Файл: Исследовательская работа Теплая нить связи поколений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В наставлениях против язычества средневековые писари очень часто ставили Макошь рядом с берегинями и вилами. Макошь считается их наставительницей, их главной богиней. Вилы или Вилы-русалки, Берегини являются помощницами Макоши в сельскохозяйственных делах, а также в защите и помощи людям. Таким же помощником является и священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай5.
Ближе всего к ней считались муравьи, шмели, пчелы и, конечно, паучки. И если паук случайно заходил в дом, его ни в коем случае не убивали, чтобы не разгневать Макошь. Животное аккуратно отлавливали и выпускали на свободу. Пчела или шмель, случайно залетевшие в окно, считались предвестниками какого-нибудь важного, судьбоносного события в жизни.
Еще животными Макоши считаются корова – ведь это кормилица, без которой в крестьянской семье очень сложно прожить, кошка – создатель уюта, охотник на непрошеных гостей и давняя помощница в магических практиках, и пара птиц (особенно темная рядом с белой).
Наиболее ранняя из всех известных науке скульптур палеолитической Макоши – это статуэтка из Костёнок Воронежской области (Россия). Она датирована 42-ым тысячелетием до н.э. (а, возможно, возраст стоянки будет удревлён до 48-го тыс. до н.э.!) и относится к древнерусскому комплексу Костёнко-Боршевских стоянок, признанных в мире центром зарождения цивилизации человека. (Приложение 1)
Изображали Макошь часто с поднятыми вверх руками, с веретеном, снопом колосьев, с двумя помощницами – Долей и Недолей. Часто на изображениях присутствуют и две лосихи – Рожаницы, символизирующие материнство, плодородие, плодородие, появление новой жизни. (Приложение 2)
Руки у богини подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Так отображалась главная задача женщины: принять силу, сохранить, взрастить и передать. И силу, и семя, и знание, и мудрость, и традицию. И вышивка эта отображала понимание мироустройства нашими предками.
Можно сказать, что наряд был моделью вселенной.
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.
Ма - великая, женщина, питающее женское начало Слово МАТРёшка, происходит от
МАТЕРь "мать, старшая, главная", МАТЕРеть "взрослеть", МАТЁРый "взрослый", что обобщённо можно понимать, как "старшая, древняя прородительница".
Матрешка - это куколка Макошь. Ма – Трешка. Вслушайтесь в звучание русских слов – они сами за себя говорят. В матрешке (Трешке) должно быть три куколки. Внутри матери Лады - дочь Леля. Внутри дочери Лели - дочь Ляля. Матрешка есть Женская сущность Троицы. Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл.
Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама Матерь - богиня жизни, продолжения рода6.
-
Кому покровительствует Макошь?
Прежде всего Макошь покровительствует женщинам, матерям и дочерям, материнству, плодородию в целом. На её поддержку надеялись во всех «женских» ремеслах (особенно ткачестве), в рукоделии, земледелии, домашнем хозяйстве.
Помогает богиня и всем, кто стоек перед неприятностями и продолжает идти к намеченной цели, не опускает руки.
Еще она – покровительница магии, волшебства, помогает видеть суть вещей и первопричины событий.
У неё просили помощи перед важными делами:
-
посевные работы; -
сбор урожая; -
приготовление пищи; -
рукоделие; -
во время родов.
В дар Матушке чаще приносили пряжу, кусочки самотканого льна, овощи и фрукты.
-
Параскева Пятница - христианский образ Макоши
Особый интерес для изучения культа Макоши-Пятницы представляют 9-я и 10-я пятницы, так как они считались главнейшими из всех двенадцати посвященных богине. Период — конец октября и первая неделя ноября — является началом нового цикла деревенских женских работ: начинались долгие зимние посиделки — коллективное прядение льна и шерсти. Две главные пятницы стояли у начала этого сезона, они словно открывали его.
Пятница — продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши. Позднее культ Пятницы соединился с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных славян и сохранил некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян Пятница — персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвящённым различным ипостасям громовержца Перуна.
Пятница иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 27 октября старого стиля, т.е.,14 октября нового стиля — дня, посвящённого Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день Пятницы запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. В случае нарушения запретов она может покарать болезнями глаз и другими бедами. Пятница являлась покровительницей убогих и нищих во всей Древней Руси7.
Стоит отметить и тот неопровержимый факт, что после христианизации образ Макоши был перенесён на христианскую святую Параскеву Пятницу или Параскеву Пьняниху. День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей; Пьняниха или Льяниха - прядущая лён, так же относится к образу Макоши. Параскева, в переводе с греческого, означает - "пятница". Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами, увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине, перенесли под давлением церкви на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную "рокировку". Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши. Связь Макоши с днём пятницы доказывает множество различных свидетельств, начиная от традиции проводить ритуалы по пятницам в честь этой богини, различных пятничных запретов и заканчивая схожестью тождественных Макоши богинь в других традициях.
Христианская Параскева Пятница, которая так схожа с Макошью и носит её черты, лишь только на словах остаётся христианской святой. Например, даже сейчас часовни, иконы и различные статуи, которые посвящены этой святой, ставят вблизи рек и водоёмов, что делали и наши предки относительно идолов Макоши. Параскеву также называют покровительницей женщин или «бабьей святой», «бабьей заступницей», что ещё раз доказывает, что именно в нашей культуре образ той изначальной Параскевы практически полностью изменился. От той самой Параскевы из Турции (города Конья) ничего не осталось, а на деле, народ просто стал называть Макошь другим именем, дабы не прогневать довлеющую длань карающей церкви. Если в начале прошлого тысячелетия, христианские деятели ещё пытались как-то бороться с традициями, которые загадочным образом перенеслись с Макоши на Параскеву - пятничные обряды, моление о дожде и так далее, то впоследствии церковь с этим как будто смирилась, и до сих пор христиане, даже такие, которые с большим негативом относятся к язычеству, почитают не настоящую святую Параскеву, а богиню Макошь, которую переименовали в Параскеву
8.
Пятница так же, как и её языческая предшественница, считается портнихой, которая покровительствует девушкам занятым ручным трудом. Здесь также бытует поверие, что Пятница запрещает всем женщинам работать в этот день, заниматься каким-либо рукоделием. Считается, что Параскева-Пятница стала особенно популярной в XII-XIII веках, когда уже вовсю процветало христианство. В христианское время люди продолжали молить Параскеву, видя в её образе ту самую архаичную Макошь, о покровительстве в рукоделии, судьбе, а также о дожде. Для Параскевы устраивали молебны у колодцев и источников, что указывает на прямую связь с древними обрядами, посвящёнными этой богине. Ещё одним интересным сопоставлением "старой" и "новой" богини стали представления о том, что иконы Параскевы чудесным образом появляются возле водоёмов или прямо в воде водоёмов, что также является отголоском древних языческих мифов и преданий. В первое время после христианизации, когда языческие обычаи оставались ещё очень сильны, люди приносили в церкви к иконам Параскевы различные плоды (рог изобилия является одним из атрибутов Макоши), лён, оставляли первый сжатый сноп на поле и так далее. Для того, чтобы Макошь-Параскева подарила хороший урожай плодовых деревьев, в деревнях до сих пор кладут под икону этой святой плоды и держат их там до следующего года. Из всех этих и многих других свидетельств мы можем понять, что люди, принимая новую религию, ни за что не хотели расставаться со своими Богами.
Пятница, она же Макошь, считалась и покровительницей торговли. К этому выводу исследователи пришли, судя по многочисленным названиям, среди которых:
-
церковь Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенная в 1207 году; -
церковь Пятницы на Торгу в Чернигове XII и XIII вв.; -
церковь Пятницы в Охотном ряду в Москве и так далее.
Автор работы считает, что отношение исследователей к образу вышеназванной славянской богини Макоши неоднозначно. Рассматривая этимологию имени, исследователи видят в ней не только славянскую богиню жребия, счастливого случая судьбы, но и богиню плодородия и покровительницу женских работ. Некоторые ученые определяют её значение, ставя её в один ряд с вилами и русалками, определяют её как
одну из главных богинь славянского пантеона.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что богиня Макошь для народа была определенно неотъемлемой частью их веры и культуры, даже после крещения Руси она не была забыта, её образ перенесен святую Параскеву Пятницу.
3. Практическая часть
3.1 Символический образ богини Макоши в орнаментальной вышивке
Из глубины веков древнерусские узоры дошли до нас почти неизмененными. Наши предки относились к ним как к святыне, искажать, дополнять, «улучшать» - не разрешалось.
В культуре древней Руси огромную роль играли знаки и вещи, которые могли уберечь человека от различных напастей, продлить ему жизнь, а также привлечь в дом достаток и богатство. Необходимо было «магически защитить» руки и ноги, более всего подверженные ранениям и ушибам. И то, что позже стало служить украшением, задумывалось вовсе не для красоты, а для сохранения души и жизни человека.
Одним из излюбленных образов в орнаментальной вышивке на Руси был образ богини Макоши.
Славяне почитали свою богиню, но не испытывали перед ней страха. Её изображения использовались как амулеты и обереги, наносились на одежду, нательные украшения, бытовые принадлежности. Славянский оберег Макошь исполнялся в нескольких вариантах:
-
Изображение в полный рост чаще использовали в вышивке. -
Изображение головы представляло собой 4 маленьких ромба, объединенных в один большой. (Приложение 3) -
Такая символика олицетворяла единство и гармонию четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха. А также соединяла в человеке материальное и духовное. Первый вариант использовался для крупных начинаний, связанных с хозяйственной деятельностью. Причем имело значение положение рук богини. Матушка вышивалась с поднятыми вверх руками в преддверие прихода весны, ожидании плодородного года. Вышивка с опущенными вниз руками – время сбора урожая, символ наступающей осени. -
Ромбический вариант использовался в виде индивидуального амулета. Наносился на личные вещи, в современном исполнении – на кожу. Традиционно большей силой обладает символ, изготовленный собственными руками и носимый постоянно.