Файл: "Административные правонарушения в сфере общественного порядка".rtf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Исходя из смысла ст.20.2 следует, что административное наказание за организацию каких либо публичных мероприятий без согласования в установленном порядке ( то есть без подачи заявления, согласования) - штраф может быть наложен только на организаторов таких мероприятий - а не на его участников. Такие организаторы могут быть задержаны и подвергнуты штрафу - поскольку данная статья не предусматривает наказания в виде заключения под стражу.
Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
Под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., - а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую);
Согласно п. 2 - 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий представляют собой разновидность экстремистской деятельности (экстремизма).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.3 кодекса об административных правонарушениях, рассматриваются мировыми судьями.
Статья 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность.
Согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Частным детективом признается гражданин РФ, получивший лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в ч. 2 ст. 3 указанного Закона. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
Порядок выдачи лицензий частным детективам, а также исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых лицензия не выдается, определены ст. 6 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ)
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей Статья 20.16, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями
Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта.
Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. "О ведомственной охране", определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.
Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.
Пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст.8 Закона).
Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
Статья 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций
К транспортным коммуникациям по смыслу данной статьи относятся участки земной или водной поверхности, предназначенные и приспособленные для передвижения соответствующих транспортных средств автомобильного, морского, внутреннего водного, городского электрического, а также железнодорожного транспорта.
Проведение забастовок, митингов, пикетирования, осуществление иных массовых акций на транспортных коммуникациях, вследствие которых создаются или могли быть созданы препятствия, несовместимые с движением транспортных средств, квалифицируются в качестве данного административного правонарушения (см. также комментарий к ст. 20.2).
Рассматриваемое административное правонарушение считается завершенным в момент начала осуществления противоправных действий независимо от того, воспрепятствовало ли их проведение движению транспортных средств.
Субъектами данного административного правонарушения являются организатор (организаторы) блокирования, а также лицо или лица, активно участвующие в осуществлении указанных противоправных действий.
Блокирование транспортных коммуникаций, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 267 УК).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о проведении административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП)
Статья 20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО).
Объектом данного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, особый режим закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).
Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в ЗАТО; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Частью 1 ст.1 Закона РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании" (с изм. от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 1999 г.) ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.
На основании ч.3 ст.1 указанного Закона ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в ЗАТО, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.
Субъекты данного правонарушения - лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" не допускается потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в местах, указанных в п. 1-3 ст. 2 названного Федерального закона, а именно:
) в детских, образовательных и медицинских организациях;
) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
) в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях.
В статье 6.9 Кодекса установлена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
В изъятие из общей нормы ст. 6.9 Кодекса в ч. 3 ст. 20.20 Кодекса предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах, а в ст. 20.22 Кодекса - за те же деяния, совершенные несовершеннолетними.
О понятии наркотических средств, психотропных веществ и их аналогах см. комментарий к ст. 6.8 Кодекса, о понятии иных одурманивающих веществ - к ст. 6.10 Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.20 Кодекса, рассматривают органы внутренних дел (милиция). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 20.20 Кодекса, согласно ч. 1 ст. 23.63 Кодекса вправе рассматривать также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения.
Согласно правовой позиции КС России, выраженной в определении от 16 октября 2003 г. N 328-О*(754), норма ст. 20.21 Кодекса направлена на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих. По мнению КС России, введение ст. 20.21 Кодекса административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан,
Необходимо отметить, что согласно п. 11 ст. 11 Закона РФ "О милиции" (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ*(755)) милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества. Как указал КС России в определении от 20 ноября 2003 г. N 416-О*(756), положения ст. 20.21 Кодекса и п. 11 ст. 11 Закона РФ "О милиции" направлены на защиту общественного порядка, общественной безопасности, нравственности, на устранение опасности для жизни, здоровья и имущества людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих; в связи с этим указанные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 Кодекса, рассматривают органы внутренних дел (милиция). Согласно ч. 2 ст. 23.1 Кодекса дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах