Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практические занятия

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Павлова С.А.

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок.

Р. Эмерсон
Методика выполнения практических работ
1.Ознакомление с теорией.

2.Анализ полученной информации.

3.Ответы на контрольные вопросы.

4.Решение задачи.

5.Сдача практической работы.

Примечание: практическая работа может быть оформлена в виде доклада, презентаций, эссе, контрольные вопросы могут быть использованы в диспутах и деловых играх.

Введение

Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Основные задачи дисциплины:

-приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

-овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; формирование:

-формирование культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

-освоение культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

-готовность применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

-формирование мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; - способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

-приобретение способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Требования к содержанию и уровню освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

-основные техносферные опасности, их свойства и характеристики,

-характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду,

-методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь:

-идентифицировать основные опасности среды обитания человека,

-оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

-владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды,

-требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

-способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

-понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

-навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Предметная область дисциплины:

-обеспечивает достижение поставленных целей,

-включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания,

-взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.

Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности - объект защиты». Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.



Центральные изучаемые понятия:

Опасность – потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонент, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты. В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуется набором факторов (вредных факторов), способных нанести вред, и степенью их опасности – риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при ее проявлении.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда. Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Безопасность объекта защиты и безопасность системы «человек-среда обитания» - это состояние объекта и системы, при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации - допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонент природной среды.

В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

При изучении дисциплины рассматриваются:

-современное состояние и негативные факторы среды обитания;

-принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

-последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов,

-принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

-методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях; мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий,


-ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

-правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности; методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

В самостоятельную работу включается подготовка рефератов, презентаций, эссе и доклада по ним. Тематика должна иметь проблемный и профессионально ориентированный характер, требующей самостоятельной творческой работы студента.
Темы практических заданий


Практическая № 1.


Классификация ЧС

Безопасность жизнедеятельности - научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Прямые связи человека со средой очевидны.


Рис. 1.Модель процесса деятельности человека.
Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.

Система “человек – среда” является двухцелевой:

-одна цель состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности;

-вторая – в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
Опасность – это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Существует несколько способов классификации опасностей:

Примеры по природе происхождения:

а) природные;

б) техногенные;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

Примеры по локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

Примеры по вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизиологические.

БЖД решает три связанные задачи:

1.Идентификация опасностей, т.е. распознавание вида опасности с указанием ее количественных характеристик и координат опасности.

2.Защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.

3.Ликвидация возможных опасностей (исходя из концепции остаточного риска).