Файл: В прошлое, но память о ней жива Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диагностическая работа в формате ОГЭ

Вариант 1

1. 

Текст, начинающийся словами «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива»

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения  — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст будет прочитан дважды.

2. 

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.

 

Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.

1)  Предложение 1 сложносочинённое.

2)  Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.

3)  В предложении 3 четыре грамматические основы.

4)  Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.

5)  Грамматическая основа в предложении 5  — нравственность оказывается подчинена.

3. 

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Может быть(1) нам предстоит узнать именно сегодня(2) когда(3) человеку важно связать(4) в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах(5) о «белых карликах» и «черных дырах» Вселенной(6) с белоснежностью ромашек на лесных полянах(7) с роскошными(8) пульсирующими созвездиями над головой.

4. 

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «встретить с радостью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. 

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  БЕСПОЛЕЗНЫЙ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2)  ПОКРАШЕННЫЙ (забор)  — в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН-.


3)  ВЫРАСТИТЬ (урожай)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4)  (охватывает) ДРОЖЬ  — в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.

5)  (съел) ПОЛ-ЯГОДКИ  — слова с ПОЛ- всегда пишутся через дефис.

6. 

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Мама Коли помогала сыну строить клетку для птиц и сама пекла пироги по праздникам.

2)  Птица мешала заниматься Неле, и поэтому решено было выпустить Чёрную Спинку на волю.

3)  Птица умерла, потому что родственники в отсутствие Коли не позаботились о ней.

4)  Клетка для птицы была слишком маленькой, и шанса выздороветь у Чёрной Спинки не было.

5)  Неля не поехала отдыхать, чтобы следить за птицей.
(1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды.

(4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы.

(5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля.

(6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру…

(8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось.

(11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино  — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца…

— (13)Где моя Чёрная Спинка?  — крикнул Колька.

(14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил.

— (15)Она… была на кухне,  — ответил отец.

(16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое  — отец, Елена Станиславовна и Неля,  — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.



(18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.

— (24)Вы давали ей рыбу?  — тихо спросил Колька.

— (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой,  — ответил отец.  — (27)А вот зёрна…

(28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его.

— (29)А ногу ей перевязывали?

— (30)Да…

— (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда?

— (33)Ты знаешь, Николай…  — отец в ответственные минуты всегда называл его так.  — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей…

(36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором.

— (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала?  — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели.

— (38)Да, мешала!  — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

— (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй!

— (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна!  — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам.

— (43)А ты мне не сестра…  — выпалил Колька.

— (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь!..  — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала.

(48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй  — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения.

— (52)Как ты можешь так, Коля! (53)Неля видит в тебе своего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься!

— (55)Где же она сейчас?  — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы.


(56)Елена Станиславовна опустила голову.

— (57)Она сдохла,  — набравшись мужества, ответил отец.

(58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо.

— (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас!  — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой.

(По А. Г. Алексину*)

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924  — 2017)  —  русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.

7. 

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)  «Ты видишь!»  — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна.

2)  Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес.

3)  «Да, мешала!»  — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка.

4)  Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал.

5)  Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
8. 

Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ЛЮБИМЫЙ (предложение 14). Напишите этот синоним.
9. Тип 9 

 

3.  Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Диагностическая работа в формате ОГЭ

Вариант 2

1. 

Текст, начинающийся словами «Слово «мама»  — особое слово. »


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

2. 

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте  — недублёной коже животных. (2)Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре  — бересте. (3)После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. (4)«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма». (5)Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.

 

Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.

1)  Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением.

2)  Предложение 2 является односоставным безличным.

3)  Грамматическая основа в первой части сложного предложения 3  — учёные смогли.

4)  Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени.

5)  Сказуемое в первой части предложения 5 составное глагольное.

3. 

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Глубокая тишина(1) нарушаемая всплесками рыбы(2) да криками какой-то еще (3)не уснувшей птицы(4) возившейся неподалеку(5) казалось(6) лишь подчеркивала(7) неодолимое наступление ночного покоя.

4. 

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «доказывать с упрямством», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. 

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1)  ВЫЧИТАНИЕ  — правописание чередующейся гласной в корне не определяется правилом (является исключением).

2)  НИЗКИЙ (забор)  — в качественном имени прилагательном, которое может иметь краткую форму, пишется суффикс