Файл: Курсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Школа и семья являются внешними факторами развития самосознания, становление которого зависит от сформированности рефлексивного мышления ребенка. Рефлексия как новообразование младшего школьного возраста открывает новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств. Самосознание младшего школьника интенсивно развивается, его структура закрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Расширяя и устанавливая социальные связи, младший школьник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем.
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает осознавать и переживать свою индивидуальность, уникальность, отличие от других. Собственное психологическое пространство ребенок пытается охранять и сохранить, что может происходить в разных формах: дети часто делают различные убежища, тайные места, «штабы», имеют записные книжки, собирают коллекции. Таким образом они обозначают границы психологического пространства за счет непрозрачности для окружающих. Самопознание личности происходит через сравнение себя с окружающими, самооценку, которая вначале ориентирована на оценку своей личности окружающими людьми.
Внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, обобщаются им и формируют систему отношений к действительности, моральным нормам, определяющим поведение и деятельность школьника. Оценка, которой учитель пользуется как педагогическим инструментом, быстро превращается из знака успешности (неуспешности) в познавательной деятельности в знак личностного оценивания. Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки ребенка, становится его статусным измерением, поскольку учебная деятельность обучающегося детерминируется требованиями социального окружения. Оценка успешности на начальном этапе школьного обучения, таким образом, выступает оценкой личности ребенка, что отражается на его самооценке и самовосприятии, а процесс оценивания создает тревожные, напряженные или стрессовые ситуации переживания собственного успеха или неудачи.
Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развитого ребенка, ориентирует его на соответствие нравственному эталону. Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности. Младшему школьнику, который должен определиться в отношениях со сверстниками и взрослыми, перестроить всю систему отношений, необходимо найти индивидуально приемлемую и социально утверждаемую позицию в новой социальной ситуации. Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, которое постоянно оценивается взрослыми. Доминирование у младшего школьника стремления к самоутверждению, с одной стороны, побуждает его к самосовершенствованию (скорее и лучше выполнять задачи, получать хорошие оценки и т.д.), а с другой – порождает тревожность, острые эмоциональные переживания, соперничество, поэтому довольно часто детские взаимоотношения сопровождаются завистью и конкуренцией. Самореализация предполагает реализацию активности ребенка в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, при этом важно, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для ребенка людьми [8, с. 62-63.]
Придерживаясь мнения И.В. Дубравиной, к центральным образованиям данного возрастного периода мы относим следующие [10]:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- осознанность и произвольность познавательных процессов;
- наличие рефлексии и внутреннего плана действий, новый тип отношений с окружающими людьми;
- появление иерархии мотивов.
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется:
- доверчивой обращенностью к внешнему миру;
- мифологичностью миросозерцания;
- свободным развитием чувственной сферы и воображения;
- наивным субъективизмом и эгоцентризмом;
- бессознательным, а позже регулируемым чувством или замыслом подражанием;
- построением моральных идеалов;
- исследовательским характером познания;
- конформизмом в эстетических и нравственных оценках.
Таким образом, младший школьный возраст представляет собой является сензитивный периодом, в котором происходит процесс создания предпосылок для формирования определенной направленности личности.
Список литературы
-
Александрова, Е.Я. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной отрасли / Е.Я. Александрова, И.М. Быховская. – Общественные науки и современность. – 1997. – №2. – 145 с. -
Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении / Э.М. Александровская. – Психология учебной деятельности школьников. – М., 1982. – 146 с. -
Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с. -
Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвящение, 1984. – № 5. – 267 с. -
Анисимова, А.А. Культурологические ценности у младших школьников / А. А. Анисимова // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 204-207. -
Анисимова, А. А. Формирование культурологических ценностей у младших школьников / А. А. Анисимова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения, инновации : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 194-197. -
Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности / А. Г. Асмолов. – Вопросы образования. – 2008. – №1. – С. 65-86. -
Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 236 с. -
Афонькина, Ю.А. Психология развития / Ю.А. Афонькина. – Мурманск. : Пазори, 2004. – 132 с -
Балакшин, А.С. Глубинная сущность культуры / А.С. Балакшин / Успехи современной науки. – 2017. – № 4. – С. 119–122. -
Глузман, Н.А. Младший школьник в психолого-педагогических и социальных координатах / Н.А. Глузман // Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов II Научно-практического семинара. – Симферополь : Ариал, 2018. – С. 57–63. -
Дубравина, И.Н. Психология / И.Н. Дубравина. – М. : Академия, 2002. – 464 с. -
Жапова, Н.А. Роль культурологии в современном образовании / Н.А. Жапова // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. – Улан-Удэ : Бурятский государственный университет. – 2017. – С. 141–143. -
Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц – М. : Просвещение, 1980. – 261с. -
Кравченко, А.И. Культурология / А. И. Кравченко // Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М. : Академический Проект, 2002. – 496 с. -
Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника – М. : Педагогика, 2003. – 175 с. -
Куранова М. В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. - 27 с. -
Мостова, Л. А. Антология исследования культуры / Л.А. Мостова // Интерпретации культуры. – М. ; СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 718 с. -
Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 3-8. -
Николаева М.Н. Формирование культурных ценностей у младших школьников / Николаева М.Н.// Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 4 (7). С. 84-85. -
Сенько, В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения / В.Г. Сенько. – Минск, 2006. – 190 с. -
Скоморохова М. И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 1997. - 20 с. -
Скрипачева, И.А. Релятивизм понятия «культура» и попытки его преодоления в процессе изложения учебного курса культурологии / И.А. Скрипачева, Л.Н. Дорогова // Вестник славянских культур. – 2018. – №. 48. – С. 83–91. -
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко - Москва: Аспект Пресс, 2003. – 238 с. -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai.