Файл: Управление персоналом таможенной службы России в условиях глобализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторым направления кадрового улучшения является развитие общественной сферы. Целевым ориентиром развития социальной области таможенной службы Российской Федерации является обеспечение социальной безопасности должностных лиц таможенных органов также членов их семей, обеспечение им социальных гарантий, но кроме того улучшение их квартирных условий также материального обеспечения. Концепция социальной защиты должностных лиц таможенных органов считается одним из основных условий результативного решения важных перед таможенными органами задач5.
В последнее время проблемы о задачах социальной сферы получили актуальность и значимость в связи с изменениями, которые совершаются во всех сферах социальной также экономической жизни общества. Они довольно справедливо просят проведения социальной политические деятели, и это увеличивает важность развития данной области. Основными задачами формирования социальной сферы являются:

  • повышение уровня жизни населения и создание необходимых условий удовлетворения их материальных и духовных потребностей (социальный аспект);

  • активное воздействие на повышение эффективности функционирования общественного производства (так называемый экономический аспект).

В какой-то степени эти задачи подчинены общим целям социально-экономического развития общества, а именно снижение социальной напряженности и всестороннее и гармоничное развитие. Также, некоторые исследователи могут выделить 4 ключевые задачи социальной сферы:

  • создание необходимых условий для формирования и ускорения прогрессивных тенденций в демографических процессах;

  • воспроизводство рабочей силы, качество которой отвечает потребностям и уровню производства;

  • эффективное использование трудовых человеческих ресурсов, но создание необходимых как жилищных. Так и бытовых условий жизни населения;

  • улучшение физического здоровья человека, его сохранение и поддержка различными средствами.

Социальная сфера обладает как минимум двумя важными признаками, которые проявляются в ее целях, функционировании и развитии, а также при постановке задач, как в общей социальной сфере, так и в каждом отдельном её элементе.

Одна из ключевых проблем формирования кадровой политики государственных органов заключается в том, что кадровый потенциал системы государственной службы используется не в полной мере, что, в первую очередь определяется незначительным вниманием, уделяем анализу сложившейся кадровой ситуации и эффективности использования кадрового потенциала.


В заключение отмечу, что учебная деятельность таможенных сотрудников ведут к развитию компетенций, которые делают из них лучших профессионалов, но стоит помнить, что в современных условиях страна находится в непростом положении. Таким образом, обучение способствует эффективному выполнению своих обязанностей, связанных с защитой финансовых интересов, обеспечение безопасности и защита от незаконной торговли.

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

2.1 Управление подготовкой кадров как ведущее направление совершенствования кадрового потенциала для таможенных органов России

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года6. Согласно Стратегии, укреплению кадрового потенциала, совершенствованию системы социального развития и усилению антикоррупционной деятельности уделяется особое внимание. Также ситуация экономической нестабильности в стране, угроз и вызовов извне, санкционного давления, на первый план встаёт вопрос эффективности работы всех государственных органов и структур. Персонал в современном мире признается наиболее ценным ресурсом, что справедливо как для коммерческих организаций, так и для государственных органов. От качества работы по управлению персоналом таможенных органов зависит достижение поставленных перед ФТС России целей и задач. Управление персоналом таможенных органов строится в соответствии с поставленными целью, задачами и принципами, что позволяет достичь необходимого уровня результативности. На сегодняшний день одной из наиболее существенных проблем управления кадровым потенциалом государственной службы является низкий уровень организации трудовой деятельности государственных служащих и нерациональность в использовании их потенциала. Данные проблемы в первую очередь связаны с наличием несовершенств в организационной структуре государственных учреждений и неэффективным использованием современных методов и технологий организации трудовой деятельности государственных служащих7.

Для достижения поставленной цели управления персоналом таможенных органов осуществляется реализация целого перечня задач (рис. 6)


В виду специфики деятельности таможенных органов управление персоналом в таможне обладает определенными особенностями:

1) высокий уровень формализованности процесса управления персоналом;

2) зависимость управления персоналом таможенных органов на местах от регулирования вышестоящих органов управления;

3) преобладание нематериальной мотивации, что определено некоммерческим характером деятельности ФТС России.
Важной характеристикой управления персоналом в таможенных органах является кадровый потенциал, который представляет собой «совокупность уже имеющихся потенциальных интеллектуальных и творческих способностей, профессиональных знаний, умений, навыков и индивидуального опыта, которые отражают специфику деятельности и направлены на решение задач, поставленных перед таможенной службой»
Рис. 6. Задачи управления персоналом в таможенных органах





Таким образом, оптимизация государственной деятельности не представляется возможной без модернизации или смены модели управления кадровым потенциалом государственных органов. Новая же модель управления кадровым потенциалом должна ориентироваться на функционирование более эффективной и экономически обоснованной системы организации кадровой политики государственной службы России.

Государство считается главным субъектом, формирующим кадровую политику, поэтому оно посредством использования законного регулирования считается ответственным за рациональное использование также последующее совершенствование кадрового потенциала в органах государственного управления также хозяйствующих субъектах государственной формы собственности. Основным условием, предъявляемым к кадровой политике страны считается, разработка на всех уровнях власти системы утверждений и мер, которые устанавливают основные тенденции деятельности государственных учреждений и структур управления также нацелены на освоение демократических принципов работы с кадрами, развитие и эффективное применение кадрового потенциала российского общества8.

Процесс формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенной службы представляет собой деятельность таможенных органов по созданию условий формирования и развития кадров государственной службы, целью которой является оптимизация их трудовой деятельности в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития государств.


Продвижение рынка таможенных услуг в зарубежных странах напрямую связано с развитием международной торговли. Анализ международного опыта регулирования технологических схем таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств показывает, что качественная составляющая таможенных услуг выше там, где широко применяются передовые автоматизированные технологии. Переход к технологиям «электронного» декларирования осуществляется во всех развитых странах мира. Автоматизация процедур таможенного оформления и таможенного контроля позволяет:

  • организовать взаимодействие таможенного брокера в процессе подачи декларации и получения решений таможенных органов и контролирующих организаций через компьютерную систему;

  • существенно освободить сотрудников таможенных органов от работы с бумажными документами и сократить время оформления.

В качестве основы деятельности таможенных органов в Российской Федерации необходимо использовать принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией и одобрение Федеральной таможенной службой.

Например, таможенная служба Финляндии входит в структуру Министерства финансов. Она занимается вопросами налогообложения, контроля и обслуживания внутренней и внешней торговли Европейского Союза и отвечает за реализации общей таможенной политики Евразийского Союза в Финляндии. Задачей таможенной службы Финляндии администрирование международных товаропотоков с целью содействия законной внешней торговле и препятствования нелегальной торговой деятельности. Правительством могут быть решены различные вопросы таможенной службы, таможни, правила для таможенных округов и другие вопросы внутреннего управления. Большинство задач, стоящих перед таможенной службой, требуют специальных знаний и навыков, которые не предлагаются в общей системе образования. Поэтому таможенная служба Финляндии специально готовит собственный персонал. Бесплатное обучение осуществляется в основном в таможенной школе, расположенной в Хельсинки. Таможенная служба предоставляет множество возможностей трудоустройства для специалистов из различных областей: судопроизводство, пассажирские и грузовые перевозки, борьба с таможенными преступлениями (их предупреждение и расследование), сбор налогов, а также различные виды экспертиз и сфера высоких технологий. В мире существуют несколько прогрессивных моделей таможенной деятельности: сингапурская, шведская и американская, работающие по принципу «единого окна». По оценкам зарубежных экспертов, внедрение этих моделей способствовало росту на 20 % ВВП экономикам этих государств Ориентируясь на международный опыт, следует разработать комплексную стратегию кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации. В рамках данного направления особое внимание предлагается уделить повышению качества профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, практике управления, повышению эффективности системы оплаты труда, повышению престижности профессии, а также созданию филиалов Российской таможенной академии в федеральных округах. Необходимо расширить применение информационных технологий в
деятельности таможенных органов Российской Федерации, что позволит улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. Также нужно внедрить новые информационно-технические средства и средства программного обеспечения, единую автоматизированную информационную систему контроля над вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации9.

Как и любой другой вид деятельности, таможенная деятельность должна соответствовать определенным критериям эффективности. В Российской Федерации данные критерии разрабатываются Федеральной таможенной службой, которые согласовываются с Министерством экономического развития и Министерством финансов. Таким образом, выделяются следующие критерии эффективности:

  • первым критерием является повышение уровня соблюдении таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Данный критерий включает вопросы эффективности таможенного контроля, валютного контроля, а также контроля за достоверностью декларирования. Этот критерий содержит пять показателей, среди которых, например, исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных платежей; снижение доли таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей;

  • вторым критерием является улучшение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля. Данный критерий отражает качество таможенного администрирования и включает повышение информационной прозрачности, ускорение таможенных операций, применение выборочных методов таможенного контроля и др. Критерий включает семь показателей;

  • третьим критерием является выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен. По этому критерию оценивается комплексная деятельность таможенных органов, непосредственно связанная с решением правоохранительных задач, обеспечением экономической безопасности, контролем перемещения ряда товаров. Критерии предусматривает три показателя10.