Файл: Курсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
необходимые специалистам сферы культуры, которые и должны быть присущи им во всех видах культуры, в том числе и правовой.
А. С. Белкин и Е. В. Ткаченко рассматривают ценностные ориентации как «направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт отношения к миру и самому себе, помогающие занять позицию активного взаимодействия с обществом».
Такие ученые, как С.А. Артюнов и Т.Г. Стефаненко определяют этнокультурные ценности, как ценности материальной и духовной жизни этноса. Согласно их теориям, этнокультурные ценности включают в себя природу, народный быт, праздничную культуру, историю, традиции образования и воспитания, народное искусство, народные идеалы – то есть все то, что образует и объединяет этнос и основывается на единстве языка и культуры того или иного этноса в определенный исторический период [24, С. 112].
Выявление способов развития общественных ценностей у младших школьников базировалось на исследовании М. И. Скоморохова [22, С. 6], в котором затрагиваются проблемы ориентации на социальные ценности через сущность учебного материала, и М. В. Куранова [17, С. 7] о формировании общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе. Было обнаружено, что с целью последующего изучения в данной области характерна тенденция расширения предмета научного внимания, включая рассмотрение особенностей школьной жизни и современных социокультурных условий Л. Л. Алексеевой [3, С. 8].
Оттеняемые учеными педагогические требования ориентации на общественные ценности будут все наиболее общими. Из числа других обосновывается гуманизация взаимоотношений педагога и обучающихся, положительная эмоциональная обстановка, целенаправленное влияние на познавательную, эмоциональную и деятельностную области личности младшего школьника, направленность на ценности современной культуры и т. д.
Б. С. Круглов создал классификацию ценностей на базе исследования представлений авторитетных ученых. Другие авторы в собственных трудах не устанавливают задачу аргументировать и выделять ценности нынешней культуры. Недостаточно, на наш взгляд, в этих исследованиях учтены характерные черты нынешних младших школьников и внеурочной работы, обладающей большим педагогическим потенциалом [16, С. 9].
Таким образом, это материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость, а также оказывающие эстетическое, научное, и историческое воздействие на человека.
1.2. Особенности формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях
В начале нашего исследования необходимо уточнить основные понятия. Так, например, необходимо определить временные рамки младшего школьного возраста, в силу того что временные рамки данного периода отличаются в различных странах. В отечественной науке традиционно под младшим школьным возрастом понимается отрезок детства, этап развития детской личности, который приходится на обучение в начальной школе [19, c. 89].
К младшему школьному возрасту относятся дети в возрасте 6-11 лет, которые обучаются на первой ступени общего среднего образования – начальной школе, которая охватывает 1-4 классы. За младший школьный возраст принят именно такой отрезок времени исходя из требований системы образования, теорий психического развития и психологической возрастной периодизации. С началом обучения в школе происходит переход от игровой деятельности к учебной, которая становится уже в младшем школьном возрасте ведущей. Именно данный период характеризуется основными психическими новообразованиями.
Так поступление в школу является важнейшим изменением в жизни ребенка. Коренным образом происходит смена уклада его жизни, изменяется его социальная роль в коллективе, изменения происходят также и в семье. Обучение занимает ведущую деятельность, с этих пор основная обязанность ребенка – это учеба, приобретение знаний. Конечно ребенку трудно сразу приспособиться к таким изменениям и сформировать правильное отношение к учению.
Ребенок еще не осознает, зачем ему необходимо учиться. Постепенно ребенок осознает, что от него требуются волевые усилия, ему нужно уметь мобилизовать внимание, проявлять интеллектуальную активность, обладать способностью к самоограничению.
Если ребенок не сможет это сознать и привыкнуть к новой роли, он может разочароваться, отрицательно отнестись к учебному процессу. Чтобы такой ситуации не произошло, учитель должен донести до ребенка, что учение – не игра, что она представляет собой напряженную, но при этом очень интересную работу, так как благодаря учению происходит процесс знакомства с новым, занимательным, важным и нужным [15, c. 137].
С началом школьного обучения на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта познания окружающего мира и самого себя: учебная деятельность становится ведущей, меняется система прав и обязанностей. Существенной характеристикой нового положения младшего школьника является то, что учебная деятельность как целенаправленная, обязательная, произвольная отличается от игровой. Учебная деятельность как общественно значимая, за которую ученик должен нести ответственность, выступает предметом общественной оценки; по-новому начинает контролировать ребенка семья (организация режима дня, выполнение домашних заданий, результаты обучения и т.д.), что влияет на формирование внутренней позиции школьника, его самочувствие. В связи с этим игра со сверстниками для ребенка приобретает смысл настоящей, свободной, защищенной жизни, поглощает целиком, наполняет переживаниями собственной целостности [3, с. 163].
Здоровье, психическое развитие и формирование личности ребенка тесно взаимосвязаны, а физическая активность определяет успешность развития психической и социальной активности. Система обучения в начальной школе требует усилий для овладения телом, в частности, дифференциацией действий и практик как системой скоординированных движений. На основе собственных телесных ощущений и услышанных от других 8 впечатлений о подобных ощущениях у ребенка формируется образ тела как сложного образования, обусловленного половой принадлежностью и индивидуальными телесными особенностями, традиционными культурными ожиданиями.
Умение хорошо владеть своим телом, познание своих возможностей способствуют одобрению со стороны сверстников, которые выбирают в групповые игры умелых и ловких. Во взаимодействии с предметным миром, осваивая различные знаковые системы, прежде всего, язык и речь, через реальные отношения мужчин и женщин у младших школьников формируются установки, стереотипы, ценности, которые определяют их половые ориентации, развивается гибкость в выборе занятий и полоролевого поведения. Ребенок постепенно приобщается к сложившейся в культуре половой дифференциации, в нем закрепляются представления о постоянстве и неизменности пола, его сохранение в течение жизни, несмотря на изменения внешности.
Педагоги и психологи (Г.С. Абрамова, Б.Д. Паригин и др.) обеспокоены влиянием массовой культуры на современных детей
, которая формирует размытые и специфические половые установки. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования мотивации обучения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; рефлексии; становления учебной деятельности и формирования «умения учиться», в частности, навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становление самооценки и морального развития; межличностных отношений и общения. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии познавательных процессов и одновременно создает условия для личностного развития.
У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, проявляющаяся в конкретных формах ведущей учебной деятельности, а на ее основе формируется познавательная активность ребенка. В этот период по-новому перестраивается мотивационно-потребительная сфера, мотивы поведения и деятельности 9 продолжают наполняться социальным содержанием. Новая социальная ситуация включает ребенка с ограниченным личным опытом общения, ранее защищенного семьей, в ситуации разноплановых межличностных отношений и общения («ребенок – взрослые», «ребенок – дети», «ребенок – учитель»), в которых следует отстаивать собственные мнения, позиции, право на автономность. Совместное участие в учебной деятельности утверждает особый тип отношений между учителем и учеником, с ориентацией ребенка на одобрение учителя. Учитель, который постоянно устанавливает требования и оценивает поведение и деятельность ребенка, выступает для школьников воплощением нормативных требований.
В непосредственном общении с другими значимыми людьми, в играх и соревнованиях со сверстниками, в процессе учебной деятельности развиваются социальные качества ребенка. Младший школьник, которому свойственна конформность, вступает в сложные отношения со сверстниками, в которых переплетаются расположение и соперничество (ученик стремится «быть, как все» и «быть лучшим»). Среда неформального общения в период обучения в начальной школе сохраняет игровые функции. Детские группы состоят в основном из представителей одного пола, каждому из которых присущи свои интересы, занятия, формы взаимодействия, особенности общения и самоутверждения. Ориентация на других людей преобладает в условиях групповой учебной деятельности в силу следующих причин: школьники в основном по образцу овладевают учебными навыками и специальными знаниями; правила поведения в классе и школе касаются всех и каждого; в выборе поведения в незнакомых или неопределенных ситуациях легче сориентироваться через подражание.
Непроизвольное подражание, основанное на физиологическом имитационном механизме, приводит к заимствованию манеры поведения одноклассников и учителя. Через имитацию учитель может формировать у ребенка навыки культурного поведения, выступая как его образец. Произвольное подражание является волевым актом, надстраивается над 10 непроизвольным подражанием; в таких случаях ребенок целенаправленно и тщательно воспроизводит то или иное действие в соответствии с образцом (трудовые и изобразительные навыки, действия физической культуры и т.п.) [18, с. 392-393].
Социальное пространство современности не ограничивается однозначными правилами и нормами, его определяют противоречивые реалии, нестабильность правовых и моральных критериев. Понятно, что такой сложной системой зависимостей не в состоянии овладеть ребенок младшего школьного возраста, а потому из всей совокупности сложных взаимодействий внутри социального пространства простейшими для освоения являются нормы и правила взаимодействия с окружающими людьми. Ребенок усваивает нормативность семейной и школьной жизни, собственного двора и улицы, где живут старшие и младшие дети. Именно в начальных классах школьник впервые вступает в открытое взаимодействие с представителями других народов, открывает для себя многообразие имен, которые выступают в виде культурного знака, ориентируют, позволяют отнести их к определенному социальному слою, этносу.
На уроках детьми усваивается не только информация, но и оценка, эмоциональное отношение к ней учителя, таким образом, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Эмоционально-оценочное отношение взрослых к поступкам детей определяет развитие их нравственных чувств. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, который адекватно отражается во «внутренней позиции», то есть, в осознанном отношении ребенка к себе, окружающим людям и жизненным событиям. Внутренняя позиция как переживание ребенком своего положения отражает степень удовлетворения занимаемым положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоционального комфорта, а также порождает соответствующие потребности и стремления.
Структура самосознания личности, согласно В.С. Мухиной [18], 11 формирует идентификацию с телом, своим именем (ценностное отношение к телу и имени), самооценку, выраженную в контексте притязаний на признание; ощущение себя как представителя определенного пола (половая идентификация); представление себя в аспекте психологического времени (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); оценка себя в рамках социального пространства личности (права, обязанности в контексте конкретной культуры).
А. С. Белкин и Е. В. Ткаченко рассматривают ценностные ориентации как «направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социально-значимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт отношения к миру и самому себе, помогающие занять позицию активного взаимодействия с обществом».
Такие ученые, как С.А. Артюнов и Т.Г. Стефаненко определяют этнокультурные ценности, как ценности материальной и духовной жизни этноса. Согласно их теориям, этнокультурные ценности включают в себя природу, народный быт, праздничную культуру, историю, традиции образования и воспитания, народное искусство, народные идеалы – то есть все то, что образует и объединяет этнос и основывается на единстве языка и культуры того или иного этноса в определенный исторический период [24, С. 112].
Выявление способов развития общественных ценностей у младших школьников базировалось на исследовании М. И. Скоморохова [22, С. 6], в котором затрагиваются проблемы ориентации на социальные ценности через сущность учебного материала, и М. В. Куранова [17, С. 7] о формировании общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе. Было обнаружено, что с целью последующего изучения в данной области характерна тенденция расширения предмета научного внимания, включая рассмотрение особенностей школьной жизни и современных социокультурных условий Л. Л. Алексеевой [3, С. 8].
Оттеняемые учеными педагогические требования ориентации на общественные ценности будут все наиболее общими. Из числа других обосновывается гуманизация взаимоотношений педагога и обучающихся, положительная эмоциональная обстановка, целенаправленное влияние на познавательную, эмоциональную и деятельностную области личности младшего школьника, направленность на ценности современной культуры и т. д.
Б. С. Круглов создал классификацию ценностей на базе исследования представлений авторитетных ученых. Другие авторы в собственных трудах не устанавливают задачу аргументировать и выделять ценности нынешней культуры. Недостаточно, на наш взгляд, в этих исследованиях учтены характерные черты нынешних младших школьников и внеурочной работы, обладающей большим педагогическим потенциалом [16, С. 9].
Таким образом, это материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость, а также оказывающие эстетическое, научное, и историческое воздействие на человека.
1.2. Особенности формирования у младших школьников представлений о культурных ценностях
В начале нашего исследования необходимо уточнить основные понятия. Так, например, необходимо определить временные рамки младшего школьного возраста, в силу того что временные рамки данного периода отличаются в различных странах. В отечественной науке традиционно под младшим школьным возрастом понимается отрезок детства, этап развития детской личности, который приходится на обучение в начальной школе [19, c. 89].
К младшему школьному возрасту относятся дети в возрасте 6-11 лет, которые обучаются на первой ступени общего среднего образования – начальной школе, которая охватывает 1-4 классы. За младший школьный возраст принят именно такой отрезок времени исходя из требований системы образования, теорий психического развития и психологической возрастной периодизации. С началом обучения в школе происходит переход от игровой деятельности к учебной, которая становится уже в младшем школьном возрасте ведущей. Именно данный период характеризуется основными психическими новообразованиями.
Так поступление в школу является важнейшим изменением в жизни ребенка. Коренным образом происходит смена уклада его жизни, изменяется его социальная роль в коллективе, изменения происходят также и в семье. Обучение занимает ведущую деятельность, с этих пор основная обязанность ребенка – это учеба, приобретение знаний. Конечно ребенку трудно сразу приспособиться к таким изменениям и сформировать правильное отношение к учению.
Ребенок еще не осознает, зачем ему необходимо учиться. Постепенно ребенок осознает, что от него требуются волевые усилия, ему нужно уметь мобилизовать внимание, проявлять интеллектуальную активность, обладать способностью к самоограничению.
Если ребенок не сможет это сознать и привыкнуть к новой роли, он может разочароваться, отрицательно отнестись к учебному процессу. Чтобы такой ситуации не произошло, учитель должен донести до ребенка, что учение – не игра, что она представляет собой напряженную, но при этом очень интересную работу, так как благодаря учению происходит процесс знакомства с новым, занимательным, важным и нужным [15, c. 137].
С началом школьного обучения на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта познания окружающего мира и самого себя: учебная деятельность становится ведущей, меняется система прав и обязанностей. Существенной характеристикой нового положения младшего школьника является то, что учебная деятельность как целенаправленная, обязательная, произвольная отличается от игровой. Учебная деятельность как общественно значимая, за которую ученик должен нести ответственность, выступает предметом общественной оценки; по-новому начинает контролировать ребенка семья (организация режима дня, выполнение домашних заданий, результаты обучения и т.д.), что влияет на формирование внутренней позиции школьника, его самочувствие. В связи с этим игра со сверстниками для ребенка приобретает смысл настоящей, свободной, защищенной жизни, поглощает целиком, наполняет переживаниями собственной целостности [3, с. 163].
Здоровье, психическое развитие и формирование личности ребенка тесно взаимосвязаны, а физическая активность определяет успешность развития психической и социальной активности. Система обучения в начальной школе требует усилий для овладения телом, в частности, дифференциацией действий и практик как системой скоординированных движений. На основе собственных телесных ощущений и услышанных от других 8 впечатлений о подобных ощущениях у ребенка формируется образ тела как сложного образования, обусловленного половой принадлежностью и индивидуальными телесными особенностями, традиционными культурными ожиданиями.
Умение хорошо владеть своим телом, познание своих возможностей способствуют одобрению со стороны сверстников, которые выбирают в групповые игры умелых и ловких. Во взаимодействии с предметным миром, осваивая различные знаковые системы, прежде всего, язык и речь, через реальные отношения мужчин и женщин у младших школьников формируются установки, стереотипы, ценности, которые определяют их половые ориентации, развивается гибкость в выборе занятий и полоролевого поведения. Ребенок постепенно приобщается к сложившейся в культуре половой дифференциации, в нем закрепляются представления о постоянстве и неизменности пола, его сохранение в течение жизни, несмотря на изменения внешности.
Педагоги и психологи (Г.С. Абрамова, Б.Д. Паригин и др.) обеспокоены влиянием массовой культуры на современных детей
, которая формирует размытые и специфические половые установки. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования мотивации обучения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; рефлексии; становления учебной деятельности и формирования «умения учиться», в частности, навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становление самооценки и морального развития; межличностных отношений и общения. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии познавательных процессов и одновременно создает условия для личностного развития.
У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, проявляющаяся в конкретных формах ведущей учебной деятельности, а на ее основе формируется познавательная активность ребенка. В этот период по-новому перестраивается мотивационно-потребительная сфера, мотивы поведения и деятельности 9 продолжают наполняться социальным содержанием. Новая социальная ситуация включает ребенка с ограниченным личным опытом общения, ранее защищенного семьей, в ситуации разноплановых межличностных отношений и общения («ребенок – взрослые», «ребенок – дети», «ребенок – учитель»), в которых следует отстаивать собственные мнения, позиции, право на автономность. Совместное участие в учебной деятельности утверждает особый тип отношений между учителем и учеником, с ориентацией ребенка на одобрение учителя. Учитель, который постоянно устанавливает требования и оценивает поведение и деятельность ребенка, выступает для школьников воплощением нормативных требований.
В непосредственном общении с другими значимыми людьми, в играх и соревнованиях со сверстниками, в процессе учебной деятельности развиваются социальные качества ребенка. Младший школьник, которому свойственна конформность, вступает в сложные отношения со сверстниками, в которых переплетаются расположение и соперничество (ученик стремится «быть, как все» и «быть лучшим»). Среда неформального общения в период обучения в начальной школе сохраняет игровые функции. Детские группы состоят в основном из представителей одного пола, каждому из которых присущи свои интересы, занятия, формы взаимодействия, особенности общения и самоутверждения. Ориентация на других людей преобладает в условиях групповой учебной деятельности в силу следующих причин: школьники в основном по образцу овладевают учебными навыками и специальными знаниями; правила поведения в классе и школе касаются всех и каждого; в выборе поведения в незнакомых или неопределенных ситуациях легче сориентироваться через подражание.
Непроизвольное подражание, основанное на физиологическом имитационном механизме, приводит к заимствованию манеры поведения одноклассников и учителя. Через имитацию учитель может формировать у ребенка навыки культурного поведения, выступая как его образец. Произвольное подражание является волевым актом, надстраивается над 10 непроизвольным подражанием; в таких случаях ребенок целенаправленно и тщательно воспроизводит то или иное действие в соответствии с образцом (трудовые и изобразительные навыки, действия физической культуры и т.п.) [18, с. 392-393].
Социальное пространство современности не ограничивается однозначными правилами и нормами, его определяют противоречивые реалии, нестабильность правовых и моральных критериев. Понятно, что такой сложной системой зависимостей не в состоянии овладеть ребенок младшего школьного возраста, а потому из всей совокупности сложных взаимодействий внутри социального пространства простейшими для освоения являются нормы и правила взаимодействия с окружающими людьми. Ребенок усваивает нормативность семейной и школьной жизни, собственного двора и улицы, где живут старшие и младшие дети. Именно в начальных классах школьник впервые вступает в открытое взаимодействие с представителями других народов, открывает для себя многообразие имен, которые выступают в виде культурного знака, ориентируют, позволяют отнести их к определенному социальному слою, этносу.
На уроках детьми усваивается не только информация, но и оценка, эмоциональное отношение к ней учителя, таким образом, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Эмоционально-оценочное отношение взрослых к поступкам детей определяет развитие их нравственных чувств. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, который адекватно отражается во «внутренней позиции», то есть, в осознанном отношении ребенка к себе, окружающим людям и жизненным событиям. Внутренняя позиция как переживание ребенком своего положения отражает степень удовлетворения занимаемым положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоционального комфорта, а также порождает соответствующие потребности и стремления.
Структура самосознания личности, согласно В.С. Мухиной [18], 11 формирует идентификацию с телом, своим именем (ценностное отношение к телу и имени), самооценку, выраженную в контексте притязаний на признание; ощущение себя как представителя определенного пола (половая идентификация); представление себя в аспекте психологического времени (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); оценка себя в рамках социального пространства личности (права, обязанности в контексте конкретной культуры).