Файл: Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты)
Анатомия ЦНС
Конспект лекций
для направления 37.03.01 Психология
(профиль "Психология личности")
Шахты
2019

3
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) «Анатомия ЦНС»... 4
Лекция 1. Введение в анатомию центральной нервной системы................5
Лекция 2. Общее представление о строении нервной системы человека ..... 10
Лекция 3. Мозговые оболочки ........................................................................13
Лекция 4. Развитие нервной системы.
Особенности нервной системы плода ..........................................14
Лекция 5. Нейроны и глиальные клетки.
Образование миелиновых оболочек .............................................23
Лекция 6. Строение спинного мозга ..............................................................32
Лекция 7. Головной мозг .................................................................................37
Лекция 8. Конечный мозг ................................................................................59
Лекция 9. Черепные нервы ..............................................................................95
Библиографический список............................................................................101

4
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) «АНАТОМИЯ ЦНС»
1. Цели и задачи дисциплины
Цель:формирование представлений об основных закономерностях макро- и микроскопической организации нервной системы человека, яв- ляющейся материальным субстратом процессов высшей и низшей нервной деятельности.
Задачи:
1) усвоение основ строения нервной ткани, центральной и перифери- ческой нервной системы;
2) усвоение методологических принципов структурно-функциональ- ной организации нервной системы человека;
3) развитие научного логического мышления студентов при рассмот- рении морфологии нервной системы.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Освоение курса «Анатомия ЦНС» должно опираться на знания, уме- ния, навыки, компетенции, сформированные при изучении такой дисцип- лины базовой части профессионального цикла, как «Эволюционное введе- ние в психологию».
С учётом знаний, полученных студентами при освоении курса «Ана- томия ЦНС», строятся программы предметов, изучающихся в последую- щих семестрах, – «Нейрофизиология», «Физиология высшей нервной дея- тельности и сенсорных систем», «Физиология центральной нервной систе- мы (ЦНС)», «Основы патопсихологии», «Психофизиология», «Специаль- ная психология», «Введение в клиническую психологию», «Основы ней- ропсихологии».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Анатомия ЦНС» направлен на фор- мирование следующих компетенций: ОК-2; ОК-3; ПК-9.
В результате изучения учебной дисциплины «Анатомия ЦНС» сту- дент должен:
знать:
– основы строения нервной ткани, центральной и периферической нервной системы на анатомическом и гистологическом уровнях;


5
уметь:
 применять знания основ строения нервной ткани, центральной и периферической нервной системы на анатомическом и гистологическом уровнях с помощью макро- и микроскопических методов в профессио- нальной деятельности;
владеть:
 находить различные анатомические структуры на изображениях срезов головного мозга в анатомическом атласе;
 схематично изображать основные отделы головного мозга;
 указать порядок расположения черепных нервов;
 схематически обозначать схемы рефлекса.
4. Содержание курса
Микроструктура нервной ткани; онтогенез центральной нервной системы; строение центральной нервной системы; проводящие пути цен- тральной нервной системы и черепные нервы; вегетативная нервная сис- тема.
5. Общая трудоёмкость дисциплины: курс – 1, семестр – 1, зачёт- ных единиц – 3, всего – 108 ч, лекций – 18 ч, практик – 18 ч, самостоятель- ной работы – 34 ч, КСР – 2 ч.
Лекция 1
ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) – наука, изучаю- щая форму, строение, происхождение и развитие структурных единиц, систем и отделов нервной системы, образующих центральную нервную систему, и их влияние на деятельность отдельных органов и всего орга- низма в целом.
Анатомия ЦНС изучает не только строение нервной системы совре- менного взрослого человека, но исследует, как она сложилась в его исто- рическом развитии. С этой целью:
1) изучается развитие ЦНС в процессе эволюции животных – фило-
генез;
2) исследуется процесс становления и развития ЦНС человека в свя- зи с развитием общества – антропогенез;
3) рассматривается процесс развития ЦНС индивида – онтогенез в течение всей его жизни – утробной, эмбриональной (эмбриогенез) и внеут- робной, постэмбриональной или постнатальной;
4) учитываются индивидуальные и половые различия, строение нервной системы в целом и составляющие её структуры, а также их топо- графические взаимоотношения.

6
Задача анатомии центральной нервной системы как науки заключа- ется в системном подходе к описанию структурных единиц, формы, строе- ния и положения (топографии) частей и систем в единстве с выполняемы- ми функциями с учётом возрастных, половых и индивидуальных особен- ностей человека.
Важнейшие функции нервной системы:
1. Интегративная – управление работой всех органов и систем и обеспечение функционального единства организма.
2. Сенсорная – получение информации о состоянии внешней и внут- ренней среды от специальных воспринимающих.
3. Отражения, в том числе психического.
4. Программирование поведения.
5. Регулирующая – обеспечивает согласованную работу клеток, тка- ней, органов и их систем.
6. Адаптивная – определяет приспособительное поведение организ- ма к окружающей среде.
7. Двигательная – обеспечивает целенаправленные и автоматиче- ские движения.
8. Психическая – обеспечивает индивидуальные особенности чело- века.
По словам И.П. Павлова, нервная система выполняет функцию, яв- ляющаяся «невыразимо сложнейшим и тончайшим инструментом сноше- ний, связи многочисленных частей организма между собой и организма как сложнейшей системы с бесконечным числом внешних влияний».
Таким образом, нервная система обеспечивает связь организма с внешней средой, адекватные поведенческие (психические) и физиологиче- ские реакции на изменения во внешней среде, координирует и регулирует деятельность всех систем и органов организма, обусловливая их функ- циональное единство. Помимо этого, нервная система осуществляет теку- щий контроль правильности выполнения программы: результаты поведе- ния постоянно оцениваются, и на основе этой оценки могут вноситься по- правки в программу поведения.
Анатомию ЦНС делят на системную, топографическую (хирургиче- скую), возрастную, сравнительную, пластическую, типичную, патологиче- скую.
Значение знания анатомии ЦНС для психолога
Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является частью анатомии человека, в которой рассматриваются строение и развитие го- ловного и спинного мозга, а также периферической нервной системы, включающей нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения и авто- номную нервную систему. Знание анатомии ЦНС необходимо для понима- ния связи психологических процессов с теми или иными морфологически- ми структурами как в норме, так и при патологии.


7
Основная задача изучения анатомии центральной нервной системы – формирование целостного представления о строении материальной основы психики – центральной нервной системы.
При изучении курса «Анатомия ЦНС» используются следующие подходы: эволюционный, морфофизиологический и интегративный.
История анатомии ЦНС
Истоки анатомии уходят в доисторические времена. Уже в перво- бытные времена существовало знание о расположении жизненно важных органов человека и животных. Значительную роль в развитии анатомии сыграло ритуальное бальзамирование трупов в Древнем Египте, но описа- ние некоторых органов и их функций было не всегда правильным.
Алкемон из Кратоны (V в. до н. э.) высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.
Гиппократ (ок. 460–377 гг. до н. э.) считал основой строения орга- низма четыре «сока»: кровь, слизь, желчь и чёрную желчь. От преоблада- ния одного из этих соков, по его мнению, зависят виды темперамента че- ловека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
Платон (427–347 до н. э.) выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга.
Аристотель (384–322 до н. э.), вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи.
Герофил (род. ок. 300 до н. э.) описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко.
Эрасистрат (ок. 300 – ок. 240 до н. э.) описал кровоснабжение.
Авл Корнелий Цельс (I в. до н. э) – собрал воедино известные ему знания по анатомии и практической медицине античного времени.
Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 201) написал классический трактат
«О частях человеческого тела», в котором впервые дал анатомо-физиоло- гическое описание целостного организма. Он описал 7 пар черепных нер- вов из 12.
Абу Али Ибн Сина или Авиценна (ок. 980–1037) систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг
Аристотеля и Галена.
Андрас Везалий (1514–1564) уделял основное внимание планомерно- му описанию всех органов человека, в результате чего ему удалось от- крыть и описать много новых анатомических фактов.
Франц Галь, пытался доказать наличие жёстко определённых связей между особенностью строения черепа и психическими особенностями лю- дей.
Август фон Валлер предложил метод, позволяющий прослеживать пути нервных волокон в организме человека.


8
Рене Декарт сформулировал представление об «отражённой дея- тельности организма», внёс в физиологию понятие о рефлексе.
Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) доказал рефлекторную при- роду психической деятельности.
Иван Петрович Павлов (1849–1936) создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных.
Владимир Бец (1834–1894) выявил различие в клеточном составе разных участков мозговой коры.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) расширил учение о ло- кализации функций в коре мозга, углубил рефлекторную теорию.
Методы анатомии ЦНС
Все анатомические методы можно условно разделить на макроско-
пические и микроскопические.
Макроскопические методы исследования нервной системы:
1. Посмертные – анатомирование, рентгенография.
2. Прижизненные – инвазивные, неинвазивные.
Микроскопические методы исследования нервной системы:
1. Оптическая микроскопия.
2. Электронная микроскопия.
Методы инструментального исследования ЦНС:
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод регистрации электрической активности головного мозга.
Реоэнцефалография (РЭГ) – метод исследования церебрального кро- вотока.
Электромиография (ЭМГ) – метод исследования функционирования скелетных мышц посредством регистрации их электрической активности.
Метод регистрации импульсной активности нервных клеток
может оценивать импульсную активность отдельных нейронов или группы ней- ронов у животных и лишь в отдельных случаях – у людей во время опера- тивного вмешательства на мозге.
Компьютерная томография – метод, позволяющий визуализировать особенности строения мозга человека с помощью компьютера и рентге- новской установки.
Эхоэнцефалография основана на свойстве ультразвука по-разному отражаться от структур мозга, цереброспинальной жидкости, костей чере- па, патологических образований.
Метод магнитоэнцефалографии (МЭГ) – регистрация магнитных полей, создаваемых головным мозгом.
Полиграфические методы – регистрация ряда разнообразных показа- телей физиологических процессов, протекающих в организме человека.

9
Анатомические плоскости (сечения) мозга
Рис. 1. Анатомические плоскости (сечения) мозга
Горизонтальная плоскость проходит параллельно горизонту и про- водится в горизонтальной плоскости (слева направо и спереди назад).
Сагиттальная плоскость делит тело человека на две симметричные половины (правую и левую) и проводится сверху вниз и спереди назад па- раллельно плоскости сагиттального шва черепа.
Фронтальная плоскость разделяет тело на переднюю и заднюю час- ти и проводится в плоскостях, параллельных плоскости лба (слева направо и сверху вниз).
Анатомическая терминология:
«медиальный» – срединный, центральный;
«вентральный» – расположенный ближе к передней поверхности;
«дорсальный» – расположенный ближе к задней поверхности;
«проксимальный» – расположенный ближе к центру;
«дистальный» – расположенный дальше от центра;
«афферентный» – приносящий (употребляется применительно к нейрону, по которому импульсы поступают в ЦНС);


10
«эфферентный» – выносящий (употребляется применительно к ней- рону, по которому импульсы покидают ЦНС);
нервный узел – скопления нейронов;
нервные пути или тракты большие группы нервных волокон, идущие в одном направлении.
Для обозначения локализации структур относительно центральной оси тела (позвоночника) в анатомии используются термины:
«краниальный» и «ростральный» – при описании структур, находя- щихся ближе к голове (к верхней части тела);
«каудальный» – при описании структур, находящихся дальше от головы.
Лекция 2
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О СТРОЕНИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
Рис. 2. Представление о нервной системе человека
Нервная система разделяется на две главные подсистемы, которые действуют как одно целое
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.
Это центр управления телом, получающий и передающий информацию через периферическую нервную систему
Периферическая нервная система включает в себя все нервы и нервные про- цессы, которые соединяют ЦНС с клетками рецепторов, мышцами и железами
Центростремительная система
В неё входят нервные клетки, которые пе- редают информацию от рецепторов к ЦНС
Центробежная система
В эту систему входят нервные клетки, передающие информацию от ЦНС к мышцам и железам
Соматическая нервная система
Центробежные нейроны передают импульсы от ЦНС к мышцам скелета.
Эта система находится под сознательным контролем
Автономная нервная система
Центробежные нейроны передают импульсы от ЦНС для успокоения мышечной ткани, сердца и желёз. Она не находится под сознательным контролем
Симпатическая нервная система
Это нервы, которые поддерживают актив- ность тела (без сознательного контроля), ей «противостоит» парасимпатическая система. Симпатическая система доминирует во время стресса
Парасимпатическая нервная система
Это нервы, которые поддерживают активность тела (без сознательного контроля), ей «противостоит» симпатическая система.
Парасимпатическая система доминирует в период релаксации