Файл: Курсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
|
Институт дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики дошкольного и начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПЕДАГОГИКА
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профили подготовки: Русский язык и Начальное образование
Форма обучения: очная
| Выполнил обучающийся: Жученко Екатерина Михайловна 2 курс, группа ОБ-РНО-21 |
| Руководитель: Мусс Галина Николаевна Кандидат педагогических наук, доцент |
| ____________ ________ (оценка) (подпись) |
| « » апрель 2023г. |
Оренбург, 2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………....3 Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях …….....6 1.1.Общая характеристика культурных ценностей………................................6 1.2.Особенности формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях........................................................................................10 Глава 2. Опыт по обеспечению условий для достижения младшими школьниками представления о культурных ценностях...........……………………………………………………………….. 2.1.Анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях.……………………….. 2.2. Опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях ………………………. Заключение……………………………………………………………................ Список литературы…………………………………………..…….…….......... | |
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование характеризуется полиструктурностью и многосложностью, поэтому закономерно, как нам кажется, что роль культурологии в современном образовании необычайно важна. Ведь в рамках культурологии рассматриваются и решаются многие актуальные проблемы современного общества. Сегодня мы наблюдаем обострение в мире социальных, политических, этнических, религиозных, экологических и других проблем. И в данной ситуации именно культура является тем созидательным механизмом, который поможет противостоять агрессии и конфликтности современного общества. Важную роль имеет социальная функция культуры, поэтому ее изучение в рамках отдельной науки в сфере образования является совершенно необходимым.
Многие исследователи подчеркивают важность культурологизации как направления современного образования, то есть считают необходимым введение элементов систематизированного культурологического знания во все уровни образования. В современных условиях глобализации усиливаются тенденции, которые связаны с кризисом человеческой идентичности и с развитием социокультурной маргинализации. Люди теряют привычные связи и затрудняются сопоставлять свой мир с общепринятыми нормами, границы норм становятся размытыми и неопределенными. В этой ситуации культурология может помочь пониманию специфики различных культурных миров, ценностей и норм, законов культурного развития, она может облегчить процесс коммуникации, а также может помочь установить свою собственную идентичность.
Изучение явлений в культурологическом аспекте означает включение только что полученного знания в общую систему представлений о мире. Другими словами, новая информация, которую получает слушатель, не пассивна, она уже не только результат обучения, но и стимул для 4 дальнейшего познания.
Таким образом, культурология предлагает обучающимся не только научное знание о культуре, но и формирует собственно их культурный опыт. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в образовательном процессе важным является использование культурных ресурсов, сочетание фактов, опыта и актуализации того, что люди воспринимают вокруг себя.
Формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях является одним главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем.
Проблема формирования представлений о культурных ценностях у младших школьников рассматривалась рядом многих учёных в философии (В.Г. Алексеева, С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко,
О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов и др.), в социологии (Д.К. Беляев, И.С. Кон, В.В. Ольшанский, И.В. Блауберг и др.), а так же и в педагогике (З.И. Васильева, М.Е. Дуранов, Е.Н. Шиянови др.).
Объект исследования: процесс формирования представлений о культурных ценностях у младших школьников.
Предмет исследования: формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.
Цель исследования: выявить условия формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы предстоит решить следующие задачи:
-
Рассмотреть общую характеристику культурных ценностей; -
Определить особенности формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях; -
Провести анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях; -
Изучить опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях.
Методы исследования: изучение и анализ литературы; изучение педагогической документации; обобщение опыта педагогов; операции с научной терминологией; цитирование; реферирование; анализ; синтез; сравнение; обобщение.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях
1.1. Общая характеристика культурных ценностей
Представитель мировой педагогической мысли С.И. Гессен, определяя основы педагогики, писал, что цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Выдающийся ученый ввел научное понятие «педагогика культуры», трактующее педагогику как аксиологически направленную гуманистическую систему, ведущую начало от И. Канта и рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям, содержанию культурной жизни родного народа и человечества.
Исследователи этого направления отмечают, что педагогика культуры является важным соединительным звеном между многовековыми традициями европейской и российской философско-педагогической мысли и современными концепциями личностно ориентированного образования. Направляя сознание юного поколения в процессе образования на ориентиры культуры, взрослые, прежде всего, должны сами осознать как само значение культуры, так и культурные ценности. «Всему миру предстоит испытание восприятием культуры, и это испытание труднее средневековых – огнем, водой и железом», – утверждал в своих трудах всемирно известный деятель культуры Н.К. Рерих, именем которого назван международный Договор в защиту культурных ценностей (Пакт Рериха).
Именно от понимания культуры зависят направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. Об этом пишут ученые-социологи, которые отмечают, что сегодня как никогда понимание культуры становится задачей и обязанностью общества. Важность этого всё более усиливается, так как в наше время культура – то, на чём основывается образование и воспитание, развитие личности и в целом прогресс общества – подвергается большой опасности: ее бесцеремонно теснит, занимая передовые позиции в СМИ, так называемая «массовая культура», или, как ее определяют ученые, эрзацкультура – подделка, суррогат.
Массовая культура, пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью большинства людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные духовные ценности на фальшивые, ловко манипулируя этой подменой и являясь действительно массовой, поскольку имеет выход на самую широкую аудиторию
Культурные ценности относятся к нравственному воспитанию, вопросами нравственного воспитания промышляли В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин, И.П. Подласый, А.А. Реан, И.Ф. Харламов и др.
В процессе воспитания личности особенную роль играет становление ее нравственности. Моральное образование, по воззрению В.А. Сухомлинского – создание критерий для «стремления к нравственному самосовершенствованию», т. е. «каждый обязан с юношества устремляться создавать добро ближайшим, всем родным людям, давать им радость в жизни, понимать, когда надо придти на помощь, и знать когда промолчать, дабы не задеть духовные раны человека».
Духовно-нравственное воспитание – это целеустремленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на составление гармоничной личности, на становление её ценностно-смысловой сферы, при помощи сообщения ей духовно-нравственных и базисных государственных ценностей. Под "духовно-нравственными ценностями" понимаются основы в отношениях людей приятель к приятелю, к семье и социуму основы и общепризнанных мерок, базирующиеся на аспектах добра и зла, ереси и правды [21, С. 89].
Для рассмотрения понятия культурные ценности, рассмотрим для начала подходы к понятию «культура».
В словаре русского языка С. И. Ожегова культура понимается как «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении».
Словарь Р.С. Немова дает следующую трактовку понятия «культура»: результат исторической, созидательной деятельности людей на протяжении многих поколений, а также то, что из всего этого освоено отдельно взятым человеком или группой людей. Система знаний, которая определяет манеру, способ, с помощью которого общество или нации взаимодействуют с их социальным окружением и природой» [5, С. 191].
Согласно П. А. Сорокину, ценности – это смысл, который люди вкладывают в те или иные материальные предметы или духовные явления. Этот ученый выделил четыре универсальных ценности: знание; любовь и воля к производительному труду; семья; религиозное отношение к жизни [9, С. 194]. Формирование ценностей и личностной ценностной иерархии каждого человека является важнейшим фактором процесса его социализации, с помощью которого личность становится полноправным членом общества и вступает в систему социальных взаимодействий. При этом развитие важнейших этнокультурных ценностей, присущих человеку, во многом зависит от общего направления социализации отдельной личности.
С.Ю. Головин определяет три формы существования ценностей:
1) Ценности выступают как общественный идеал, выработанный сознанием общественным, которое содержит абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни; такими ценностями могут быть и общечеловеческие, «вечные» (справедливость, красота, истина), и конкретно-исторические (демократия, равенство, патриархат);
2) Ценности предстают в объективной форме как произведения духовной и материальной культуры, а также человеческие поступки - конкретные предметные воплощения общественных ценностных идеалов (правовых, политических,эстетических, этических и т. д.);
3) Социальные ценности, которые преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности, входя в психологическую структуру личности, как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Каждый человек характеризуется индивидуальной, специфической иерархией личностных ценностей, которые и есть связующее звено между духовным миром личности и духовной культурой общества, между индивидуальным и общественным бытием.
Культурологическая группа ценностей состоит из: сформированности общей культуры межличностных отношений и культуры управленческого общения; владения профессиональной культурой, знаниями и умениями, которые необходимы для активного управленческого общения; владения правовой культурой; умения и стремления сохранить и приумножить культурные ценности; знания сущности культурных ценностей, включенных в профессиональную деятельность педагога. Из всего многообразия ценностей профессиональной культуры, присущих людям профессии «человек-человек», мы предложили