Файл: Курсовая работа по пм. 01. Проведение профилактических мероприятий. Тема Роль медицинской сестры в профилактике нарушения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

Санкт-Петербургский медицинский колледж






Допустить к защите

Заместитель директора по Учебной работе

Санкт-Петербургского

Медицинского колледжа

________ Шанидзе М.О.

« » декабря 20 г.


КУРСОВАЯ РАБОТА

По ПМ.01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Тема: Роль медицинской сестры в профилактике нарушения

зрения у детей.

Работу выполнила студентка

2 курса ОЗО 104 группы

Литвинова Наталья Вагифовна

(ФИО студента)

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Руководитель: _________ / Букатова О.С./

(подпись) (расшифровка)

Курсовая работа

выполнена с оценкой ________
Дата защиты: « » декабря 2022 г.

Санкт – Петербург

2022 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

Санкт-Петербургский медицинский колледж
Допустить к защите

Заместитель

директора по учебной работе

Санкт-Петербургского

медицинского колледжа

М.О.Шанидзе

«» 20г.

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
По дисциплине: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.02 Основы профилактики
Студентки: Литвиновой Натальи Вагифовны

Группы: ОЗО 104

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Тема курсовой работы: Роль медицинской сестры в профилактике нарушения зрения у детей

Дата выдачи задания: 4 сентября 2022 г

Срок выполнения задания: декабря 20 г
Руководитель курсовой работы: Букатова Ольга Станиславовна


Исходные данные: разработка методических рекомендаций

Содержание пояснительной записки:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ

СЕСТРЫ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

1.1 Общие понятия о нарушениях зрения

1.2 Классификация нарушений

1.3 Причины и симптомы развития офтальмологических нарушений

ГЛАВА II. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ

ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

2.1 Анализ базы исследования

Заключение

Библиография

Приложения

Задание получил (а): Литвинова Наталья Вагифовна

Дата « 04 » сентября 2022 г.

Обучающийся Литвинова Наталья Вагифовна _____________

(ФИО) (подпись)

Руководитель Букатова Ольга Станиславовна _____________

(ФИО) (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. .3

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ

СЕСТРЫ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1 Общие понятия о нарушениях зрения……………………………5

1.2 Классификация нарушений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.3 Причины и симптомы развития офтальмологических

нарушений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

1.4 Рекомендации по оздоровлению образа жизни при нарушениях

Зрения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

ГЛАВА II. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. . . . .15

2.1 Анализ базы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...22

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, нарушения зрения являются наиболее распространёнными среди школьников и студентов. В связи с увеличением объёма информации практически в два раза каждый год, нагрузка на глаза также становится больше, из-за чего увеличивается риск развития дефектов зрения. (приложение №1)

По результатам исследований за 2010–2017 годы, выясняется, что из 100% опрошенных школьников 25–43% имеют нарушения зрения. При этом к моменту окончания образовательного учреждения этот показатель становится примерно в 5 раз больше. В меньшей степени нарушения присутствуют у подростков от 13 до 15 лет, в большей – от 16 до 19 лет. По статистике ВОЗ – миопия является самым распространённым дефектом зрения в мире, которым страдают порядка 200 миллионов людей, из которых 19 миллионов это дети от 13 до 18 лет. (приложения №2 и №3)

В век стремительно развивающихся информационных технологий большинство людей населяющих Землю имеют те или иные проблемы со зрением.

Глаза постоянно излишне напрягаются, из-за чего происходит расстройство зрительной функции, приводящее к нарушению преломления света, что может стать отправной точкой в развитии миопии, гиперметропии, астигматизма и прочих нарушений зрения. Благодаря разнообразию диагнозов, существует такое же большое количество способов лечения и облегчения жизни с данными дефектами. Этими вопросами и занимается медицинская сестра, помогая пациентам с нарушениями зрения составить грамотный список рекомендаций, направленных на изменение их образа жизни.

Цель: составить рекомендации по оздоровлению образа жизни пациентов с нарушениями зрения

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать литературу о нарушениях зрения

  2. Подобрать рекомендации для корректировки образа жизни подростков

  3. Провести анализ практического исследования

  4. Сделать выводы

Объект – нарушения зрения

Предмет – подростки с нарушениями зрения

Методы исследования:

  1. Подбор тематической литературы

  2. Анализ и структурирование информации

  3. Субъективное и объективное обследование респондентов

  4. Опрос

  5. Тестирование

  6. Наблюдение респондентов

  7. Подбор рекомендаций


ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ

СЕСТРЫ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

    1. Общие понятия о нарушениях зрения

В первую очередь медицинской сестре необходимо знать, как функционирует зрение и в каких случаях оно нарушается. Для получения зрительной информации лучам света необходимо пройти через хрусталик, преломляясь под определённым углом. Далее полученная картинка проецируется на сетчатку, откуда с помощью зрительного нерва информация передаётся в мозг, где и происходит основной процесс обработки и восприятия.

Нарушениями зрения называют многочисленные патологии, связанные с неспособностью глаза фокусировать внимание на предметах разной дальности. За последние шесть лет показатель наблюдающихся дефектов зрения у юношеского возраста стал значительно выше, чем у пациентов зрелого возраста.

По результатам многолетних исследований можно сказать, что мозг слабовидящих и слепых детей развит абсолютно также, как и тех, которые не столкнулись с дефектами зрительного аппарата. Но, тем не менее, такие дети все же имеют некоторые особенности:


  • Они не пытаются установить зрительный контакт, жестикулирование такими детьми без должной необходимости не используется

  • Имеют недостаточно хорошую координацию в пространстве

  • У старшего возраста наблюдается вербализм

  • Может наблюдаться плохая память и импульсивность, постоянная напряжённость, ранимость и обидчивость

  • Фрагментативное усвоение информации

Чем старше становится ребёнок с подобными нарушениями, тем лучше становятся его способности к адаптации, но проблемы тревожности и импульсивности, к сожалению, никуда не исчезают.

1.2 Классификация нарушений зрения

Нарушения зрения делятся на две большие группы: врождённые и приобретенные и, как правило, преобладают вторые.

Так, из 60% детей с дефектами зрительного аппарата, 11% будут иметь врождённые. Выделяют несколько наиболее частых отклонений зрения:

Спазм аккомодации (ложная близорукость).

Это состояние, при котором происходит постоянное напряжение и, в силу этого, чрезмерный тонус цилиарной мышцы. Со временем глаз просто перестаёт как-либо реагировать на фокусные изменения. (приложение №4)

Миопия.

Состояние, которое характеризуется тем, что глаз пациента не фокусируется на объектах, находящихся далеко. (приложение №5)

Гиперметропия.

Состояние, противоположное близорукости, характеризующееся отсутствием нормальной фиксации внимания на предметах, находящихся вблизи. (приложение №6)

Астигматизм.

Это нарушение преломления световых лучей, которое образует две точки фокуса, в результате чего изображение оказывается размытым, а одна его часть фокусируется или перед, или за сетчаткой. (приложение №7)

Косоглазие.

Это нарушения, при котором происходит временное или постоянное отклонение одного глаза от совместной зрительной линии, что в дальнейшем может привести к потере остроты зрения отклонённым глазом. (приложение №8)

Глаукома.

Это хроническое заболевание, которое характеризуется увеличением внутриглазной жидкости, в результате чего происходит повреждение внутриглазного нерва с возникновением боли и временным или постоянным повышением внутриглазного давления. (приложение №9)

Катаракта.

Это нарушение, при котором происходит частичное или полное помутнение хрусталика, в результате чего снижается острота зрения и изображение оказывается размытым. (приложение №10)


Своевременный поход к врачу-офтальмологу поможет выявить проблему на ранней стадии. Тогда для решения данной задачи специалист сможет подобрать более эффективное лечение, чем при запущенных случаях.

1.2.1 Классификация по В.З. Денискиной

(по степени снижения остроты зрения)

  1. Слепые дети (острота зрения от 0% до 4%)

  • Слепорождённые (с врождённой слепотой или же возникшей в возрасте до трёх лет)

  • Ослепшие (зрение потеряно в дошкольном возрасте или позднее)

  1. Слабовидящие дети

  • С остротой зрения от 5% до 40%

  • С нарушением поля зрения

  • С патологией цветоощущения, косоглазием

  1. Дети с пониженным зрением (острота зрения от 50% до 80%)

1.2.2 Клиническая классификация

(по уровню поражения)

  1. Нарушение рефракции (преломления света)

  2. Ретинопатия (поражение сетчатки)

  3. Атрофия зрительного нерва (ослабление зрения, в следствии истончения и разрушения нервных волокон)

    1. Причины и симптомы развития офтальмологических нарушений

В первую очередь стоит рассмотреть причины, из-за которых начинаются патологические изменения зрительного аппарата, как врождённые, так и приобретённые:

  1. Врождённые, возникающие в результате:

  • перенесённых вирусных или инфекционных заболеваний матерью во время вынашивания плода (грипп, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и др.) (катаракта, хориоретинит)

  • наследственной предрасположенности (астигматизм, катаракта, миопия, глаукома, атрофия зрительного нерва)

  • врождённых опухолей доброкачественного характера (менингиома зрительного нерва, оболочечно-сосудистые опухоли) (обнубиляция, амблиопия)

  • нарушения обмена веществ в момент вынашивания плода

  1. Приобретённые, возникающие в результате:

  • травмы, возникшей в раннем возрасте или полученной во время родов

(В 80% случаев дети получают послеродовую травму позвоночника, которая с течением времени перерастает в сколиоз, вызывающий близорукость)

  • недоношенности (ретинопатия недоношенности)

  • повышенного внутриглазного давление (глаукома)

  • неправильной осанки (близорукость, астигматизм)

  • постоянной и чрезмерной нагрузки на зрительный аппарат (близорукость)

  • неправильного или недостаточного освещения (близорукость)

  • недостатка витаминов (A, B1, B2, B6, B12, C, E) (астигматизм, близорукость)

  • отсутствия профилактического посещения врача-офтальмолога минимум раз в год (может привести к ухудшению поставленного раннее диагноза или обнаружить своевременно не выявленное уже запущенное нарушение)