Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию Информатика 7.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по суммативному
оцениванию
Информатика
7
класс
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Информатика» для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы по предмету «Информатика» (в рамках обновления содержания среднего образования) для основной школы (5-9 классы) (с русским языком обучения) и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений, учащихся (рубрики).
Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей 7 классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .............................................4
Суммативное оценивание за раздел «Измерение информации. Компьютерная память» ....................4
Суммативное оценивание за раздел «Сети и безопасность» .............................................. 7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ .......................................... 11
Суммативное оценивание за раздел «Решение задач с помощью электронных таблиц» ... 11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ .......................................... 16
Суммативное оценивание за раздел «Программирование решений» ................................................. 16
Суммативное оценивание за раздел «Программирование решений» ................................................. 18
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ .......................................... 21
Суммативное оценивание за раздел «Моделирование объектов и событий» .................................... 21 3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Измерение информации. Компьютерная память»
Цель обучения
7.2.1.1
Осуществлять перевод из одних единиц измерения информации в другие
7.1.1.1
Описывать назначение видов памяти компьютера
(ОЗУ, ПЗУ, ВЗУ, кэш-память)
7.1.2.3
Сравнивать размеры файлов разных форматов, хранящих одинаковую информацию
7.1.2.2
Создавать и распаковывать архивы различных форматов
Критерий оценивания
Обучающийся
•
Переводит числовые значения из одной единицы измерения информации в другую
•
Определяет назначение видов памяти: ОЗУ, ПЗУ,
ВЗУ, кэш памяти
•
Определяет размер файлов с разным форматом, но с одинаковой информацией
•
Использует архивацию файлов различных форматов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 минут
Задания
1.
Ученик нарисовал изображения цветов. Данные изображения хранятся в оперативной памяти. Изображение одного цветка требует 10 Кб памяти. Размер каждой ячейки ОЗУ равен 10 КБ.
Определите, какой объём памяти оперативно-запоминающего устройства остался свободным.
_________КБ=_______________байт= ________бит
2.
Максат создал реферат весом 4500 байт в текстовом документе в формате .docx и должен передать файл учителю. a.
Определите устройство памяти, которое можно использовать для передачи файла.
4
ПРОЕКТ b.
Объясните свой выбор.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3.
Объём свободной памяти устройства составляет 4КБ. Реферат занимает в формате .*docx
= 5600 байт, в формате .*pdf=4000 байт.
Определите и объясните, какой документ поместится на данное устройство.
Решение _______________________________________________________________________
Объяснение ____________________________________________________________________
4.
Назовите и опишите два способа, позволяющих уменьшить размер документа в формате docx.
Наименование 1 _______________________________________________________________
Описание _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Наименование 2 _______________________________________________________________
Описание _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Переводит числовые значения из одной единицы измерения информации в другую
1
определяет свободный объём оперативной памяти в килобайтах;
1 переводит килобайты в байты;
1
Определяет назначение видов памяти: ОЗУ, ПЗУ,
ВЗУ, кэш памяти
2 указывает устройства, которые можно использовать для передачи файла;
1 объясняет назначение выбранных устройств памяти;
1
Определяет размер файлов с разным форматом, но с одинаковой информацией
3 записывает последовательность решения;
1 сравнивает количество свободного объема устройства памяти и размера файла;
1
Использует архивацию файлов различных форматов
4 предлагает использовать одну программу для сжатия файлов;
1 описывает один процесс создания архива;
1 предлагает использовать вторую программу для сжатия файлов;
1 описывает второй процесс создания архива.
1
Всего баллов
10
5
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Измерение информации и компьютерная память»
ФИО обучающегося ______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Переводит числовые значения из одной единицы измерения информации в другую.
Затрудняется в переводе числовых значений из одной единицы измерения информации в другую.
Допускает ошибки при определении свободного объёма оперативной памяти в килобайтах/ переводе килобайтов в байты.
Верно переводит числовые значения из одной единицы измерения информации в другую.
Определяет назначение видов памяти: ОЗУ, ПЗУ, ВЗУ, кэш памяти.
Затрудняется в определении назначения видов памяти: ОЗУ,
ПЗУ, ВЗУ, кэш памяти.
Допускает ошибки при определении устройств, которые можно использовать для передачи файла/объяснении назначения выбранных устройств памяти.
Верно определяет назначения видов памяти: ОЗУ, ПЗУ,
ВЗУ, кэш памяти.
Определяет размер файлов с разным форматом, но с одинаковой информацией.
Испытывает затруднения в определении размера файлов с разным форматом, но с одинаковой информацией.
Допускает ошибки при определении объема документа/ сравнение количества свободного объема устройства памяти и размера файла.
Верно определяет размер файлов с разным форматом, но с одинаковой информацией.
Использует архивацию файлов различных форматов.
Затрудняется использовать архивацию файлов для различных форматов.
Допускает ошибки в использовании одной программы для сжатия файлов/описании первого процесса создания архива/в использовании второй программы для сжатия файлов/описании второго процесса создания архива.
Верно использует архиацию файлов разлиных форматов.
6
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел «Сети и безопасность»
Цель обучения
7.1.3.1 Классифицировать компьютерные сети
7.4.2.1 Защищать компьютер от вредоносных программ
Критерий оценивания
Обучающийся
•
Определяет вид компьютерной сети
•
Определяет характеристики глобальных и локальных компьютерных сетей
•
Использует антивирусные программы для защиты компьютера от вредоносных программ
•
Объясняет назначение брандмауэра
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
15 минут
Задание
1.
В кабинете информатики имеется два компьютера, ноутбук и один принтер, которые соединены между собой.
Назовите компьютерную сеть_________________________________________________
2.
Прочитайте характеристики двух компьютерных сетей.
Впишите наименование сети в фигуру
Поставьте в пустые кружочки знак «+», там, где считаете, что описаны преимущества сети и «-», где описаны недостатки сети.
7
ПРОЕКТ
3.
У Амирхана на компьютере установлена антивирусная программа. а) Напишите название антивирусной программы.
______________________________________________________________________ b
) Объясните в каком случае файл, зараженный вирусом, останется на компьютере.
Поясните свои ответ.
______________________________________________________________________
с) Опишите возможности антивирусных программ.
______________________________________________________________________
4.
Рассмотрите изображение. Подпишите названия пронумерованных элементов.
1) ____________________________________________________
2) ____________________________________________________
3) ____________________________________________________
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет вид компьютерной сети
1
указывает вид сети;
1
Определяет глобальные и локальные компьютерные сети
2 выбирает по описанным характеристикам вид компьютерной сети;
1 записывает наименования сети;
1 8
ПРОЕКТ определяет недостатки и преимущества сети;
1
Использует антивирусные программы для защиты компьютера от вредоносных программ
3 определяет название антивирусной программы;
1 описывает порядок действия антивирусной программы;
1 описывает возможности антивирусных программ;
1
Объясняет назначение брандмауэра
4 определяет вид защиты компьютера;
1 определяет устройство;
1
определяет сеть.
1
Всего баллов
10
9
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сети и безопасность»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Определяет вид компьютерной сети.
Затрудняется в определении компьютерной сети.
Допускает ошибки при указании вида сети.
Верно определяет вид компьютерной сети.
Определяет глобальные и локальные компьютерные сети.
Затрудняется в определении глобальной и локальной компьютерной сети.
Допускает ошибки при определении характеристик видов компьютерной сети/записи в наименований сети/определении недостатоков и преимуществ сети.
Верно определяет глобальные и локальные компьютерные сети.
Использует антивирусные программы для защиты компьютера от вредоносных программ.
Затрудняется в использовании антивирусных программ для защиты компьютера от вредоносных программ.
Допускает ошибки при определении названия антивирусной программы/ описывает порядок действия антивирусной программы/описании возможности антивирусных программ.
Верно использует антивирусные программы для защиты компьютера от вредоносных программ.
Объясняет назначение брандмауэра.
Затрудняется в объяснении назначения брандмауэра.
Допускает ошибки при определении вида защиты компьютера/ устройства сети.
Верно объясняет назначение брандмауэра.
10
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Решение задач с помощью электронных таблиц»
Цель обучения
7.2.2.1 Форматировать элементы таблицы в текстовом процессоре
7.2.2.4
Использовать условное форматирование в электронной таблице
7.2.2.3
Создавать диаграммы в электронной таблице
Критерий оценивания
Обучающийся
•
Использует списки для форматирования таблиц
•
Определяет элементы в электронной таблице
•
Использует формулы в электронной таблице
•
Использует условное форматирование в электронной таблице
•
Строит диаграммы по данным в электронной таблице
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения
15 минут
Задания
1.
Подпишите названиясписков, использованных в оформлении таблицы.
1 2
3
Грибы:
Сьедобные
Рыжики
Грузди
Шампиньоны
Опята
Волнушки
Маслята
Белые
Подосиновики
Несъедобные
Мухомор
Поганка
Ложные опята
Районы города:
1. Ленинский
2. Промышленный
3. Железнодорожный
4. Промышленный
5.
Кировский
6. Советский
7. Красно-Глинский
8. Октябрьский
Товары:
1.Продуктовые товары
1.1. Молочные продукты
1.1.1. Масло
1.1.2. Молоко
1.2. Хлебобулочные
1.2.1. Хлеб
1.2.2. Булки
1.2.3. Сушки
2. Промышленные товары
2.1 Обувь
2.1.1. Сапоги
2.1.2. Сандалии
2.1.3.
Чешки
2.
Выберите элементы форматирования электронной таблицы.
1.
Форматирование
2.
Изображение
3.
Формула
4.
Звук
11
ПРОЕКТ
3.
Рассмотрите электронную таблицу. a
) Запишите элементы действия, использованные в форматировании.
Адреса ячеек
Форматирование
А1-А7
Е2-Е7, С7-Е7 b
) Запишите формулы, использованные при построении табличной модели.
Адреса ячеек
Формула
Е2
С7
4.
В таблицеиспользуется условное форматирование.
Напишите порядок действий для создания условного форматирования.
1. __________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. Гистограмма.
4.
Градиентная заливка.
12
ПРОЕКТ
5.
Нарисуйте диаграмму, основываясь на данные указанные в таблице.
13
ПРОЕКТ
Критерий оценивания № задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Использует списки для форматирования таблиц
1 записывает первый фрагмент;
1 записывает второй фрагмент;
1 записывает третий фрагмент;
1
Определяет элементы в электронной таблице
2 определяет первый элемент;
1 определяет второй элемент;
1
Использует формулы в электронной таблице
3 применяет автозаполнение формул;
1 использует автозаполнение порядкового номера;
1 опредяет формулу для ячейки Е2;
1 опредяет формулу для ячейки С7;
1
Использует условное форматирование в электронной таблице
4 записывает первое действие;
1 записывает второе действие;
1
Строит диаграммы в электронной таблице
5 создает диаграмму;
1 подписывает данные оси.
1
Всего баллов
13
14
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Решение задач с помощью электронных таблиц»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Использует списки для форматирования таблиц.
Затрудняется использовать списки для форматирования таблиц.
Допускает ошибки в записи первого/второго/третьего фрагмента.
Верно использует списки для форматирования таблиц.
Определяет элементы в электронной таблице.
Затрудняется определять элементы в электронной таблице.
Допускает ошибки при определении первого/второго элемента.
Верно определяет элементы в электронной таблице.
Использует формулы в электронной таблице.
Затрудняется использовать формулы в электронной таблице.
Допускает ошибки при автозаполнении формул/порядкового номера/определение формулы для ячейки Е2/С7.
Верно использует формулы в электронной таблице.
Использует условное форматирование в электронной таблице.
Затрудняется использовать условное форматирование в электронной таблице.
Допускает ошибки при определении первого/второго действия.
Верно использует условное форматирование в электронной таблице.
Строит диаграммы в электронной таблице.
Затрудняется строить диаграммы в электронной таблице.
Допускает ошибки при построении диаграммы/ подписи данных оси.
Верно строит диаграммы в электронной таблице.
15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Программирование решений»
Цель обучения
7.1.2.1
Различать понятия «система программирования» и
«языки программирования»
7.3.3.1 Классифицировать типы данных
Критерий оценивания
Обучающийся
•
Записывает определение для понятий «система программирования» и «языки программирования»
•
Определяет соответствие значений переменных с типами данных
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения
10 минут
Задания
1.
Дополните предложение
Система программирования - ….
Язык программирования - ….
2.
Установите соответствие.
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Записывает определение для понятий «система программирования» и
«языки программирования»
1 записывает определение «системы программирования»;
1 записывает определение «языки программирования»;
1
Определяет соответствие значений переменных с типами данных
2 определяет логический тип;
1 определяет вещественный тип;
1 определяет символьный тип;
1 определяет целый тип;
1 определяет строковый тип.
1
Всего баллов
7
A=’A’
B=456
C=123.4
D=True
Информатика строковый логический символьный целый вещественный