ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Факт об Олеговом щите, вооруженном в знак победы над византийцами на вратах Цареграда, упоминается в летописях. Введение автором этого историзма поэтическое повествование несомненно поднимает художественный уровень «Песни о вещем Олеге», усиливает значение ее замысла в целом.
Если оценивать произведение « Капитанская дочка» как историческое, то следует в нем указать Пугачева. Пугачев, породивший кровавый клубок событий, чудом уцелевший Петр III, исчезнувший и явившийся для борьбы за овладение троном, с которого был сброшен его решительной супругой Екатериной.
Петр Гринев-очевидец происходящего, волею судьбы непосредственно соприкасается с Пугачевым на всем протяжении повествования. Гринева, оказавшегося странным приятелем вождя крестьянского бунта, не покидают вопросы: кому он, становясь офицером, присягал, чьи интересы защищал? Ясно, что присягал он государыне-императрице и офицер он российский.
Опять же обратимся к сюжету «Капитанской дочки». Вспомним сцену: по приказу добропорядочного коменданта Белгородской крепости Ивана Кузьмича Миронова приготовились пытать схваченного возле крепости старого молчавшего башкирца. «Я взглянул на него,- свидетельствует Гринев, - и содрогнулся… Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен…Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство… Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся,- тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок».
А вот другая сцена, произошедшая спустя сутки после взятия крепости пугачевцами: «Несколько казаков подхватили старого капитана Миронова и потащили к висилице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузьмича, вздернутого на воздух».
С тяжким чувством воспринимается и тот, и другой эпизод. В них отражены драматические события, потрясшие Россию. Правда «Капитанской дочки» исполнена высокой художественности и правды исторической, так как она создана пером великого художника-историка.
Рассмотрим другое произведение А.С.Пушкина «Медный всадник». Уже отмечалось, что жизнь Петра, его выдающаяся личность влекли Пушкина с юных лет. Еще в Михайловском поэт изучает все 30 томов «Деяний Петра Великого». Вызволение писателя из ссылки по воле Николая I в 1826 году подвигнуло поэта на цикл стихов о Петре I, в которых Пушкин намекает молодому царю воспринимать опыт Петра I. Рассчитывая примером Петра Великого воздействовать на Николая I, Пушкин, конечно, прежде всего, надеялся на царскую амнистию декабристов. Пушкин признает, что Петр истинно творит историю, создает Державу, однако не несет никакой ответственности за последствия, тяжкие для народа. В «Медном всаднике» Петр I – реформатор, но Пушкин вынужден признать реальность – роль насильственных перемен в историческом процессе. Поэт наполняет неприязнь Евгения к Петру бунтом, протестом. Но бунт его беспомощен. Властелин остается властелином, а Евгений обречен на неудачу.
Неслучайно Пушкин предупреждает читателя:
Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.
Рассказ действительно печален: о жертвах властителя. В судьбе Евгения Пушкин отражает свои размышления о разоренном русском дворянстве. Разумом историка он не может не оправдать исторической миссии Петра.
2.3.Богатство русского языка как фактор столетий нашей истории.
Природа и способы пушкинского творчества, для развития которого исторические реалии являлись плодотворной питательной средой, открывали новые возможности понимания сложнейших проявлений человеческой души, соединенности истории и современности.
Именно это богатство творений поэта позволило в свое время Аполлону Григорьеву сказать: «Пушкин – наше все. Пушкин – представитель нашего душевного особенного. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности».
Лицейские годы – это счастливое время для юного Пушкина, для развития его поэтической судьбы. В его стихотворениях поднимается уровень художественности, в них видна более свободная русская речь, звучат свежие слова, раскованность в их использовании. И входит историческая лексика, а точнее – идет нарастание талантливых строк, уровень поэтичности которых связан с историко-художественным их выражением. Лицейская историческая начитанность, образованность все значительнее выливаются в водопаде его стихотворений.
Особенностью пушкинского слова было поэтическое отражение жизни, а не его высказывание своих политических пристрастий.
3 .О преемственности поколений как непреложном законе истории.
Анализируя свою жизнь и жизнь современников, Пушкин особо выделяет в этом анализе проблему преемственности поколений. Каждому поколению принадлежит свое время, свои интересы людей как субъекта истории.
В какой гармоничной последовательности Пушкин воздвигнул свой нерукотворный памятник! В первых четырех строфах поэт полагается на справедливость оценки его творений судом грядущих времен. Эта вера дает ему утешение и силы достойно завершить отпущенный ему срок жизни, наполненный пробуждением у современников «чувств добрых».
Он приглашает воспринять его нравственную позицию:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Поэт хочет надеяться, что следование этому совету – один из способов, далеко не худших, для укрепления в человеческом сословии правды и справедливости - важнейшего условия оказать помощь грядущему поколению.
Пушкин как бы предугадывал конец своего бытия. Художественно сильно эти размышления поэта звучат в его стихотворении «И вновь я посетил тот уголок земли…»
Обращаясь к молодой сосновой роще, вырастающей возле старых сосен, мимо которых Пушкин проезжал или проходил много раз, он произносит:
…Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полн,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
В этих словах великого поэта спокойно и сердечно высказана волновавшаяся его мысль о самом существенном для человечества - о преемственности поколений как непреложном законе истории.
Знаменитых мастеров слова отличало стремление найти связь с предшественниками, близкими и отдаленными. Эта черта была присуща Пушкину. Великий поэт, наделенный обостренным чувством времени, углубляясь сознанием в «дым столетий», умел угадать, приблизиться, увидеть конкретику минувших времен. Преемственность веков поэт рассматривал через сохранившиеся документы, древние письмена, сказания – этих своеобразных посланцев из прошлого.
Историки не исключают, что не оборвись жизнь Пушкина так рано, он бы удивил своих современников, указав силой своего слова такой путь духовно-исторического развития, который, возможно, оказался для нас потерянным навсегда.
Слов нет, невысказанное великим поэтом-мыслителем – большая утрата. Она – следствие утраты неимоверно более тяжелой – трагической гибели самого Пушкина.
Пушкин вошел в историю русской цивилизации, создав своим творчеством и любовью к России нерасторжимую связь с сынами и дочерьми нашего Отечества, настоящими и будущими. Именно к ним обращены слова этого великого из россиян – поэта, историка, гражданина:
1. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
2. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал…»
3.2. Согласно поставленным задачам мы провели викторину с учениками 9 « А» класса.
Викторина.
Викторина с чтением стихотворений А.С.Пушкина. Послушайте условия викторины: мы будем задавать вопросы, а отвечает ученик, первым поднявший руку. За правильный ответ начисляется 1 балл и выдается сигнальная карточка. В конце урока подсчитывается количество баллов, и вы получаете оценки.
1. «Береги честь смолоду» - пословица, взятая эпиграфом к произведению. Как оно называется? (Повесть «Капитанская дочка».)
2. В каких произведениях изображён Пётр Первый? («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник».)
отрывок из поэмы «Полтава», «Медный всадник»
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
3.Назовите имя, отчество, фамилию няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева.)
4.О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках?
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня…
(О няне.)
5.Как называется сейчас город, где А.С.Пушкин учился в лицее? (Пушкин.)
6.Какой великий русский поэт слушал стихи А.С.Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р.Державин.)
7.Назовите поэта, подарившего А.С.Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя»? (В.А.Жуковский.)
8.Из каких сказок слова?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(«Сказка о царе Салтане…»)
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась…
(«Сказка о рыбаке и рыбке…»)
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
(«Сказка о мёртвой царевне…»)
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело…
(«Сказка о золотом петушке…»)
9.С какими бранными словами обращается старуха к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля!)
10. Герой какого произведения делал змея из географической карты? (Пётр Гринёв, повесть «Капитанская дочка».) (Приложение 1)
5. Заключение
Целью нашей работы мы ставили: выявить, как истоки обостренного чувства истории были отражены в творчестве великого поэта.
В ходе работы мы пришли к следующим выводам:
Историзм - это категория, заключающая в себе определённое методологическое содержание. Историзм предполагает рассмотрение явлений в их развитии, взаимосвязи, в процессе становления, с исторической точки зрения. Применительно к искусству речь должна идти об особом творческом принципе восприятия действительности, своеобразном художественном качестве. Сложившийся как осознанный принцип художественного мышления в начале XIX века, историзм с огромной силой проявился в творчестве Пушкина.
Историзм явился одной из основ пушкинской реалистической системы, с ним связано воспроизведение действительности в её закономерном движении, в процессе развития, понимания личности в её исторической обусловленности. Историзм открыл новые возможности познания жизни; от него неотделим самый характер художественной типизации и в конечном итоге - эстетической концепции действительности.
Творческое наследие Пушкина волнует ни одно поколение литературоведов, многие тайны уже удалось разгадать, что-то исследуется сейчас, но останется и то, что будет неразгаданным, останется загадкой для потомков. Мы затронули лишь малую часть того, что можно и нужно исследовать.
Список литературы
1.Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. М.,1990.
2.Непомнящий В. Поэзия и судьба. М., 1987.
3.Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1990.Т.9, с.79
4.Пушкин А. С. Поэмы. М., 1998.