Файл: Семейное психологическое консультирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семейное психологическое консультирование
14
6.
Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом
В случае ухода детей из родительской семьи супруги вынуждены пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может случиться, что у них не останется общих тем для разговоров и ос- нований для продолжения совместной жизни. Иногда, наоборот, пары дости- гают согласия по давним проблемам, решение которых отложили из-за появле- ния детей. Если в семье только один родитель, он может воспринять уход ре- бенка как начало одинокой старости.
Используя концепцию М. Боуэна об уровнях дифференциации, можно обозна- чить два основных исхода этого кризиса:
1. Эмоциональное отделение.
Молодой человек сохраняет отношения с членами семьи. Одновременно с этим родители принимают факт его взрослости.
2. Эмоциональная зависимость
молодого человека от семьи при общем низком уровне дифференциации ее членов. Есть два возможных варианта развития отношений: ребенок сохраняет тесные взаимоотношения хотя бы с одним из роди- телей; географическое и/или психологическое дистанцирование от родитель- ской семьи по принципу эмоционального разрыва создает иллюзию не- зависимости и автономного существования.
Способ ухода молодого человека из родительской семьи определяет его пози- цию по отношению к ней — респонсивную (выбирающую) или реактивную (вы- нужденную):
Респонсивная.
Отделение от родительской семьи прошло успешно, у ребенка остается возможность вернуться (при желании).
Реактивная.
Ребенок вынужден либо находиться вне семьи, либо воз- вращаться в семью для поддержания пошатнувшегося с его уходом равновесия.

Семейное психологическое консультирование
15
Молодой человек может продолжать выполнять функцию семейного стабилиза- тора, даже если он живет отдельно от родителей (например, посредством деви- ации поведения). Он может оказаться несостоятельным в профессиональной или личной сфере, у него могут появиться жизненные проблемы. В этом случае семья, поглощенная решением трудностей ребенка, вновь обретает стабиль- ность и целостность, словно он и не покидал ее. Пока молодой человек будет несостоятельным, родители могут проявлять совместную заботу о нем, избегая необходимости выстраивать отношения друг с другом.
После отъезда сына на учебу в другой город, супруги не
смогли выстроить свои отношения, что привело к дисфунк-
ции одного их супругов (болезни). Сын вынужден вернуться в
родительский дом для заполнения вакуума в отношениях.
Пример
Процесс сепарации в диаде «родитель—ребенок» обусловлен
историей жизни нескольких поколений семьи. Чем более
успешным было отделение родителей от собственных роди-
тельских семей, тем легче им будет отпустить ребенка,
поддержать его в обретении автономии.
Важно!


Семейное психологическое консультирование
16
7.
Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем
Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют
«опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка. Он может протекать гладко, если паре удалось отпустить детей и сохранить близкие отношения с ними на фоне благополучия в супруже- ской подсистеме.
В связи с уходом ребенка меняется структура семьи: существовавший долгое время треугольник, включавший мать, отца и ребенка, трансформируется в су- пружескую диаду.
Подобные преобразования требуют установления нового баланса и изменения ролевой структуры семьи. На первый план вновь выступают супружеские отно- шения. Протекание кризиса может обостряться при наличии нерешенных на предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем. Однако даже достаточно гармоничные пары могут пе- реживать болезненно этот период.
Главная задача развития семьи на этом этапе —
адаптация к потере социальных
ролей и социальной активности
, так как этот кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию.
При успешном разрешении предыдущего кризиса выросший ре-
бенок обретает свободу для выстраивания новых отноше-
ний, сохраняя способность приближаться к своей родитель-
ской семье, восстанавливая на время «треугольные» отноше-
ния, и отдаляться от нее.
Важно!

Семейное психологическое консультирование
17
Также важный аспект этого кризиса —
принятие новых ролей бабушки и де-
душки
.Благодаря внукам поддерживается связь между родителями и их взрос- лыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство и дают возможность компенси- ровать неудачи во взаимоотношениях с собственными детьми.
Задачи семьи на этапе «опустевшего гнезда» пересекаются с проблемами взрос- лых детей и внуков, переживающих собственные этапы развития. Неспособность членов семьи справиться с кризисами часто становится причиной конфликтов поколений.
Варианты выхода из этого кризиса:
конструктивный: личностный рост супругов, появление новых сфер для самореализации, возможность полу- чать удовольствие от зрелых супру- жеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых было за- труднено или отложено в связи с вос- питанием детей
неконструктивный: потеря смысла жизни, ощущение ненужности, оди- ночества, снижение творческого по- тенциала, разочарование в браке, раскол супружеской подсистемы, не- возможность найти сферы активно- сти, замещающие воспитание детей


Семейное психологическое консультирование
18
8.
Повторный брак и смешанные семьи
Важно рассмотреть этапы развития семьи, созданной в результате повторного брака.
Как и любая семья, повторный брак проходит этапы жизненного цикла, которые включают задачи развития и переходные состояния.
Смешанные семьи, состоящие из мужа, жены и их детей от предыдущих браков, переживают одновременно два процесса развития: в соответствии с возрастом и стадией развития каждого члена семьи в соответствии с этапом развития по- вторного брака
Повторным называется брак, который создается людьми, ра-
нее уже состоявшими в брачных отношениях. Он подразуме-
вает объединение уже не двух, а трех и более родов, в резуль-
тате чего образуется смешанная семья, или семья повтор-
ного брака.
Определение

Семейное психологическое консультирование
19
Фазы развития и задачи семьи в повторном браке:
1.
Сепарация/развод.
Задачи развития: преодоление последствий утраты друзей; обретение чувства собственного достоинства и независимости; позволение себе погоревать о разрушенном браке; приспособление к реакции на развод со стороны членов расширенной се- мьи.
2.
Неполная семья.
Задачи развития: реорганизация семьи для обеспечения ухода за ребенком; преодоление чувства вины и гнева; создание новых систем социальной поддержки.
3.
Ухаживание.
Задачи развития: появление желания близких отношений; принятие конфликта в новых отношениях; подготовка ролей для новых членов семьи.
4.
Повторный брак.
Задачи развития: избавление от мифов о повторном браке; установление новых традиций; создание новых альянсов; объединение границ между старой и новой семьями.