Файл: Реферат по дисциплине Всеобщая история по теме Древний Египет. Власть, общество, экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Образовательная автономная некоммерческая организация

Высшего образования

«Московский психолого-социальный университет »

Реферат

по дисциплине: «Всеобщая история»

по теме: «Древний Египет. Власть, общество, экономика »

Выполнила: Глаголева Любовь Викторовна,

студентка 1 курса

факультета Психология

направление Специальное (дефектологическое ) образование ,

группы 21/33/БДЗ-4,5-1д

Научный руководитель:

Дзюбан Валерий Валерьевич – д.и.н., к.п.н.,

профессор «Департамента гуманитарных наук»

Московского психолого-социального университета

Москва – 2022
Оглавление

Введение 1

Глава 1. Общественный строй Древнего Египта 3

Глава 2. Государственный строй Древнего Египта 7

Глава 3. Экономика Древнего Египта 11

Заключение 14

Список литературы 15





Введение

Государство Древнего Египта - одно из древних государств в мире - сформировалось к III тысячелетию вплоть до н. э. в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила, в северо-восточной части Африки. Все без исключения сельскохозяйственные производства Египта были связаны с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Благодаря своим естественным границам Египет представлял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от ближайших соседних стран, что послужило созданию этнически однородного населения.

Размещение государства в долине по нижнему движению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э Египет древний государственный общественный цент.

Соединение аграрных общин около храмов для общего ведения ирригационных работ способствовало формированию уже во 2-й половине IV тысячелетия первых государственных образований, в центре которых стояли правители - номархи. Номархи стремились расширить свою власть над всем государством, ведя жестокие битвы с собственными соседями. Территориальное размещения древнейших номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано приводит к их сливанию под властью сильнейшего нома. Таким образом в 3200г. вплоть до н.э. возникли два самостоятельных государства Верхний и Нижний Египет. Однако уже к концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта соединяют страну в единое политическое целое.


Раннюю централизацию древнеегипетского государства предопределил также и сам характер хозяйства, взаимосвязанный со стабильной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства из центра трудом многих людей по преодолению их результатов.

Задачи:

1) осуществить отбор литературы согласно данной теме ;

2) проанализировать общество Древнего Египта;

3) изучить государственный строй Древнего Египта;

4)изучить концепцию государственного управления;

5) исследовать социально-экономические взаимоотношения внутри государства;

Предмет исследования: анализ общественного и государственного строя и экономики Древнего Египта.

Объект исследования: экономика, особенности общественного и государственного строя Древнего Египта

   Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть все аспекты жизни египтян в указанный период времени.




































Глава 1. Общественный строй Древнего Египта

Для Древнего Египтa былa характерна замедленность эволюции социальной структуры, фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-хрaмового хозяйства [3, 26]. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового народа не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания , как и спорное понятие “слуга царя” - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.

Основной экономической и социальной единицей в Древнем Египте на ранних этапaх его развития была сельская община. Естественный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства с ростом прибавочного продукта, который начинает присваиваться общинной элитой, сосредоточившей в своих руках руководящие функции по созданию, обслуживанию и расширению ирригационных сооружений, впоследствии эти функции были переданы централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усилились в конце IV тысячелетия до н. э., когда сформировался доминирующий социальный слой, в который входила племенная кочевая аристократия, жрецы, зажиточные общинные крестьяне. Эта прослойка все больше отделяется от основной массы свободных коммунистов-крестьян, с которых государство взимает арендный налог. Они привлекаются к принудительному труду на строительстве плотин ,каналов, дорог и т.д. Начиная с первых династий, Древний Египет знал о периодических переписях “людей, скота, золота", проводимых по всей стране, на основе которых устанавливались налоги.



Фактическому исчезновению общины как самостоятельная единица, связанная с коллективным землепользованием. Он прекращает свое существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Сельские поселения остаются своего рода общинами, главы которых несут ответственность за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительный труд и т. д. Правящая элита в это же время укрепляет свои экономические и политические позиции, пополняясь в основном местной бюрократией, кочевой аристократией, формирующимся централизованным административным аппаратом и духовенством. Экономическая мощь растет из-за ранней системы царских пожалований рабов и земли . Со времен Древнего царства сохранились царские указы, которые устанавливали права и привилегии храмовых поселений и храмов , грамоты о царских пожалованиях земельных участков храмам и знати .

Различные категории зависимых рабов работали на царских фермах и фермах светской знати. Сюда относились бесправные рабы , военнопленные или соплеменники, приведённые в холопское состояние «« слуги царя», выполнявшие установленную норму работ под надзором царских надзирателей, так же у них было мало личного имущества, и они получали мало пропитание из царских складов .

Эксплуатация «царских слуг», отрезанных от средств производства, основывалась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, рабочий скот были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов , которых в Египте никогда не было много, от «слуг царя» не были четко выражены. Рабов в Египте покупали ,продавали, передавали по наследству, дарили, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя от них части урожая. Одной из форм рабской зависимости была самопродажа египтян за долги ,что не поощрялось, и превращение в рабов преступников.

Объединение Египта после переходного периода смуты и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными захватническими войнами египетских фараонов, развитием торговли с Нубией, Сирией, рост городов и расширение сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой - к укреплению позиций частного хозяйства дворян-сановников и храмовых священников, органически связанных с первым. Кочевая знать, которая помимо земель, пожалованных за службу («дом номарха») , наследственных земель («дом моего отца»), стремится обратить свои владения в собственность, прибегая к
помощи храмовых оракулов для этой цели, которые могли бы свидетельствовать о его наследственном характере.

При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы “слуг царя” выделяются так называемые неджес (“Маленькие”), а среди них “сильные неджес”. Их появление было связано с развитием товарно-денежных отношений, частного землевладения, рынком. Не случайно в XVI--XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие “торговец”, а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.

Неджес вместе с ремесленниками, будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают наиболее высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям. Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия “дом”, ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес. Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых землевладельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые Представители состоятельных земледельцев.

В результате побед в войнах Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Фараон Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их другими. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из воинов , чиновников, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами , и по окончании его получить чиновничью должность.


Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином “немху”. В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые, по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и “простых людей”. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

“Наряд” на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил “простого человека” к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд “простых людей”, он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию Царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись “простым людям”, положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.