Файл: Тема 8 Классическая немецкая философия и философия марксизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема:8
Классическая немецкая философия и философия марксизма
Немецкая классическая философия – высшая, завершающая ступень новоевропейской философии. Она характеризуется системностью, целостностью, завершенностью.
Родоначальник немецкой классической философии
Иммануил Кант (1724 – 1804) великий философ и естествоиспытатель. Всю свою жизнь прожил в немецком городе Кенигсберге (г. Калининград), где и похоронен. Родился в семье ремесленника, в которой было 12 детей, которые росли в любви и заботе. Мать, веря в способности сына, с большим трудом добилась, чтобы его определили в гимназию на полном государственном пансионе. Прекрасные знания позволяют ему поступить в университет, где он учился одновременно на двух факультетах: медицинском и теологическом. После окончания учебы он работам учителем, а затем университетским преподавателем, в 1770 году стал профессором, преподавал философию, медицину, математику. Жил в нищете, и подрабатывал репетиторством. К концу жизни ослеп, разум его помутился, в 1804 году умирает.
1. Преодоление метафизической (механистической) картины мира в немецкой классической философии и философии К. Маркса. Преодоление метафизики мыслится бытийно-исторически. Оно - предвестие начального превозмогания забвения бытия. Раньше, хотя и потаеннее, чем такое предвестие, -- то, что являет себя в нем. Это -- само событие. То, что для метафизического образа мысли выглядит как предвестие чего-то другого, дает о себе. знать просто как последний отсвет более изначального света]. Преодоление метафизики оказывается достойным делом мысли лишь в той мере, в какой мысль помнит о превозмогании забвения бытия. Та же неотступная мысль думает одновременно и о преодолении. Такая мысль-память осмысливает то единственное событие лишения сущего своей собственной сути, в котором просвечивает и прощально озаряет человеческое существо бедственное положение истины бытия, а тем самым и начало истины. Это преодоление есть предание метафизики ее истине. Сначала преодоление метафизики удается представить лишь исходя из самой метафизики как бы в виде некоего ее превосхождения ею же самой. В этом случае оправданно заходит речь о метафизике , затронутой в работе “Кант и проблема метафизики”*, когда там делается попытка в данном аспекте интерпретировать кантовскую мысль, отправляющуюся пока еще просто от критики рациональной метафизики. Правда, мысли Канта приписывается тем самым нечто большее, чем он сам мог иметь в виду в границах своей философии. Разговоры о преодолении метафизики могут, далее, иметь еще и тот смысл, что название “метафизика” присваивается платонизму, выступающему перед современным миром в интерпретации Шопенгауэра и Ницше. Перевертывание платонизма, когда для Ницше чувственное становится соответственно истинным миром, а сверхчувственное неистинным, целиком остается еще внутри метафизики. Такого рода преодоление метафизики, какое имеет в виду Ницше, причем в смысле позитивизма XIX столетия, есть, хотя бы и в своем высшем превращении, лишь окончательное увязание в метафизике. Создается, конечно, видимость, будто “мета”, трансцендирование в сверхчувственное, отменяется в пользу опоры на чувственно-вещественную стихию, в то время как на деле просто завершается забвение бытия и сверхчувственное разнуздывается и хозяйничает в виде воли к власти.
2. . И. Кант как родоначальник немецкой классической философии: Иммануил Кант - выдающийся мыслитель XVIII века. Кант выдвинул ряд передовых для своего времени научных идей: гипотезу о возникновении Солнечной системы из диффузных частиц материи, гипотезу о космическом значении приливного трения, предположение о существовании системы внешних галактик.
Кант - родоначальник немецкой классической философии. Данное направление сыграла важную роль в развитии мировой философской мысли. Представители данного направления рассматривали действительность не как предмет созерцания, но как предмет деятельности человечества в процессе исторического развития познания. Они рассматривали действительность как практику. Под практикой немецкие идеалисты понимали не предметно-материальную деятельность человека, а деятельность сознания, мышления. Окружающий мир - плод деятельного сознания, результат мышления человека. а) докритический и критический периоды творчества И. Канта;
В философском развитии Канта выделяют два периода. Первый охватывает период от даты окончания первой философской работы Канта «Мысли о правильной оценки живых сил» (1747) - 1767 года. Этот период называется - «докритическим». В сочинениях этого времени Кант еще не выработал тех принципов, которые характерны для всего последующего периода. Второй период начинается с 1770 года и длится до конца его жизни. Это - критический период. Во всех сочинениях этого периода Кант исследует следующее положение: философское исследование должно основываться на критике познавательных способностей человека. В основе работ критического периода содержится идея, что созданию философии должно предшествовать критическое исследование познавательных способностей. По «критикой» Кант понимает: 1) определение познавательной способности; 2) исследование границ дальше которых не может простираться компетенция теоретического и практического разума. На первый план Кант выдвигает теорию познания как основного раздела философии. Ее главным содержанием должно стать исследование априорного - доопытного познания. Математика и теоретическое естествознание подтверждают существование такого познания. Философия так же может претендовать на использование априорных положений. Скурпулезный анализ данной претензии составляет суть исследований критического периода. Противоречивость основных направлений философии - эмпиризма и рационализма делает проблематичным понимание философии как науки. Может ли философия называться наукой? Может ли философия использовать априорные формы знания? Основным вопросом критики априорного разума - теоретического разума, «чистого» разума должен стать по мнению Канта вопрос о возможности познания. Он распадается на три вопроса: Как возможна «чистая» математика? Как возможно «чистое» естествознание? Как возможна метафизика?
Условием достоверности математического знания выступают априорные формы чувственности. Это - пространство и время. Условием достоверности естественно-научного знания - априорные формы рассудка.
б) теория познания; Кант считал, что есть два мира: мир внешний, природный, и мир внутренний, духовный. Совокупные естественные науки изучают природу. Наука способна проникнуть в сложные отношения, познать законы. Природный мир многообразен. Он предстает перед нами как мир явлений. Явления врываются в наше сознание в качестве ощущений (феноменов). Содержание наших ощущений упорядочивается с помощью априорных (вне опытных) категорий – пространства, времени, причинности. За миром явлений скрывается не воспринимаемая сущность, которую Кант называл “вещью в себе”. “Вещь в себе” мы можем гипотетически определить априорно с помощью разума лишь в качестве мысленной абстракции (“ноумена”, по терминологии Канта). Таким образом, мир явлений становится как бы “вещью для нас”. Здесь познание идет на уровне случайного. Чтобы добыть знания объективные и общезначимые, субъект с помощью априорных категорий конструирует идеальный объект. В этой идеальной модели выражено самое необходимое, существенное, общезначимое. С этой идеальной моделью имеет дело наука. Таким образом, мы познаем только то, что сами создаем. Субъект не копирует объект. Напротив, субъект творит объект познания. В процессе познания человек применяет два типа суждений. Первый тип суждений – аналитические суждения. На этом уровне субъект лишь проясняет, объясняет имеющиеся знания. Второй тип суждений – синтетические суждения. На этом уровне происходит добыча новых знаний, прирост знаний. Познавая внешний мир, мы не можем решить вопрос: существует ли Бог. Все познавательные способности человека, вся совокупность наук не может дать окончательного ответа на этот вопрос..
в) этика И. Канта. Однако есть еще второй мир – мир духовный, наш внутренний мир. Его жизнь не подчиняется тем законам, которые действуют во внешнем мире. Внутренний мир управляет поведением человека, дает оценку поведению человека. Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре? Это понятие дано нам свыше. Наше
нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала. Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон он назвал категорическим императивом (предписанием). Суть его сводится к следующему: 1) поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя; 2) относиться к другим людям надо так же, какого отношения ты ждешь к своей персоне; 3) к человеку нельзя относиться как к средству для решения своих интересов. Нет! К человеку надо относиться как к высшей цели, к высшей ценности. «Поступай так, – утверждал Кант, – чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.
3. Философская система Г.В.Ф. Гегеля (объективный идеализм, диалектика, философия истории).
Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) – вершина развития немецкой идеалистической философии. Диалектические идеи, то есть представление о развитии мира, причинах и законах этого развития, которые встречались в европейской философии ещё с античности, получили у Гегеля своё окончательное системное оформление. В философии Гегеля диалектика является одновременно и системой, и методом.
Система является идеалистической: мир представлен в развитии, но это развитие – развитие Абсолютной Идеи (Бога), а материальный (природный) мир есть лишь этап развития Абсолютной Идеи и не способен к саморазвитию. Сущее в своей основе есть, таким образом, мысль: все действительное разумно, а всё разумное – действительно.
Процесс развития обусловлен наличием внутренних противоречий. Он проходит три фазы движения: тезис, его противоположность – антитезис, в итоге происходит снятие противоположностей – синтез. Природа является антитезой бога, она есть внешнее, окаменевшее воплощение духа. Однако в природе постепенно, по мере перехода к более высоким её уровням, дух снова «просыпается», возвращается к самому себе. Этот «возврат» происходит в человеке. Через человека абсолютная идея постигает саму себя. Однако это возможно только на высшей стадии развития человека, а
именно на стадии свободной, мыслящей личности, то есть когда человек становится философом.
Философия (наряду с искусством и религией) является формой «абсолютного духа» (высшей формой). Гегель выделяет также предшествующие абсолютному духу «субъективный» (индивидуальное развитие человека) и «объективный дух» (дух народа, семья, мораль, право, государство). В рамках философии объективного духа Гегель развил свое учение о государстве и праве. Гегель выступает против просветительской абсолютизации естественных прав отдельного человека и теории «общественного договора». Он рассматривает государство как шествие бога в мире, как действительность нравственной идеи, как реализацию свободы. Свобода по Гегелю – это познанная (осознанная) необходимость.
Диалектика является у Гегеля одновременно и методом мышления. Диалектический метод предполагает отказ от абсолютного противопоставления понятий, рассмотрение истины как процесса. Поэтому использование диалектического метода позволяет преодолеть кантовский агностицизм, основанный на противопоставлении субъекта и объекта познания. Сущность вещей и их явления взаимосвязаны. Поэтому познание явления открывает путь к познанию сущности («вещи-в-себе» по И. Канту). Конечно, истину нельзя постичь сразу и окончательно. Постижение истины – длительный процесс, предполагающий развитие субъекта познания: истина в минимальной степени доступна ребенку, в большей степени – взрослому, в максимальной степени – философу. В принципе, диалектический метод допускает бесконечность познания. Однако идеалистическая система Г. Гегеля является замкнутой. Это противоречие между системой и методом в гегелевской философии осталось непреодолённым.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Последним великим представителем немецкой классической философии считается Людвиг Фейербах(1804 – 1872). Вначале Фейербах был гегельянцем, примыкая к левому направлению в этом учении (младогегельянству), но с 1839 г. он переходит на материалистические позиции. Фейёрбах писал о своей духовной эволюции: «Моей первой мыслью был Бог, второй - Дух, третьей и последней - человек». За свои работы, написанные с критических по отношению к догмам христианства позиций, Фейербах был лишён права преподавания и вторую половину жизни прожил в деревне, управляя небольшой фабрикой и занимаясь написанием философских сочинений. Пик популярности философии Фейербах в Германии пришёлся на 1840 – 1850- е годы. Основными сочинениями Фейербаха являются «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии», «Сущность религии».