Файл: Анализ платёжеспособности управляющей компании (тсж).docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В дальнейшем в ставку оплаты жилья в качестве отдельной составляющей будут включаться отчисления на страхование жилищного фонда и другие расходы для перехода на полное возмещение затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
При сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг применяется порядок, при котором объем финансирования из федерального бюджета рассчитывается исходя из федеральных стандартов. При этом субъектам РФ рекомендовано использовать аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м -- на семью из двух человек, 33 кв. м -- на одиноко проживающих граждан.
Федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг: содержания и ремонта жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение -- с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся по экономическим районам РФ предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. Стандарт ежегодно пересматривается с учетом общего уровня инфляции, кроме случаев отмены перекрестного субсидирования, резкого изменения цен на энергоносители.
При распределении средств федерального бюджета Правительство РФ исходит из следующих показателей уровня платежей населения по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг -- доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг составит в 1993 г. -- 60%, в 2006 г. -- 70%, в 2007 г. -- 80%, в 2008 г. -- 90%, в 2009 г. -- 100%.
Органы местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливают уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не служит основанием для перераспределения средств.
Установлен норматив максимально[8] допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, позволяющий рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан. Конкретные величины компенсаций (субсидий) устанавливаются решениями органов местного самоуправления, но при распределении средств федерального бюджета в расчет принимаются следующие размеры максимально допустимой доли расходов от совокупного семейного дохода (%): 1999 г. -- 19; 2006 г. -- 20; 2007 г. -- 22; 2008 г. -- 23; 2009 г. -- 25. Федеральный бюджет предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по РФ составляет 11,5 руб. и дифференцирован по экономическим районам.
2.2. Недостатки и проблемы механизма финансирования ЖКХ
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство России, несмотря на реформирование отрасли все находится в состоянии кризиса. Жилищно-коммунальное хозяйство испытывает дефицит финансовых ресурсов, недостаток квалифицированных кадров, страдает слабостью материально-технической базы.
В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:
- велик (70-75%) износ основных фондов;
- около 5% жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу;
- финансовое состояние предприятий и организаций ЖКХ не соответствует требованиям рыночной экономики;
- у организаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;
- велика доля бюджетного финансирования при недостаточности доли платежей населения - реального потребителя коммунальных услуг;
- частные инвесторы не спешат взять на себя функции управления производства коммунальных услуг из-за убыточности большинства предприятий и организаций и неопределенности с источниками их финансирования.[9]
Основные проблемы бюджетного финансирования ЖКХ связаны с отсутствием обоснований объемов финансирования бюджетных мандатов в сфере ЖКХ. Необходимо разрабатывать и своевременно корректировать такие обоснования с учетом следующих соображений:
Частичное бюджетное финансирование текущих затрат на услуги ЖКХ предполагает, что население оплачивает эти услуги не полностью до приведения в порядок соответствующих домов.
Должна обеспечиваться финансовая ответственность органов, отвечающих за исполнение бюджетов, за несвоевременное выполнение финансовых обязательств бюджетов перед предприятиями ЖКХ.
Должно быть предусмотрено значительное бюджетное финансирование программ капитального ремонта и модернизации домов, когда бюджетные деньги идут в те домовладения, где имеется надлежащее управление и частичное финансирование из средств собственников и жильцов, включая кредиты под залог их прав и обязательств.
Возможная структура финансирования этих расходов может быть различной в зависимости от различных факторов. Наиболее вероятным предполагается использование бюджетных средств в гарантийных фондах в качестве обеспечения по кредитам на эти цели. Частично средства могут быть получены в формах безвозвратного бюджетного финансирования, оплаты части банковских процентов. Средства бюджетной поддержки могут предоставляться при условии частичного финансирования работ из средств собственников и жильцов, что может быть предметом конкурсов на бюджетную поддержку проектов реконструкции домов. Объекты такого ремонта и субъекты, производящие их, должны получить максимально возможные льготы по налогам и обязательным платежам[10]
Целесообразно доработать систему субсидий, с тем, чтобы компенсировать малообеспеченным гражданам затраты на ЖКУ, превышающие долю доходов, установленную дифференцированно для выделенных социальных групп, начиная с уровня 10% для малообеспеченных граждан. Для эффективной работы механизмов социальной защиты граждан при оплате ими услуг ЖКХ необходимо устранение бюрократических препятствий, прозрачное и своевременное движение соответствующих финансовых средств.
Также необходимо обеспечить создание и развитие социального жилого фонда, предоставляемого по договору социального найма определенным категориям населения, включая малоимущих граждан, социальные группы, требующие специального обслуживания или опеки и др. Такой жилой фонд может формироваться путем реконструкции существующего жилья и строительства специально приспособленных зданий. В перспективе основная часть мер социальной поддержки не только граждан, нуждающихся в такой поддержке, но и льготы для государственных служащих в сфере ЖКХ, должны действовать через предоставление социального жилья.
Глава III. Повышение эффективности функционирования механизма финансирования ЖКХ
Существующие предприятия в силу недостатков действующей структуры, а также в ряде случаев и с участием субъективных факторов находятся в неудовлетворительном финансовом положении. В ряде случаев за последний год наметилась положительная динамика финансовых показателей. Однако, размеры кредиторской задолженности практически у всех предприятий ЖКХ настолько велики, что даже при самых оптимистичных вариантах их дальнейшей работы нельзя ожидать сокращения задолженностей до приемлемого уровня. Работа таких предприятий, которые постоянно находятся под угрозой санкций и банкротства, которые обязаны в течении ближайших лет всю прибыль направлять на погашение долгов, не дает даже теоретической возможности преобразования ЖКХ для решения его проблем.
В связи с этим, предлагается следующий порядок действий:
Провести финансовый и экономический анализ всех существующих муниципальных предприятий ЖКХ в целях определения возможностей и целесообразности их финансового оздоровления или банкротства, сокращения издержек и потерь при использовании данных основных средств.
На основе результатов вышеуказанного анализа разработать соответствующие предложения по финансовому оздоровлению и повышению эффективности предприятий или по их управляемому банкротству.
Организовать переговоры с кредиторами предприятий ЖКХ в целях обеспечения наилучших условий для проведения мероприятий согласно данной концепции, включая соглашения о реструктуризации задолженностей.
Организовать проведение подготовительных мероприятий, включая подготовку арбитражных управляющих, создания СРО, которая специализируется на банкротствах муниципальных предприятий, предварительную работу с кредиторами и дебиторами и др.
После вышеуказанной подготовительной работы организовать проведение банкротств предприятий, которые не подлежат финансовому оздоровлению, таким образом, чтобы решить задачи преобразования ЖКХ.
На предприятиях, подлежащих финансовому оздоровлению, разработать и реализовать соответствующие планы, обеспечивающие в результате преобразование таких предприятий в ОАО или их подразделения, способные к финансовой устойчивости и нормальному развитию.
В случаях подготовки предприятий к процедуре банкротства обеспечить своевременное создание на основе его персонала, доступных средств и обязательств по обеспечению услугами имеющихся потребителей новых предприятий в форме ОАО или их подразделений.[4]
Для предприятий ЖКХ необходимо устанавливать тарифы на их услуги, дифференцированные по поселениям и основным локальным сетям. Это обеспечит наибольшую инвестиционную привлекательность в первую очередь таких объектов, которые создают наибольшие экономические проблемы при формировании затрат на услуги.
Для обеспечения эффективного влияния платы жильцов на предлагаемые преобразования рассматриваются следующие предложения:
- обеспечить единые или согласованные тарифы для населения на одинаковое количество и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
- предусмотреть возможности для накопления средств оплаты работ по капитальному ремонту или для погашения соответствующих кредитов. Для этого в неприватизированном жилье может использоваться плата за найм, а в приватизированном жилье должны быть введены соответствующие платежи на специальные накопительные счета.[3]
- создать систему кредитования работ по капитальному ремонту и модернизации жилых домов, имея в виду погашение кредитов из средств оплаты текущей стоимости услуг ЖКХ в части затрат на ремонт, а также использование в качестве обеспечения как самих объектов ЖКХ, так и иных объектов и прав МО, а также залог части обязательств требования оплаты услуг потребителями,
- создать систему накопления средств на такие работы из оплаты текущей стоимости услуг ЖКХ в части затрат на ремонт, включая гарантии сохранности вкладов, защиту их от инфляции и получение разумных процентов за использование банком этих накоплений,
- в случаях, когда выполнение ремонтно-восстановительных работ ведет к снижению эксплуатационных затрат, суммы снижения затрат должны быть направлены прежде всего на возмещение затрат на соответствующий ремонт, на возврат заемных средств.[14]
- содействовать созданию домкомов и закреплению в договорах с управляющими организациями их полномочий по контролю использования платежей населения, по участию в выработке решений, связанных со стоимостью, содержанием и качеством выполняемых работ.
- в ближайшие годы обеспечить возможности контроля за начислением и использованием средств платежей жильцов при заключении ими договоров управления с частными управляющими компаниями путем использования муниципальных предприятий, предоставляющих услуги по бухгалтерскому обслуживанию, начислению, оформлению и доставке потребителям квитанций (счетов) и другие.[8]
- принять решения, обеспечивающие реальную ответственность лиц, не соблюдающих установленные договорами обязанности по оплате, использованию, содержанию жилья и мест общего пользования. Активизировать применение мер, включающих переселение в более дешевое жилье, в том числе в социальный жилой фонд, применение штрафов, арестов и реализации имущества неплательщиков судебными приставами, усиление общественного воздействия, разъяснений, предупреждений и других форм убеждения в необходимости соблюдать установленные правила.
Заключение
Предприятия ЖКХ во многих случаях фактически представляют собой деградировавшие фрагменты прежней централизованной системы и не вписываются в среду формирующихся рыночных отношений. Существующая система ЖКХ не создает мотивации, связей, механизмов, необходимых для эффективного взаимодействия всех, кто вовлечен или должен быть вовлечен в эту сферу нашей жизни. Несмотря на многократный рост тарифов, эта система не только не обеспечивает ощутимого улучшения качества предоставляемых услуг, состояния предприятий и объектов ЖКХ, но и допускает дальнейшее «проедание» того потенциала, который был создан ранее. Нарастающая разобщенность и распыление сил и средств, недостаточные возможности для координации усилий в этой сфере затрудняют проведение единой политики и действия в критических ситуациях.