Файл: Кафедра управления персоналом и организационной психологии курсовая работа профессиональные предпочтения студентов, обучающихся по специальности управление персоналом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра управления персоналом и организационной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Работу выполнил __________________________________Е.Е. Киреенок

(подпись, дата)

Факультет Управления и психологии курс 3

Специальность/направление 38.03.03 Управление персоналом

Научный руководитель

преподаватель______________________________________ Т.С. Обраскова

(подпись, дата)

Нормоконтролер

преподаватель______________________________________Т.С. Обраскова

(подпись, дата)
Краснодар 2018

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….....3

  1. Профессиональные предпочтения в трудовой деятельности…….......5

1.1 Понятие и значение профессиональных предпочтений……...........5

1.2 Карьерная ориентация…………………..........…..………………….8

1.3 Профессиональные предпочтения и карьерные ориентации в работе менеджера по персоналу……………………………....…11

2 Профессиональные предпочтения студентов, обучающихся по

специальности «управление персоналом»……………………………15

2.1 Характеристика выборки студентов………………………………15

2.2 Использование опросника профессиональных предпочтений

Дж. Холланда и методики «якоря карьеры» Э. Шейна

с результатами исследования………………………………......….18

2.3 Рекомендации по результатам исследования среди

опрошенных студентов……………………….....……………….....31

Заключение………………………………………………………..…..….35

Список использованных источников………………………………..….37

Приложение А Методика «якоря карьеры» ………….……………......39

Приложение Б Опросник профессиональных предпочтений……....42


ВВЕДЕНИЕ
Профессиональные предпочтения людей важно знать не только на этапе «вхождения» в организацию, но и на протяжении учебной деятельности в зависимости от профиля обучения. Во многих учебных заведениях сейчас проводят тесты на профориентацию, чтобы ученики старших классов могли определиться с выбором их дальнейшего карьерного пути. Но, пройдя столь тернистый путь, сдав экзамены, студенты понимают, что они не хотят учиться на данном направлении, либо они не до конца уверены, выбрали ли то направление. Хорошо, если студент понял, что сделал неверный выбор и смог перейти на другое направление вовремя. А есть такие, которые дойдя до конца обучения так и не знают, смогут ли они работать по тому направлению, которое выбрали.


Тема курсовой работы является актуальной, так как с помощью проведения исследования можно выявить ряд тенденций среди участников об их профессиональном предпочтении.

Суть научной проблемы заключается в том, что студенты на протяжении всего периода обучения не до конца понимают, на что будет направлена их карьера и какие у них преобладают основные профессиональные предпочтения.

В курсовой работе использованы проведенные исследования на базе двух методик: тест «якоря карьеры», составленный Э.Шейном и опросник профессиональных предпочтений, автором которых является Дж. Холланд. В ходе исследования студенты были разделены по группам, в которых они учатся, чтобы определить динамику по каждой из них, а затем сравнить с общими результатами, выявленными у респондентов.

Объектом данной работы являются профессиональные предпочтения. Предметом являются профессиональные предпочтения студентов специальности «управления персоналом».

Цель данной работы - определение профессиональных предпочтений студентов, обучающихся по специальности «управление персоналом».

Был определен ряд задач в курсовой работе:

- определение понятия и значения профессионального предпочтения;

- определение понятия карьерной ориентации в трудовой деятельности;

- определение влияния карьерных ориентаций и профессиональных предпочтений на работу менеджера по персоналу;

- исследование результатов студентов по выбранным методикам;

- анализ результатов с дальнейшими выводами и рекомендациями.

Возможности использования полученных результатов помогут студентом определить ту сферу деятельности, в которой им будет комфортно работать, а также развивать те предпочтения, которые будут для них наиболее значимыми. Также будет возможность определить, есть ли среди студентов те, кто еще до конца не определился со своим профилем деятельности и в процентном соотношении выявить, какие типы профессиональных предпочтений и карьерных ориентаций присутствуют у респондентов в максимальном количестве, либо не присутствуют вообще. В конце будут даны рекомендации по результатам проведенного исследования с краткими пояснениями.


1 Профессиональные предпочтения в трудовой деятельности


    1. Понятие и значение профессиональных предпочтений


Профессиональное предпочтение у сотрудников организации является важнейшим критерием осознания продуктивности своей деятельности. Профессиональное становление личности - это способность ответственно принимать решения о выборе профессии, а также умение выстраивать свою профессиональную карьеру.



Основными компонентами в жизни человека является отношение к профессиональному труду, коллективу и самому себе, но только в том случае, если происходит постоянное определение места человека в профессиональной сфере. Иногда происходит так, что для человека профессия перестает быть удовлетворительной, тогда происходят случаи смены профессии, либо места работы [3].

Так что же такое профессиональное предпочтение? Это та частота влияния профессиональных ценностей человека, которая влияет на формирование положительного образа работы у личности.

Теперь рассмотрим основные понятия, которые предлагают нам разные авторы. Например, А. Маслоу раскрывает профессиональное развитие в понятии «самоактуализация», то есть, проявление человека в особенном для него деле.

Самоопределение - это умение человека строить самого себя, способность переосмысливать собственную сущность, вот что предлагает нам П.Г. Щедровицкий.

М.Г. Гинзбург дает следующее трактовку профессионального самоопределения: это «содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования (актуального и потенциального)».

Также интерес вызывает небольшое определение В.Ф. Сафина: профессиональное самоопределение это «выбор жизненной сферы, соответствующей значимой цели, выступает поворотным моментом и поворотным этапом в самоопределении личности»

Более подробно профессиональное самоопределение представлено у Е.А. Климова. Для него это «…важное проявление психологического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».

Также Климов пишет, что у личности за определенные годы складывается своё отношение к разнообразным областям труда, оценке своих возможностей и запасным вариантам в выборе профессии, что определяет внутреннее состояние человека к профессиональному самоопределению.

Е.А. Климов рассуждает, что профессиональное предпочтение человека не происходит единожды и не заканчивается после окончания профессиональной подготовки по выбранному направлению, оно протекает в течение всей жизни человека [7].

Исследования Н.С. Пряжникова позволили установить неразрывную связь между профессиональным самоопределением и самореализацией человека в важных сферах жизнедеятельности. Он пишет, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [14].


У человека в профессиональных предпочтениях существует ряд значимых моментов:

- профессиональное самоопределение: выбор ряда определенных профессий по конкретным критериям;

- главным в профессиональном самоопределении является осознанный выбор профессии с учётом возможностей и собственных способностей, но никак не по желанию родителей, либо потому что «там учатся мои друзья»;

- в течение жизни человек должен обдумывать свои профессиональные предпочтения для того, чтобы не просто сидеть на рабочем месте, а самоутверждаться в своей профессии;

- если человек знает о своих предпочтениях, это свидетельствует о его социально-психологической зрелости, потребности в самоактуализации и самореализации [6].

Профессиональные предпочтения являются важным фактором в самореализации личности в определенной профессии. Профессиональные предпочтения - это то, как человек определяет себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Кому-то достаточно простой принадлежности к профессии или получения специального образования, а для других людей профессионализмом считается индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии.

Профессиональное становление - это длительный процесс, который начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей жизни. Перед началом выбора профессии личности необходимо:

- определить собственные потребности, интересы, желания, намерения;

- выявить собственные возможности, склонности, особенности характера, темперамента;

- целенаправленно и последовательно повышать уровень информированности о мире профессий в целом и особенностях, условиях, требованиях избранной профессии;

- соотнести полученное знание о себе с объективными требованиями избранной профессии и оценить предполагаемую эффективность;

- реализовать практическую профессиональную пробу для того, чтобы почувствовать профессию изнутри, а также провести самоанализ и спроектировать будущую профессиональную траекторию [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональные предпочтения являются важным фактором самореализации личности в конкретной профессии. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, проявления себя.



    1. Карьерная ориентация


Перспективы общественного развития во многом определяются карьерными ориентациями, предоставленными условиями для реализации её потенциала. Сознательное планирование профессиональной карьеры выступает при этом психологической основой самореализации личности в профессиональной деятельности.

Направленность личности как система устойчивых доминирующих мотивов, определяющих её побуждение, стратегические и тактические цели, детерминирует поведение и деятельность человека, ориентирует его активность.

Учёт интересов опыта, особенностей, возможностей, а также формирования постоянной готовности к самореализации собственного потенциала в какой-либо деятельности рассматривается благодаря осуществлению профессиональной карьеры [19].

В сфере управления карьера рассматривается как серия исполняемых личностью ролей, выбор которых и успех, обусловлены потребностями, ценностями, установками, интересами, предшествующим опытом и ожиданиями в будущем.

На основе анализа определений понятия «профессиональная карьера», представленных в научной литературе, выделяются следующие интерпретации:

- вид профессиональной деятельности на отдельных этапах трудового пути личности (Е.А. Климов);

- последовательность должностей, профессий, мест и позиций в течение трудовой жизни личности, включая до и после профессиональные позиции (студенчество и выход на пенсию) (О.А. Гаврилица, Е.Г. Молл);

- вид деятельности, слитый с образом жизни и включающий различные сферы жизни (Л. Волкова);

- призвание как деятельность, наилучшим образом исполняемая и согласующаяся с жизненной задачей человека (А. Маслоу, В. Франкл);

- профессиональный опыт, не сводимый к профессии или профессиональной роли, который выражается через общественную активность (Н.С. Пряжников);

- профессиональный путь человека, в котором происходит развитие субъекта (К.А. Абульханова-Славская, А.Р. Фонарев, Е.Г. Молл).

Таким образом, из вышеперечисленных определений мы понимаем, что понятие «карьера» представляет собой контекст личностных преобразований субъекта профессиональной деятельности.

Карьерная ориентация человека предполагает многогранность и исследования с различных сторон подходов. Карьерное движение может рассматриваться с двух сторон: как движение по служебной лестнице, так и движение в профессиональной сфере. С одной стороны карьера рассматривается как последовательность должностей на протяжении трудовой деятельности личности, а с другой стороны - это профессиональная мотивация и способности человека [20].