Файл: 1 Характеристика предприятия как источника образования отходов.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Далее вода поступает во вторичный вертикальный отстойник, где происходит отделение биопленки от очищенных сточных вод.
Осадок из двухъярусных отстойников и избыточная биопленка направляются на иловую площадку на асфальтобетонном основании. Осадок подводится к площадке по трубам.
Технология эксплуатации иловой площадки заключается в равномерном периодическом напуске сброженного осадка на рабочую площадь, своевременном отводе иловой воды с площадки и ускорении подсушки осадков разрушением образующейся на поверхности корки /15/. Подсушенный осадок убирают после того, как общий слой высушенного осадка будет равен 20 см.
Сведения об очистных сооружениях производственных, хозяйственно-бытовых сточных вод в приложении В.
1.6 Характеристика осадка сточных вод предприятия
Анализ схемы очистных сооружений предприятия позволяет сделать вывод, что осадки, выделяемые в процессе очистки сточных вод можно разделить на два вида: сброженный осадок из двухъярусных отстойников, влажность которого 90% и избыточный ил, состоящий из биопленки, образующейся в процессе биологической очистки, влажность 96 %.
Структура сброженного осадка мелкая и однородная, цвет – почти черный или темно-серый. Такие осадки отличаются хорошей текучестью, легко обезвоживаются, выделяют запах сургуча или асфальта. Избыточный ил – биопленка, представляет собой смесь, состоящую из аэробных бактерий, отмерших тел микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, мелких частиц загрузочного материала и выноса мельчайших взвешенных частиц, не задержанных первичными отстойниками.
В результате стабилизации осадков методом сушки на иловой площадке получаем осадок с влажностью 70 % /3/. Химический состав осадка в процентном соотношении представлен в приложении Г.
Технология эксплуатации иловой площадки заключается в равномерном периодическом напуске сброженного осадка на рабочую площадь, своевременном отводе иловой воды с площадки и ускорении подсушки осадков разрушением образующейся на поверхности корки.
Обезвоживание осадков на иловых картах создает опасность загрязнения воздушного бассейна, грунтовых и поверхностных вод. При неудовлетворительной работе иловых карт вторичные загрязнения попадают в окружающую среду, что снижает эффективность работы очистных сооружений.
Поэтому главной задачей при сборе, транспортировке и хранении отходов очистных сооружений является соблюдение требований экологической безопасности и соблюдение правил эксплуатации оборудования.
1.7 Экологический аудит и экологический менеджмент
В работе выполнен экологический аудит деятельности предприятия ОАО « Дальхимфарм» на соответствие выполнения требований природоохранного законодательства.
Цель аудита: проверка выполнения предприятием нормативно-правовых, нормативно-технических документов в области природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи аудита:
- определение наиболее значимых аспектов воздействия на окружающую среду;
- выбор нормативно-правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих аспекты воздействия на окружающую среду;
- выбор критериев аудита;
- предложения по совершенствованию управления окружающей средой на предприятии.
На рисунке 1.7 представлена структура производственного экологического управления предприятия ОАО « Дальхимфарм» по производству готовых лекарственных средств. Предприятие расположено по адресу - г. Хабаровск, Ташкентская, 22.
ОАО «Дальхимфарм»
Основное производство
Вспомогательное производство
Подготовка
сырья
Таблетный
цех
АЗС
очистные сооружения
Склад
мазута
Транспортный цех
Галеново-
-мазевый
цех
цистерны с диз.топливом
иловая
площадка
отходы промасленной ветоши
отходы нефтешлама, металла
воздух
почва
вода
Ампульный цех (включая производство ампул)
измельчение
почва
воздух
почва
вода
почва
вода
пыль
смешение, грануляция
воздух
картонажно-полиграфический
цех
ремонтно-механический участок
экстракция
пыль
воздух
фуговальный, строгальный станки
процесс горения газа (пропан, бутан)
воздух
резка
пыль
пыль
воздух
воздух
воздух
Рисунок 1.7 - Структура производственного экологического управления предприятия ОАО « Дальхимфарм».
Виды воздействия, оказываемые предприятием, на окружающую среду и их регламентация представлены в таблице 1.8.
Таблица 1.8 – Виды воздействия на ОС и их регламентация
Воздействие на ОС | Регламентирующий документ | № Статьи | Требования, регламентирующие вид природопользования и негативные воздействия на ОС |
1 | 2 | 3 | 4 |
Недропользование | № 27 – ФЗ «О недрах» | 11 | Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающий установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. |
| | 22 | К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами других юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией на проведение соответствующего вида деятельности. |
На атмосферный воздух | № 96 – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» | 15 | Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. |
| | 25 | Производственный контроль охраны атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. |
Землепользование | №69 – ФЗ «Земельный кодекс» | 42 | Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии их целевым назначениям и принадлежности к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; |
На воду и водные объекты | №102 – ФЗ «Водный кодекс» | 35 | Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты |
| | 59 | Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения земель, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты |
На окружающую среду | №118 – ФЗ «Об охране окружающей среды» | 34 | Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. |
Основными критериями аудита являются:
- нормы статьи 34 (часть 1) Федерального закона РФ от 26.06.2007г. № 118-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции на момент аудита);
- нормы статей 15 (часть 8), 25 (часть 1) Федерального закона от 04.05.99 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции на дату проведения аудита);
- нормы статей 35 ( часть 4 ), 59 ( часть 1 )Водного кодекса Российской Федерации, № 102-ФЗ от 2007г. (в редакции на дату проведения аудита);
- нормы статей 11, 22 Федерального закона №118-ФЗ от 2007г « О недрах » (в редакции на дату проведения аудита);
- нормы статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, № 69-ФЗ от 2007г.
В соответствии с Программой аудиторской проверки выполнено следующее:
1. Проведено натурное обследование объекта;
2. Проверено соблюдение требований по охране атмосферного воздуха от загрязнения;
3. Проверено соблюдение требований по использованию и охране вод от загрязнений;
4. Проведено соблюдение требований по обращению с опасными отходами производства и потребления;
5. Проведено соблюдение требований по недропользованию;
6. Проведено соблюдение требований по организации производственного экоаналитического контроля.
В ходе аудиторской проверке были рассмотрены следующие документы:
1. Устав ОАО «Дальхимфарм»
2. Утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (экологическое заключение №189/06 от 01.06.2006 г.)
3. Лимит на размещение отходов производства и потребления №185/06 от 01.06.2006 г.
4. Проект нормативов ПДВ (экспертное заключение №6 от 14.02.2002 г.)
5. Инвентаризация источников выбросов (экспериментальное заключение №6 от 14.02.2002 г.)
6. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу №13-2/259 от 12.05.2006 г.
7. Расчет массы загрязняющих веществ со сбросом с территории предприятия (экспертное заключение №225 от 17.12.2003 г.)
8. Разрешение на неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхностным стоком №101 от 09.03.2005 г. срок действия до 01.01.2007 г.
Настоящее заключение подготовлено на основании аудиторских протоколов по оценке предусмотренных программой направлений деятельности предприятия.
Определение наличия и характеристик экологической документации предприятия представлены в таблице 1.1
Таблица 1.9 – Определение наличия и характеристик экологической документации предприятия
Название документа и его наличие +/- | Характеристики документации | ||||
А | В | С | Д | Е | |
Экологическая программа предприятия | Экологическая стратегия развития + | Экологическая политика развития + | | | |
Экологический паспорт предприятия | утверждение + | корректировка | согласование | | |
Договор на комплексное природопользование | утверждение + | | | | |
Инвентаризация источников выбросов | 2006+ | 2007+ | | | |
Инвентаризация отходов | 2006+ | 2007+ | | | |
ТЭО и проекты по средоохранным сооружениям | очистка сточных вод + | очистка отходящих газов + | использование и переработка отходов + | ликвидация отходов + | захоронение отходов + |
Проект санитарно-защитной зоны предприятия | утверждение + | | | | |
картографические материалы | генеральный план промплощадки + | ситуационный план промплощадки + | ситуационная карта-схема + | схема канализационных сетей - | геодезические съемки - |
государственная статистическая отчетность по форме 2ТП-воздух | 2006 + | 2007+ | | | |
государственная статистическая отчетность по форме 2 ТП - водхоз | 2006+ | 2007+ | | | |
Государственная статистическая отчетность по форме 2 ТП - отходы | 2006+ | 2007+ | | | |
Государственная статистическая отчетность по форме 4-ОС | 2006+ | 2007+ | | | |
Расчет платежей за загрязнение окружающей среды | загрязнение атмосферы от стационарных источников + | загрязнение атмосферы от передвижных источников+ | загрязнение водных объектов + | платежи за размещение отходов + | Наличие задолжности - |
Ставки о платежах за использование ресурсов | 2006+ | 2007+ | | | |
Планы природоохранных мероприятий | 2006+ | 2007+ | 2008+ | | |
Отчеты о выполнении планов мероприятий | 2006+ | 2007+ | | | |
Справки по запросам территориальных органов экологического контроля | 2006 санкции + | 2007 санкции + | | | |
Акты комплексной проверки природоохранной деятельности предприятия | 2006 санкции - | 2007 санкции - | | | |
Акты проверки Воздух | 2006 санкции + | 2007 санкции + | | | |
Акты проверки Вода | 2006 санкции + | 2007 санкции + | | | |
Акты проверки Отходы | 2006 санкции + | 2007 санкции - | | | |
Акты и решения о дисциплинарной ответственности | 2006+ | 2007- | | | |
Акты и постановления об административной ответственности | 2006+ | 2007- | | | |
Постановление об уголовной ответственности | 2006+ | 2007- | | | |
Акты и решения об эколого-экономической ответственности | 2006+ | 2007+ | | | |
Положение о системе производственного экологического контроля | согласование | утверждение + | | | |