ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семейное психологическое
консультирование
Модуль 2
Психология семейных кризисов
Тема 4
Нормативные семейные кризисы
Семейное психологическое консультирование
2
Содержание
1.
Понятие семейного кризиса
2.
Кризис 1. Принятие супружеских обязательств
3.
Кризис 2. Освоение родительских ролей и принятие факта рождения ребенка
4.
Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры
5.
Кризис 4. Кризис принятия факта вступления в подростковый возраст
6.
Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом
7.
Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем
8.
Повторный брак и смешанные семьи
Семейное психологическое консультирование
3
1.
Понятие семейного кризиса
Семейный кризис проявляется на четырех уровнях.
На индивидуальном уровне:
дискомфорт, повышенная тревожность; неэффективность старых способов коммуникации; снижение уровня удовлетворенности браком; ощущение непонятости, невысказанности, безысходности, тщетности усилий; смещение локуса контроля; закрытость для нового опыта и в тоже время надежда на «чудесное воз- вращение мира»; формирование симптоматического поведения.
Семейный кризис — состояние семейной системы, при кото-
ром нарушаются гомеостатические процессы, что приводит
к невозможности дальнейшего функционирования семьи при-
вычными способами и исправления ситуации с помощью ста-
рых моделей поведения.
Определение
Семейное психологическое консультирование
4
На микросистемном уровне:
нарушения по параметру сплоченности; деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи; нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидно- сти; изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункцио- нальных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей); нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия); семейные конфликты, рост негативных эмоций и критики, нарастание чув- ства общей неудовлетворенности отношениями в семье, расхождения во взглядах, молчаливый протест; регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной се- мьи, «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов; противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов се- мьи; разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформирован- ность новых, нарушение традиций и ритуалов, неэффективность старых се- мейных норм и правил в отсутствие новых.
На макросистемном уровне:
актуализация семейного мифа; реализация архаичного поведенческого паттерна, который не адекватен ак- туальному контексту существования семьи, но был эффективным в предыду- щих поколениях; нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи; нарушения иерархии (например, межпоколенные коалиции); нарушения ролевой структуры расширенной семьи; нарушение традиций и ритуалов; неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.
Семейное психологическое консультирование
5
На мегасистемном уровне:
социальная изоляция и дезадаптация семьи, кон- фликты с социальным окружением.
2.
Кризис 1. Принятие супружеских
обязательств
Первые годы супружеской жизни — одни из наиболее сложных, несмотря на яр- кую эмоциональную окрашенность и романтику. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия но- вых ролей. Часто это следствие неотделенности супругов от родительских семей.
Прохождение первого нормативного кризиса семьи могут осложнить фак-
торы:
Значительные различия в семейных традициях, происхождении супругов и моделях их семейных отношений (например, в религиозных убеждениях, об- разовании, социальной и национальной принадлежности, структурных осо- бенностях расширенных семей и т. п.).
Материальная или эмоциональная зависимость пары от членов расширен- ной семьи.
Заключение брака после периода ухаживания, который длился менее шести месяцев или свыше трех лет. Поспешное решение о вступлении в брак может быть связано с идеализацией партнера. Супруги плохо друг друга знают — может оказаться, что воображаемые образы партнеров далеки от реально- сти. Спустя 3 года угасает влюбленность, могут появиться сомнения в пра- вильности выбора супруга.
Личностные особенности одного или обоих супругов. Прежде всего — спо- собность устанавливать близкие отношения, присоединяться и отделяться друг от друга, не испытывая при этом сильного дискомфорта.
Дисфункциональные семейные паттерны в расширенных семьях супругов.
Пример — склонность к созависимым отношениям.
Неадекватная мотивация создания брака: супружество как возможность вос- полнить дефицит, как компенсация чувства неполноценности, как достиже- ние, как способ отделиться от родительской семьи или преодолеть кризис, как соответствие нормам социального окружения, вынужденный брак.
Семейное психологическое консультирование
6
На уровне семейной системы отделение супругов от родителей связано с уста- новлением внешних границ молодой семьи — невидимого барьера, который ре- гулирует объем контактов партнеров с внешним миром, в том числе и с членами расширенной семьи. Этот барьер защищает автономию молодой семьи путем регулирования отношений близости и иерархии.
Задача установления внешних границ включает в себя решение вопросов, кто из знакомых и друзей мужа и жены будет допущен в семью и как часто, насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнеров, как проводить от- пуск. Наличие внешних границ и их гибкость обеспечивают молодым супругам частную жизнь и возможность сконцентрироваться на построении взаимоотно- шений друг с другом.
Создавая семью, супруги должны решить ряд важных задач,
прежде всего в сфере эмоциональных отношений. Одна из них
— усиление эмоциональной связи в супружеской подсистеме и
отделение от родительской семьи без разрыва эмоциональ-
ных контактов с ней.
Важно!
Семейное психологическое консультирование
7
3.
Кризис 2. Освоение родительских ролей
и принятие факта рождения ребенка
Второй нормативный кризис связан с рождением ребенка. Успешное прохожде- ние этого кризиса во многом зависит то того, как супруги справились с задачами предыдущей стадии.
Факторы, позволяющие быстрее и легче освоить родительские роли:
продолжительность периода ухаживания — не менее года и не более трех лет; наличие диадического периода в развитии супружеских отношений, в тече- ние которого партнеры могут подготовиться к рождению ребенка и приня- тию новых социальных ролей. Рождение ребенка сразу после свадьбы или в первый год супружества затрудняет процесс принятия факта материнства и отцовства.
Многие женщины переживают ожидание ребенка как эмоциональный кризис, стресс, поворотный пункт. Беременность, особенно первая, — это кризисный мо- мент, связанный с формированием женской идентичности и подтверждением половой принадлежности будущей матери.
Факт рождения ребенка означает
переход диадических отношений в триадные
: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка.
В этот период отец может почувствовать себя исключенным из семьи, ощутить ревность, поскольку мать всё внимание направляет на ребенка. У мужа нередко
Пары, которым удалось достичь близости без существенного
ущерба для автономии и успешно разрешить конфликты
предыдущего этапа, более спокойно примут роли отца и ма-
тери.
Важно!
Семейное психологическое консультирование
8 возникает «эмоциональный голод», он склонен искать близости с другими чле- нами семьи, вне семьи, либо уходить в сферу профессиональных достижений, еще больше отдаляясь от жены и ребенка.
Жена, ожидая от мужа эмоциональной поддержки и помощи и не получая же- лаемого, может обижаться и предъявлять претензии. В результате она, как пра- вило, еще сильнее концентрируется на ребенке, что провоцирует новую волну дистанцирования мужа. Так ребенок уже с первых дней жизни выступает регу- лятором психологической дистанции между родителями.
Часто в этот период обостряется проблема дефицита само-
реализации у матери, деятельность которой ограничена
лишь заботой о ребенке и семье. Личностный кризис супруги
может стать дополнительным фактором, дестабилизирую-
щим семейную систему.
Важно!
Семейное психологическое консультирование
9
4.
Кризис 3. Включение детей во внешние
социальные структуры
К трехлетнему возрасту у ребенка возникает потребность в расширении сферы социальных контактов. К этому времени многим матерям уже хочется меньше взаимодействовать с ребенком, вновь приблизиться к мужу, заняться собствен- ной карьерой.
Возникает необходимость перераспределить обязанности и обозначить новые границы семьи. Если оба супруга работают,
нужно прийти к новым соглаше-
ниям в некоторых сферах семейной жизни:
Кто будет отводить и забирать ребенка из детского сада, школы; нахо- диться дома, когда ребенок болеет; посещать детские мероприятия, хо- дить на родительские собрания; помогать ребенку с домашним зада- нием и т. п.
Как теперь распределяются домашние обязанности.
Какой досуг подходит семье.
Семейное психологическое консультирование
10
Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости: нужно принять новый социальный статус ребенка и поменять свои структурные параметры. К этому времени в семье уже могут сформироваться стереотипные паттерны взаимо-
действия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым социальным условиям.
Способы получать поддержку, внимание, заботу, достигать желаемого, кото- рыми ребенок привык пользоваться в семье, могут оказаться неэффективными при установлении новых отношений.
Трудности переживания этого кризиса могут осложниться из-за разногласий в
родительской диаде. Пара может попытаться решать проблемы с помощью ре- бенка. Его могут превратить в козла отпущения, партнера в коалиции одного су- пруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака.
Включение детей во внешние социальные институты мо-
жет вскрыть семейные дисфункции. Дело в том, что харак-
тер и качество адаптации детей к новой жизненной ситуа-
ции зависят от особенностей отношений внутри семьи.
Важно!
Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребно-
сти через капризы, он наверняка будет вести себя анало-
гично и в школе, где такое поведение неприемлемо.
Пример
Семейное психологическое консультирование
11
Если муж воспринимает воспитательные модели жены как неприемлемые (и наоборот, жене не нравятся взгляды мужа на воспитание детей), супруги могут начать «спасать» ребенка от другого «нерадивого родителя».
Бывают ситуации, когда супруги формально договорились о воспитательной стратегии, но для объединения их пары необходимо проблемное поведение ре- бенка. В этом случае родители будут неосознанно поддерживать такое поведе- ние.
Например, мать может чрезмерно опекать ребенка, а отец
— держаться подальше, чтобы окончательно «не испор-
тить его». Когда отец пробует выдвинуть требования к
ребенку, мать вмешивается и пытается смягчить или обес-
ценить их, подрывая попытки отца принимать участие в
воспитании.
Пример
Семейное психологическое консультирование
12
5.
Кризис 4. Кризис принятия факта
вступления в подростковый возраст
Семье приходится приспосабливаться к тому факту, что ребенок взрослеет и уже достиг половой зрелости.
Подростку предстоит пройти
кризис идентичности
. Пребывания только в роли сына или дочери недостаточно для адаптации к взрослой жизни. Подросток находит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Этот процесс облегчает поддержка со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надежности.
Важный момент кризиса —
деидеализация родителей
.Чувство любви к роди- телям и ее обесценивание, связанное с необходимостью сепарироваться от се- мьи, порождает внутриличностный конфликт. Сложность процесса может проявляться в амбивалентном поведении: подросток кажется то очень взрос- лым, то совсем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как правило, болезненно переживают сами родители: они испытывают поляр- ные желания то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его авто- номность.
Подростковый возраст включает в себя два взаимно пересе-
кающихся процесса: во-первых, отделение, или сепарация, во-
вторых, отказ от родителей как главных объектов любви и
поиск заместителей вне семьи.
Важно!
Семейное психологическое консультирование
13
В результате семья переживает чрезвычайно тяжелый период, который можно назвать
«кризисом ответственности»
.Он связан с необходимостью перераспре- делить зоны ответственности в семье и установить долю ответственности под- ростка.
Когда ребенок достигает подросткового возраста, вновь встает необходимость в
структурных изменениях в семье. Подростковый кризис на микросистемном уровне можно рассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерархического порядка. Родители больше не обладают всей полно- той власти и должны считаться со всё возрастающей компетентностью под- ростка. Нужно предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в при- нятии его независимости.
Протекание этого семейного кризиса может осложняться личностным кризисом середины жизни родителей, который часто приходится на тот же период.
Когда дети входят в подростковый возраст, супруги часто
сталкиваются с переменами в собственной жизни, что вызы-
вает переоценку супружеских отношений. Если она приводит
к расколу родительской (супружеской) диады, ребенок склонен
объединяться с одним родителем для обретения большей сво-
боды. В результате в семье может возникнуть межпоколен-
ная коалиция.
Важно!