ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное образование Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 имени П.А.Любченко
Станицы Крыловской муниципального образования
Ленинградский район
исследовательская работа
на тему:
«История России в произведениях А.С.Пушкина»
Лагутина Софья
Краснодарский край,
Ленинградский район, станица Крыловская МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №3 имени
П.А.Любченко», 9А класс.
Руководитель Пищальникова Светлана Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №3
ст. Крыловская 2023 год.
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Основная часть…………………………………………………………….. 5
2.1 Истоки и предпосылки пушкинского историзма……………………… 5
2.2 Историзм в произведениях А.С.Пушкина. …………………………… 8
2.3 Богатство русского языка как фактор столетий нашей истории………10
3. О преемственности поколений 12
4. Заключение 16
5. Список литературы…………………………………………………………17
6. Приложение…………………………………………………………………..18
1 Введение.
Одним из направлений познания писательского наследия гения мировой литературы является понимание его исторических позиций, его разностороннего интереса к историческим судьбам своего отечества.
Отмеченный спектр пушкинского мышления постоянно вызывал заинтересованность у историков-профессионалов.
Многие десятилетия исследований всякий раз подтверждали, что словесность и история - отрасли, исходящие из единого древа знания. Время настолько соединило их, что порожденные на этой общекорневой основе новые сцепления и связи постоянно усиливали интерес к творениям Пушкина как проявлению наиболее могучего потока гуманитарного знания.
Наделенный редким даром обостренного чувства истории, поэт видел себя сквозь призму времени. Он осмысливает, осязает свою повседневность, жизни своих современников (героев произведений) как проявление личности на мгновенном отрезке истории.
А.С.Пушкин открывает целые пласты богатого материала, который подвергает художественному осмыслению, щедро умножая собрание литературных шедевров, создает специальные исторические работы.
Гипотеза: Анализируя исторические события, исследуя действия, характерные исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.
Исходя из этого, мы выделили следующую цель:
-
выявить историзм русского государства в произведениях А. С. Пушкина. -
Задачи: -
умение обобщать и систематизировать материал; -
развивать навыки анализа текста; -
расширить наше представление о творчестве А. С. Пушкина, о теме истории в его произведениях. -
рассказать о преемственности поколений как непреложном законе истории; -
провести викторину по творчеству А.С. Пушкина с одноклассниками.
Актуальность работы заключается в том, что высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен – это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея закономерности событий истории пронизывает все творчество Пушкина.
Для своей работы мы использовали следующие произведения: «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник», а также ряд стихотворений различных периодов творчества поэта.
2. Основная часть.
-
Истоки и предпосылки пушкинского историзма.
Известный русский философ И.А.Ильин сказал о поэте: «Он был нам дан для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории».
Историзм Пушкина проявлен во всем, что порождалось его творческими импульсами, его оценками происходящего, размышлениями о прошедшем, ощущением времени, в котором он жил и творил. Особое чувство истории обнаруживалось в беседах со своими друзьями и знакомыми и в его художественных творениях. Все, что порождало его могучий дар, несло в себе удивительную соединенность прошлого и настоящего.
Самого Пушкина, видимо, следует рассматривать как яркое явление русской истории. Он выступает историческим фактором, прочным звеном в цепи преемственности русской культуры.
Знаменитый русский историк В.О.Ключевский заметил в одном из своих выступлений: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много…
И никогда не скажешь всего, что следует». Верные слова! Весьма важно подчеркнуть: выдающийся историк России изучал и высоко чтил великого русского гения – поэта - историка.
Это ли не знак яркого проявления родственности истории и словесности!..
В данной работе мы решили рассмотреть вопрос, откуда берутся истоки и предпосылки пушкинского историзма как одно из непременных свойств его творческого мира?
Время детства и лицейских лет Пушкина совпало с событиями войн с Наполеоном и с Отечественной войной народа России в 1812 году против наполеоновской агрессии. Естественно, это великое испытание для русского общества не могло не отразиться на созревании патриотического сознания юного Пушкина и пробуждении в нем острого ощущения истории.
В 12-летнем Пушкине был виден уже 36-летний Пушкин. Он знал, что требует от него поэзия. Когда 14-летним мальчиком он писал свое стихотворение « К другу стихотворцу», в котором заявлял вполне осмысленно:
…Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт.
Пушкин не стоял на месте, постоянно совершенствуя свой дар, непрестанно углубляя и обогащая его. Рост пушкинского мастерства насыщался реалиями истории.
Интерес к историческим книгам проявился у Пушкина в возрасте 8-11 лет (еще до лицея). В эти годы, пользуясь библиотекой отца, он прочитал всего Тацита («Историю Римского государства»).
Большой интерес к прошедшим векам рождало у мальчика проживание летом в московском сельце Пушкиных Захарьине. Рядом расположилось село Вяземо, принадлежащее когда-то Борису Годунову.
Царскосельский Лицей, куда в 1811г. привели Пушкина-это особая стихия, породившая новые взлеты разума, чувство дружбы, патриотизма, друзей на всю жизнь.
Великое сражение россиян, разгром наполеоновских полчищ - все это усиливало любовь к Отечеству и порождало в сознании Пушкина новые, более стойкие чувства исторического призвания. Беседы, общение с офицерами-гусарами расширяли исторические сведения о событиях великих сражений.
Пушкиноведы отмечают влияние двух поэтов В.Жуковского и К.Батюшкова. Выпускника-лицеиста стремительно тянуло к ним, ведь они оба ценили исторические сюжеты. Одновременно юного стихотворца привлекает поэтический язык Батюшкова.
Читатель может спросить: «Где стремление у молодого поэта к историзму?». Нельзя не учитывать, что круг «арзамасцев», лучших знатоков русской словесности не мог не заметить того, что в поэтическом слове Пушкина происходит нечто новое: он «нащупывает» своеобразный прорыв к той словесности, которую назовут позднее литературой современного русского языка. Историзм, следовательно, проявляется у Пушкина и в том, что он включает в свои
поэтические строчки преимущественно те слова, которые сохранило время прошедшее и приняло как свежесть, новизну время настоящее.
Поэт-лицеист испытывает нарастающий интерес к «Истории» Карамзина, к построению его словесного состава. Общение с Карамзиным, наблюдение за его работой, беседы с историком явились громадным стимулом в усилении привязанности Пушкина к историческому знанию.
Возрастание интереса к истории своих российских предков в сознании Пушкина непременно связано с посещением новых регионов необъятной России.
В этом отношении было у Пушкина особенно интересным пребывание в южных пределах страны. На Кавказе его волнуют настроения, связанные со сказаниями горских народов, древние крепости, остатки развалин, сохранившиеся со времен древних Рима и Греции.
В Крыму, в Гурзуфе, у Пушкина сильное впечатление оставил Георгиевский монастырь. Об этом он пишет П.Я. Чаадаеву: «Тут же я видел баснословные развалины храма Дианы… Тут посетили меня рифмы». Посещение Бахчисарая - столицы крымских ханов – подвигнуло фантазию Пушкина на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан».
…Интерес Пушкина к новейшей истории Франции, особенно к событиям Французской революции конца 18 века, не мог не обратиться к важнейшей фигуре, порождённой спадом революции, - к личности Наполеона Бонапарта. Для совсем ещё юного, но интересующегося историей поэта было удивительно видеть продвижение Наполеона от генерала к главнокомандующему южными силами Франции, затем к власти первого консула Франции и провозглашению себя императором Французской революции.
По мере отдаления времен от войны с Наполеоном Пушкин глубже осмысливает личность самого Наполеона и его роль на переломном этапе двух веков. Уже, будучи в михайловской ссылке в стихотворении «К морю» (1824 год) поэт, высказывая известное сожаление, что он не откликнулся на зов и ожидание моря оторваться от берегов России, оправдывает свое решение, обращаясь к морю:
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Тема Наполеона звучит во многих других стихотворениях Пушкина. Нередко проблемы связаны с определенным общественным настроением в России, а чаще всего с духовным состоянием самого поэта, с ростом его творческой зрелости и переменой его в оценке самого себя. Поэтому упоминание о Наполеоне даже мельком, порой одной строкой, как бы случайно, дается неодинаково.
В одной из глав «Евгения Онегина» у Пушкина возникает повод описать Москву, вспомнить ее недавнее прошлое, связанное с Наполеоном.
Вот перед нами окончание XXXVI строфы:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Или в следующей XXXVII строфе:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отсюда, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Наконец, следует отметить еще один источник развития исторического интереса и знания у Пушкина. Это стимул - творческие замыслы писателя, создание новых творений.
2. 2 Историзм в произведениях А.С.Пушкина.
Поэма « Руслан и Людмила» основана на материале народных сказаний, былин, с привлечением сюжетов летописных сводов. Исторические мотивы явно преобладают над сказочными. Историзм выражен в обрисовке каждого действующего лица, его особенностей. Поэма наполнена сказаниями о волшебниках, о ведунах, о проделках колдуний и колдунов, историчны сказания о славянских богатырях, о битвах, о молчаливом поле брани, облагородстве князя киевского, о традициях языческой Руси.
В поэме не может потрясти сердце читателя поле битвы, на котором оказывается Руслан. Это поле, видимо, давнего сражения, свидетельство сумерек истории Руси.
Руслан взирает на этом поле, и слово витязя, обращенные к полю, потрясающе грустны и печальны:
О, поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
Последний час кровавой битвы?
Кто на тебе со славой пал?
Чьи небо слышало молитвы?
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья?..
Историзм Пушкина, слитый с поэтичностью языка, его очаровательные обороты и музыкальность, которой пронизаны строки всех шести песен поэмы.
Двумя годами позже Пушкин создает «Песнь о вещем Олеге». Заметим, что в основу стихотворения положен летописный рассказ, приведенный в пятой главе первого тома « Истории» Н.М.Карамзина. В «Песнь» введены будущие преемники Олега - юные Игорь и Ольга.