Файл: Тема 8 Классическая немецкая философия и философия марксизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воззрения Фейербаха получили название антропологический материализм, поскольку этот философ считал человека основным предметом философского изучения. Только в человеке, а отнюдь не во всей реальности, существует единство бытия и мышления. Поэтому необходимо изучать человека в первую очередь. Именно изучение человека должно способствовать дальнейшему познанию природы, общества и мышления. Даже частные вопросы философии Фейербах стремился решать, исходя из определённого понимания человека.
Фейербах в своих сочинениях доказывал материалистическое единство существа человека и критиковал дуализм в воззрениях на человека. Фейербах полагал, что никакой двойственности телесного и идеального в человеческом существе нет; подобные представления являются результатом неверного понимания человека и мира. Душа, считал он, не является отдельной сущностью, а зависит от материального тела. Таким образом, Фейербах рассматривал человека как единичного биологического индивида, природного по своей основе. Фейербах защищал последовательно материалистические позиции, что было связано с критикой гегелевского идеализма. Фейербах утверждал, что только материя (природа) может породить дух и разум, но никак не наоборот. Природа является не отчуждённой идеей, а чем-то изначальным. Фейербах считал гегелевскую философию скрытой теологией, а мировой дух лишь философским обозначением Бога. Философия Гегеля – это последний значимый оплот религии. Поэтому против неё необходимо вести борьбу, как и против любых идеалистических учений.
В области познания теории Фейербах придерживался сенсуалистических позиций. Он призывал познавать мир с помощью чувств и опыта и критиковал крайне рационалистическую теорию познания Гегеля. Также Фейербах, практически полностью отбросив содержание и метод философии Гегеля, не принял диалектики как метода познания действительности, в чём заключался один из недостатков философии Фейербаха.
Фейербах в ряде произведений размышлял над причинами возникновения религии. Таковой Фейербах кроме страха перед неизвестным и невежества считал также отчуждение человеком своей собственной сущности и поклонение ей. Человек, утверждал Фейербах, верит в совершенное существо потому, что сам желает быть совершенным и счастливым. Образ любого Бога наделяется лучшими человеческими качествами, что ведёт к обеднению духовного мира человека, осознанию им своей ничтожности, поскольку человек начинает приписывать себе черты противоположные положительным качествам (слабость, неразумие, греховность и пр.). Самой совершенной из существующих религий Фейербах считал христианство, в котором осуществляется поклонение богочеловеку.
Для избавления от негативных последствий распространения религии следует вернуть человеку отчуждённую от него сущность. Для этого необходимо учредить религию человека и поклоняться идеальной сущности человека, преклоняться перед всем лучшим в человеке. Фейербах, перефразируя известное выражение, говорил: «Человек человеку - Бог».
Достаточно интересные идеи Фейербах выдвинул в области этики. Он полагал, что нравственность возможна только в общении людей (в отношениях Я и Ты). В этических воззрениях Фейербах придерживался теории разумного эгоизма. Человек желает счастья для себя – это естественное стремление, осуждать которое не следует. Однако человек не может быть счастлив, если видит около себя несчастливых, страдающих людей. Поэтому, чтобы достичь счастья самому, человек будет делать счастливыми и людей вокруг себя. Высшим этическим чувством Фейербах считал любовь к человеку, критикуя религиозную интерпретацию этого христианского тезиса. Конечная цель всех стремлений людей - достижение счастья для себя и как можно большего числа людей. Эти воззрения были названы эвдемонизмом(от греч. – «эвдемония» - счастье).
5. Философия К. Маркса. Марксизм и неомарксизм.
Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:
* учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),
* материалистическое понимание истории (исторический материализм).
* учение о диктатуре пролетариата.
Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики.
В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения, и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).
Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.
Неомарксизм — термин, часто применяемый для обозначения различных социально-философских течений в марксизме, таких как франкфуртская школа, примыкающая к ней школа праксиса и прочее. Считается, что большинство направлений неомарксизма отказываются от идеи вооружённых революций в пользу более мирного развития событий — отойти от идеи насилия при сохранении идеи революции как таковой. Неомарксисты также стремятся создать новые экономические модели, трансформируя основные понятия классовой борьбы, как это сделал Ханс-Юрген Краль.
К своим первым важным доcтижениям неомарксизм пришёл после Первой мировой войны через исследования Дьёрдя Лукача, Карла Корша и Антонио Грамши. Из Института социальных исследований, основанного в 1923 году в качестве подразделения Университета Франкфурта-на-Майне выросло одно из важнейших направлений неомарксизма — междисциплинарная социальная теория, т. н. Франкфуртская школа. Её основателями стали Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно, чьи взгляды значительно повлияли на марксистскую теорию в целом, особенно их эмиграцию в Нью-Йорк после прихода нацистов к власти в Германии.