходимо проанализировать множество единичных случаев. Например, выявить, какая из двух групп колледжа лучше успевает в обучении невозможно, если взять по одному студенту из этих групп и сравнить полученные ими оценки.
Для ответа на этот вопрос следует обобщить экзаменационные оценки всех студентов в каждой группе и сравнить полученные результаты. Поэтому статистика изучает не единичные факты, а массовые социально-экономические явления. При этом отдельные факты не игнорируются, а рассматриваются как составляющие общего явления.
Например, изучая продолжительность жизни населения и смертность, статистика использует данные о количестве умерших и регистрирует, в каком возрасте произошла смерть.
Но установлением причины смерти занимается другая наука – медицина.
3. Для статистики исключительно важна качественная
определенность используемых числовых данных.
Например, для математики действие 20 + 15 = 35 уже является результатом. А статистик, прежде чем суммировать числа
“20” и “15”, обязательно бы выяснил, что они характеризуют и в каких единицах измерения они выражены. Ведь если числа
20 и 15 имеют разную природу, единицы измерения их просто нельзя суммировать, хотя арифметически, без учёта их качественного содержания, это возможно.
Вопрос 2. Отрасли статистики