Файл: Исследовательская работа по теме История села Угловского учащаяся 8 В класса Сергеева Виктория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1864 году деревня Угловая была официально зарегистрирована в Томской губернской канцелярии и приписана к Алтайскому округу Змеиногорского уезда.

В документе «Обследование Угловского района, произведенное лектором – пропагандистом Алтгубкома РКП/б/ Ю.Г.Циркуновым 7-го июля 1924 года»

дается такая характеристика природных условий местности:

«… Угловский район, в который входят бывшие волости Угловская, Алексеевская и Лаптевская, расположен на территории, известной в научном мире «Сухие степи». Район как нельзя лучше оправдывает свое название: с начала весны и до конца лета в нем не выпало ни капли дождя. Отсутствие влаги не могло не отразиться на растительности: кроме чахлых кустиков полыни и побуревшей травы кругом, насколько глаз охватывает пространство, не видно зелени. Поэтому вся местность выглядит бесколоритно, серо, безжизненно. Только солнечные лучи с восхода и до заката изо дня в день немилосердно жгут ковыльные равнины. Знойное дыхание ветра, тучи пыли, засуха и вызванный ею неурожай наводят на грустные размышления и меланхоличное настроение даже местных крестьян – старожилов, живущих в этих местах по 40 и более лет. «Это рази климат», - жалуется мне один из них. «Тридцать пять лет живу в этих местах, а урожай был только три раза, в третьем, двадцатом и девятнадцатом годах. Правда, ежели правду сказать, то таких урожаев и деды наших дедов не видывали: где что ни кинул, все, как на опаре, плыло. Пудов по сто шестидесяти – двести с десятины пшеницы снимали. А теперича невтерпеж стало, надо убегать. Засуха шибко донимает, да и пески одолевают. Вишь, вона старое кладбище? В прошлом годе его так занесло песком, что и хрестов не видать, а в нонешнем – песок уже подбирается к самому селу, а там дале, гляди, и до бора доберется. Так- то оно…»

3.Установление советской власти

Март 1917 года. Известие о свержении царя эхом докатилось и до Угловской волости. Как большую тайну шепотом передавали люди друг другу: "Царя-то, говорят, того... сковырнули! А что же будет дальше?" Пожимали плечами, пугливо оглядывались по сторонам, не слышал ли кто, и скорее расходились по домам.

Из воспоминаний Степана Ивановича Комарова.

«В целом в деревне ничего не изменилось. Волостной староста продолжал зычным голосом покрикивать на "неблагонадежных", а писарь, как всегда, подобострастно кланялся и снимал шапку перед богатыми и визгливым голосом распекал бедноту, требуя от нее такого же почета к своей персоне.


Но внутренняя жизнь деревни походила на процесс брожения. Зажиточные крестьяне, купцы, попы, лесники собирались отдельно и о чем-то толковали, к чему-то готовились. Не дремала и беднота. Солдаты-фронтовики, вернувшиеся с войны (Первой мировой), старались ей помочь разобраться в обстановке, организоваться на борьбу с силами контрреволюции. Федора Егоровича Мищихина сторонники новой власти не избирали себе в вожаки. Но и самозванцем он не был. Люди как-то сами всей душой тянулись к нему, ждали его совета, дорожили его мнением. Многие жители деревни испытали на себе солдатскую горечь поражения на германском фронте и, как говорили о таких богатеи, были «испорчены большевистской заразой». Тогда мы как-то не задумывались над тем, взгляды какой политической партии разделяет сам Федор Егорович. Мы просто интуитивно чувствовали- правда на его стороне. Только много лет спустя мы узнали о принадлежности к партии большевиков.
Сколотив вокруг себя значительную часть беднейшего крестьянства, мы решили по примеру соседних волостей создать местные органы народной власти. Ориентировались на выборы "совдепа"/ советы депутатов/ путем открытого голосования на митинге.Митинг был назначен на воскресенье, 13 марта. Но дата эта до последнего дня держалась нами в строгой тайне. Урядник, полицейский пристав и волостной староста предпринимали все меры к тому, чтобы не допустить подобного рода массовых выступлений. В ход были пущены и подкуп, и шпионаж, и родственные связи и угрозы, но подготовка к митингу шла успешно.В ночь на тринадцатое марта мы

разбрелись по всему селу и оповестили всех бедняков и некоторую часть середняков о том, что царское правительство свергнуто, что завтра будет митинг, на котором надо избирать свой народный орган самоуправления, и настойчиво приглашали всех на митинг.Предполагая, что блюстители царского режима могут предпринять попытки сорвать проведение митинга, мы с утра расставили вокруг площади перед церковью своих пикетчиков для того, чтобы обезопасить людей от всякого рода провокаций и не допустить возможной агитации против митинга на подступах к площади.Наши опасения не были напрасными. Несколько человек под руководством волостного писаря попытались встречать на перекрестках улиц людей, идущих в сторону церковной площади, и запугиванием не допустить их на митинг. Пикетчики сделали свое дело и доступ на площадь был открыт.От имени солдат-фронтовиков митинг открыл Федор Егорович Мищихин. Он рассказал о свержении царя, о народовластии, которое должно было, по словам оратора, заменить старую форму власти в деревне. По его предложению, и начались выборы в совдепы. Тут зажиточная часть мужиков ещё раз попыталась сорвать митинг. К этому времени подавляющее большинство их тоже собралось на площади и влилось в толпу участников. Так вот, когда начали называть кандидатуры в совдеп, они после каждого предложения поднимали такой говор, что минут 5-10 ничего нельзя было разобрать в многоголосом шуме. Но когда у них и это сорвалось, они начали выкрикивать своих кандидатов, и кое кого им удалось протащить в совдеп из угодных им лиц.Совдеп был избран. Тут же сорвали вывеску с волостного управления и заменили ее красным флагом. Имущество и кое-какие «ценности» были переданы новому органу.В совдеп было избрано 15 человек. Из них добрая половина была из ставленников зажиточной части крестьян. Таким образом, уже с первых дней своего существования в новом органе самоуправления образовалось два разноименных полюса.Представители пролетарской части крестьян отдавали себя общественной работе в



совдепе целиком и без остатка. Ставленники же другого лагеря не проявляли к этой работе особого рвения. И, видимо, это объяснялось тем, что кулаки, богатство которых создавалось горбом батраков, сами не лезли в органы управления, они предпочитали загребать жар чужими руками. А те середняки, которых они избрали своими «полпредами» в совдеп, наживали себе состояние собственным потом, и их не прельщала общественная нагрузка, они из кожи лезли вон, что бы поскорей разбогатеть.Так или иначе, а первый народный орган власти в Угловой по своим делам носил ярко выраженное направление защиты интересов беднейшего крестьянства. Своей главной задачей совдеповцы считали подавление возможных поползновений ставленников царского правительства к восстановлению старых порядков. Было совершено очевидным, что такие попытки неизбежны, и совдеп готовится к подавлению. В конце марта прибегает ко мне на квартиру член совдепа Степан Зиновьевич Левченко и говорит: «Вам с Сельвестром Ивановичем Кадочниковым надо срочно явиться в совдеп. Приходим. Дают нам оперативное задание: арестовать лесничего, который в те времена, ведая охраной лесов всей нашей волости, относился к новым порядкам с нескрываемой враждебностью и по нашим агентурным сведениям замышлял расправу с совдеповцами. Задача была не из легких, так как лесничество охранялось прислугой, а сам лесничий был вооружен, у нас же не было никакого оружия. Оба с Селиверстом Ивановичем мы надели свои военные мундиры с погонами, нацепили на грудь все награды и ночью верхом выехали в Озерно-Кузнецово, где находилось лесничество. Мы знали, что лесничий и Озерно-Кузнецовский староста питают друг к другу большое доверие и расположение. Явившись прямо на квартиру к старосте, мы сообщили ему, что посланы начальником Змеиногорского гарнизона для срочной передачи особо важных сведений лично лесничему и "попросили"

сопровождать нас к нему. Староста не подозревал подвоха, охотно провел нас в лесничество и тихонько условно постучал в квартиру лесничего. На стук вышла служанка, спросила: " Кто?" и, узнав старосту, открыла, а затем провела нас в спальню хозяина. "Именем революции вы арестованы!" - как гром средь солнечного дня раздалось в горенке лесничего, а мы оба для пущей убедительности резко сунули правые руки за борта шинелей, как бы приготовившись выхватить оттуда револьверы/ которых у нас не было/. Вскоре они были связаны и к утру доставлены в совдеп. Вместе с ними было доставлено изъятое при аресте оружие: два нагана и карабин. В тот же день назначен новый лесничий, а всей лесной охране волости предложено добровольно сдать оружие. Несколько времени спустя события круто изменились. Контрреволюция на Алтае временно одержала победу. Совдеп был разгромлен и многие его участники арестованы, другим пришлось скрыться, и, только когда Красная Армия и партизанские отряды разгромили последние остатки контрреволюционных банд, Советская власть утвердилась у нас снова и навсегда.


4. Жизнь в селе в первые десятилетия советской власти

К событиям этого же времени относится и содержание архивного документа

О появлении избы-читальни в нашем селе:

«Избой – читальней заведует Урахчинская, бывшая какая-то захудалая княжна. Человек с большими странностями. Несмотря на окружающую ее деревенскую действительность, она ведет себя как в прежние времена, находясь в высшем буржуазном обществе. Приветствуя ее утром при встрече, вы обязательно услышите вопрос «Как изволите почивать?». На благодарность она ответит: «Очень приятно, великолепно». Все это произносится нараспев с известной мимикой, интонацией и жестами в голосе. А впрочем, она сжилась с деревней, и даже деревенские гражданки относятся к ней доброжелательно.

Здание избы-читальни помещается при сборне. Совершенно не приспособленное к избе-читальне: кроме стола и скамеек – никакой

обстановки. Изба-читальня открыта ежедневно с 9 утра до 5 часов вечера. Библиотека имеет 371 книгу. Каталог ведется . По отделам книги распределяются следующим образом : 75-беллитристки , 25- политического содержания , сельскохозяйственных -75 и антирелигиозных -21. Из общего числа книг -108 разосланы по ячейкам. Книги содержатся в исправном виде. Посещаемость избы-читальни 15-20 человек в день. Читающие интересуются больше всего сельскохозяйственными книгами и книгами политического содержания. Газеты выписываются следующие : «Красная степь», «Сельская беднота», «Рабочая газета» , «Молодежь Алтая» и журналы : «Юный строитель», «Крестьянский журнал» .

Из хронологии событий в годы становления советской власти:

1920 год.

25 мая в селе Угловом был образован волостной совет, который возглавил Ф. Ширнин, и партийная ячейка во главе с Саньковым. 15 июня образовалось волостное бюро.

1923 год.

В конце года волость ликвидируется. Вместо неё образуется Угловский район, в который войдут Угловская, Алексеевская и Лаптевская волости.

1924 год.

Волость ликвидирована. Образован Угловский район, в который вошли Угловская, Алексеевская и Лаптевская волости. Посевная площадь 1497 десятин. В районе 4450 лошадей, 5422 голов КРС, 16153 головы коз и овец, 298 свиней.

Создан районный партийный комитет (секретарь Минаев).

Создан торговый кооператив. Открыто 6 народных домов.

В районе в коммуне «Красное Знамя» создан первый пионерский отряд. Создано 7 изб-читален, во всех 1508 книг.

В селе Угловском открыта амбулатория с одним фельдшером и пивная лавка.


1925 год.

Образован Рубцовский округ, в который вошел Угловский район, состоящий из Угловской, Алексеевской и Лаптевской волостей.

В Угловом создан комитет бедноты — первый председатель Комаров.

1926 год.

В селе Угловом восстановлены маслобойка и паровая мельница.

1927год.

В селе Угловом открыта школа-семилетка. Создано товарищество по обработке земли. Кредитным обществом выделена ссуда на покупку лошадей.

1928 год.

Образовано ещё 2 товарищества по совместной обработке земли из 20 семей (председатель одного из них — Илларион Иванович Борзенко).

Начато строительство междугородней линии связи Углы - Рубцовск. Образованы «Синие блузы» - подобие агитбригад.

В село Угловское переехал Василий Клочков с матерью. Работает бухгалтером на почте, комсомольское поручение – пионервожатый в школе крестьянской молодежи.

1929 год.

В селе Угловом начато строительство здания школы (бывшая музыкальная школа)

В селе Новая Нива создана коммуна (председатель Тютюнников).

Налажена телефонная связь с г. Рубцовском. Телеграф оснащен аппаратом «Морзе».

На базе ТОЗов(товарищество по обработке земли) образована сельхозкоммуна «Заря» (председатель Хрычев).

Начато строительство трехэтажного здания детского дома в селе Угловом (ныне больница).

В Угловском в этом же году образовался колхоз «III Интернационал». Так как люди не все сразу вошли в этот колхоз, то ещё образовывались объединения. В то время прибыли от колхоза не было. Члены колхоза

стали выходить из него, все имущество забирать по домам.
Примерно в 1930-31 годах началась снова сплошная коллективизация.

Кулаков начали раскулачивать. На них накладывали большие налоги. Наиболее «вредных» выселяли из деревни и ссылали.
Потом образовалось ещё 6 колхозов. На Березовом острове был колхоз «Красный остров», на северной окраине села был колхоз «Луна». Средняя часть села входила в колхоз «Пятилетка», улица Кирова входила в колхоз «Рыбак». В 1932 году обьединили все колхозы в один, который стал называться именем В.И.Ленина. В мелких колхозах косили хлеб лобогрейками, молотили копями, которые собрали с единоличников.
Когда произошло объединение, купили молотилку, которую приводил в движение движок. И только в 1934 году стали появляться примитивные трактора. Многие из колхоза учились, многие завербовались на шахты в Киселёвск.Так деревня из 500 дворов превратилась в деревню в 120 дворов. Люди с Березового острова стали переселяться ближе к центру. Норм в колхозе никаких не было, хоть работаешь ты, хоть нет, просто получаешь один трудодень. Потом ввели нормы и расценки. Дома березовцев так и остались в брошенной деревне. Еще лет семь угловчане топились с Острова. С 1930 года о жилье на Березовом острове напоминают только ветлы у Водопоя да сохранившиеся березы.