Файл: Исследовательская работа по теме История села Угловского учащаяся 8 В класса Сергеева Виктория.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Угловская средняя общеобразовательная школа
Имени Героя Советского Союза Антона Трофимовича Масликова
Исследовательская работа
по теме:
«История села Угловского»
Выполнил:
учащаяся 8 «В» класса
Сергеева Виктория
Руководитель:
Колесникова Ольга Николаевна
учитель истории
с. Угловское 2019 год
Содержание
-
Введение. -
Возникновение деревни Угловой
а) географическое положение;
б) быт;
в) основные занятия.
3. Установление советской власти
а) политическая обстановка;
б) сторонники новой власти.
4. Жизнь в селе в первые десятилетия советской власти
5. Заключение
Полнее осознавая прошедшее,
мы уясняем современное.
Глубже опускаясь в смысл былого
- раскрываем смысл будущего.
Глядя назад – шагаем вперед
А.И.Герцен
-
Введение
Как неумолимо бежит время, стирая на своем пути многие факты и события. Все, что было вчера, уже история. История это наше прошлое. История человечества, государств состоит из множества исторических страничек, запечатлевших прошлое отдельных небольших поселков и деревень. История любого даже самого маленького села имеет свою богатую историю, написанную судьбами людей. В жизни каждого отдельно взятого человека есть моменты, связанные с историей родного села, историей страны. Из жизней отдельных людей, небольших сел складываются целые исторические эпохи. История состоялась, её нельзя изменить, подправить. Из неё можно только извлечь уроки. Я хочу вас познакомить с историей своей малой Родины.
В настоящее время очень актуален вопрос возрождения обычаев и традиций, изучения истории малой родины, так как в остро проявляется кризис в нравственных отношениях между людьми. Мы стали забывать свои исторические корни, утрачиваем культурные ценности. Изучение прошлого и нынешнее возрождение духовных памятников культуры малой родины является значимым вопросом в наши дни.
История русского государства наполнена и радостными, и трагическими событиями. Современники и потомки по-разному их оценивают, спорят о них. Но все эти события не прошли бесследно. В разные периоды формировался характер народа, его обычаи, культура, традиции.
Многие интересные факты из истории образования нашего села бесследно исчезли, и только воспоминания старожилов помогают воссоздать картину прошлого времени.
Для любого человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос, где живет он сам и его родные и близкие люди. При изучении курса истории в школе Малая родина выпадает из нашего поля зрения. Данная исследовательская работа призвана помочь расширить знания о нашей родной земле, увидеть историю села в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Интересно узнать, каким было наше село, чем интересно, знаменито, какие люди проживали на его территории.
Ведь именно люди, которые трудятся на родной земле, растят детей и внуков, составляют основное богатство страны…
Цель:
Изучить историю возникновения села Угловского, открыть неизвестные для меня страницы истории моей малой Родины;
Задачи:
- представить вниманию общественности исторический путь села Угловского;
- вызвать интерес к его прошлому;
-изучить и обобщить историю возникновения села Угловскогопо публикациям, воспоминаниям, имеющимся в краеведческом и школьном музее, в СМИ и других источниках;
- выделить этапы развития села, соотнести их с историей страны;
- собрать и систематизировать полученный материал.
Объект исследования:
история возникновения села Угловского
Предмет исследования:исторические процессы развития села в период с 40-х годов XIX века до середины 30-х годов XX века.
В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: село Угловское, существующее с 40-х годов XIX века, прошло традиционные этапы развития, которые тесно связаны с историческими процессами, происходящими в стране, внесло значительный вклад в развитие района, края, страны.
Методы исследования:
1. Анализ краеведческой литературы по проблеме исследования.
2. Обобщение данных.
3. Работа с архивными документами
Хронологические рамки работы можно определить следующие: с 40-х годов XIX века до середины 30-х годов XX века с появления первых поселений деревни Угловой, Березового Острова и Новой Нивыи до возникновения коммун и колхозов в конце 20-х - начале 30-х годов XX века.
Исследования основывались на архивных документах, представленных в Угловском краеведческом музее; фактах из книги ФедяевойЛ.И. «…Родина моя» 2009 года; воспоминаниях старожилов и жителей села.
Следует отметить, что сохранилось очень ограниченное количество документов, поэтому материал исследования собирался буквально по крупицам.
История складывается из разных человеческих судеб, и мы попытались представить историю села глазами его жителей.
Необходимо отметить, что данная работа не претендует на полноеисследование истории становления села, жизнеописания его жителей. Поэтому остается поле деятельности для следующих исследований, по мере поступления материала или по мере подключения к работе других авторов.
-
Возникновение деревни Угловой…
К концу 18 века все горнорудные заводы Алтая, а также леса, озера и равнинные земли стали принадлежать царскому кабинету Её императорского величества Екатерины II. Наряду с изъятием горнорудных заводов и земель к царскому Кабинету отошли весь мастеровой люд и приписные крестьяне из числа коренного населения. В это же время из России для работы на горнорудных заводах Алтая выселяли политических ссыльных, каторжников, бродяг. Часть их направлялась на работу в дремучие леса на постоянное жительство и занималась выжигом древесного угля и гонкой древесной смолы для нужд Змеиногорского и Локтевского горнорудных заводов. Примерно, в 1840 году, одна из таких групп приписного рабочего люда была доставлена в глушь Барнаульского ленточного бора, на его западную кромку. Среди приехавших были Нефед Георгиевич Бирюлин, Самуил Дмитриевич Бирюлин, Кузнецов, Тумашов.
Вначале деревня была расположена за нынешнем маслозаводом. Она находилась в углу суши, а с трех сторон её окружала вода. Может быть, вот эти первые жители и называли деревню Углами.Работа углежогов была изнурительной: валили в лесу вековые деревья, рыли ямы, в которых и сжигали их. Получался древесный уголь, который увозили на горнорудные заводы.
Постепенно налаживался быт углежогов: они построили себе небольшие избы, перевезли семьи, у казахов приобрели коров. Женщины вручную возделывали огороды, собирали в лесу ягоды,
грибы, некоторые научились ловить рыбу и ставить силки на мелкую дичь.
Вскоре у деревушки углежогов пересохло озеро, и они решили переехать на новое место. Но место у воды было занято, а на бугор селиться не хотелось. Поэтому углежоги и часть семей крестьян переселились на место у ручья, что протекал в 2-3 километрах за селом и соединял два озера, а часть людей поехала еще дальше, к самому озеру. Так и стали заселяться территории, названные деревня Угловая, Березовый остров и Новая Нива.
Название Березовый остров, видимо, произошло от множества берез, растущих вдоль ручья. С одной стороны деревушки находилось небольшое озеро, а ближе к бору протекал ручей. Одними из первых здесь поселились Тумашовы, Дроздовы, Смолины, Пивоваровы, Кашеваровы, Дуровы.Ребятишки бегали в церковно-приходскую школу в Угловой и покупки делали там же. Церковь начали строить в 1911-1912 годах. На Ивана Крестителя привезли колокола, приехал поп Василий и церковь начала работать. Регистрацией новорождённых, бракосочетанием, призывом в армию заведовала церковь (поп).Каждое воскресенье ходили жители в церковь на молитву. Большое влияние она оказала на школу. В школе было три класса и одна учительница, В школе преподавали русский язык, арифметику, старославянский язык и Закон Божий. Писали на грифельных досках. Учились целый день с утра до ночи, Учебный год начинался в середине января и заканчивался в марте.Только третий класс учился до первого мая, как экзаменационный.
Достопримечательностью деревни было приспособление для выгонки дегтя, установленное во дворе одного из домов. Всей деревней ходили смотреть, как из бересты березы получается деготь.
Появлялись зажиточные люди и бедняки. Богатые люди нанимали себе работников, женщине платили поденщину: 20-22копейки в день, а мужчине-50. Преступные дела рассматривал суд. Был уездный, волостной и мировой суд. Мелкие дела рассматривал уездный суд, а более крупные-волостной и мировой. Кулаки имели по семьдесят голов скота, большие массивы земли. Всю производимую продукцию увозили и продавали в города: Семипалатинск,Барнаул,Камень-на-Оби.
Землю обрабатывали букорями и боронили деревянными боронами, а хлеб молотили или цепами или делали катки с шипами. Потом стали появляться лобогрейки, триера, веялки.
До установления Советской власти
, все жили единолично. На землях, выделенных только на мужское население, сеяли пшеницу, овес, коноплю, подсолнечник. В степи сажали арбузы. И все же, основным поставщиком пищи были огороды и озеро. Огороды были огромными – на них росли огурцы и помидоры, капуста, редька, репа, морковь. А на озере (на свободных «выпасах») тучнели утки и гуси.Так продолжалось до 1862 года, т.е. вплоть до отмены крепостного права. И только в 1863 году, когда из Центральной России и других мест царским указом было разрешено вольное поселение в Сибири, в наших местах появились первые поселенцы-крестьяне, ссыльные и беглые каторжники. Особенности местной природы мы находим в воспоминаниях старожилов: Алексеевская и Угловская волости расположены в степи между Барнаульским и Гатским борами. В борах растет преимущественно сосна, осина и изредка береза. В некоторых местах, как того, так и другого боров, попадаются площадки, покрытые лугами,-“елани”, как называют местные жители. В борах встречается целый ряд больших и малых озер с пресной и горько-соленой водой, которые, как и сами боры длинной цепью тянутся от города Семипалатинска далеко на Север к городу Ново-Николаевску. По степи раскинуто также немалое количество озер. Место расположения села несколько раз менялось, в зависимости от пересыхания или переполнения озер водой. По словам стариков, около Угловского некогда было сплошное озеро верст в 40 длиной и 25 в. шириною. Некоторые из них на лодках ездили по этому озеру в Гатской и Барнаульский боры за дровами. Старожилы утверждают, что вода в озерах периодически совершенно исчезает, и на таком месте, где была 6-8 сажен глубина и где ловилась рыба, оставалась только глубокая впадина, превращавшаяся в последствии в луг или пашню.
Бывало и наоборот: те места, где раньше косили на лугу сено, превращалось в озеро. Рассказывают про такой случай имевший место несколько десятков лет тому назад: из - под города Кургана где имеется масса озер, тамошние жители понаехали зимой за покупкой рыбы в нынешний Угловской район. На недоуменный вопрос жителей последнего: ”Почему они не ловят рыбу в своих озерах?”,- те дали объяснение, что «… вода под землею постепенно перешла в здешние озера, почему ихние озера совершенно высохли, а вместе с водой ушла и рыба». Насколько эти факты соответствуют действительности, утверждать, разумеется, трудно, но в словах старожилов есть известная доля правды. За озерами и в настоящее время наблюдаются, так сказать, некоторые “странности”, пока никем не исследованные. Так, например, пресная вода в озерах, лежащих у села Угловского, начиная с озера Лягушечьего, по мере удаления от села становится все менее и менее пресной и, дойдя до середины цепи озер, окружающих Угловское, начинает приобретать вкус горечи и солоноватости и чем дальше, тем больше. Дойдя до другой стороны деревни Угловской, вода эта имеет совершенно горько-соленый вкус. Некоторые из озер обладают целебными свойствами, как например, озеро Каратал, лежащее всего в одной версте от села Угловского. Его воды на ощупь напоминают мыльный раствор. Грязь его черного цвета с сероводородистым запахом. Жители лечились в озере от накожных заболеваний и ревматизма. Замечено также странное явление: уровень воды в озерах, на протяжении известного промежутка времени, то опускается, то поднимается. К сожалению, ни геологических; ни бальнеологических исследований озер никто не производил, почему тайны прошлого озер и их целебных свойств для широкой публики остаются и до настоящего времени неизвестными.