Файл: Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение воинов владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою.
Самое пристальное внимание вопросам строевой выучки должно уделяться в военных училищах, школах прапорщиков и мичманов, учебных подразделениях.
Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у воинов способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.
Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.
Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение бел оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот
(батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и па машинах; строевые смотры. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.
В учебном пособии обобщен опыт строевого обучения подразделений Сухопутных войск. Разумеется, в практике работы командиров обучение и воспитание составляют единый процесс и всегда взаимосвязаны. Следовательно, в процессе строевого обучения подчиненных командир должен постоянно вести воспитательную работу, направленную па привитие высокой дисциплины и исполнительности.
Излагая в учебном пособии закономерности, принципы, правила и методы строевого обучения, авторы стремились показать их применительно к учебным занятиям и повседневной жизни. Вместе с тем надо иметь в виду, что данное пособие не ставит, да и не может ставить своей целью дать советы или рецепты на все случаи жизни. Это сделать и невозможно, так как ни в одной книге нельзя предусмотреть всех тех случаев, с которыми встречается каждый командир в работе по строевому обучению и воспитанию "подчиненных.
Для овладения методическим мастерством решающее значение имеют умение командира анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, систематическая работа командира над понижением своих знаний. Вот почему было бы желательно, чтобы командиры, опираясь на рекомендации данной книги, настойчиво совершенствовали свое мастерство в обучении подчиненных строевой подготовке.
Г л а в а 1 ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Строевая подготовка является самостоятельным предметом обучения военнослужащих в системе боевой подготовки и органически входит во многие другие предметы обучения, оказывая влияние на развитие знаний, умений, навыков и психологической устойчивости, необходимых личному составу в современном бою. Поэтому в основу строевого обучения положены руководящие принципы советской педагогики.
Высокая строевая выучка офицеров, прапорщиков и сержантов
∗
имеет решающее значение в достижении успехов в строевой подготовке, в умении образцово выполнять предусмотренные Строевым уставом приемы и методически правильно обучать подчиненных.
Командиру недостаточно ила деть высоким методическим мастерством, хорошей теоретической подготовкой и практическими навыками, ему важно еще уметь активизировать познавательную деятельность своих подчиненных, а этого можно достичь повышением качества строевого обучения, воспитанием у воинов творческого мышления и оказанием помощи в овладении наиболее рациональными приемами в ходе обучения,
Командир должен постоянно помнить, что основы обучения лучше всего закладывать с первых дней учебы. Именно в это время вырабатывается, а затем превращается » привычку определенный порядок в изучении строевых приемов, а также действий с оружием и на технике.
Известно, что пределы человеческого no-знания относительны, поэтому необходимо добиваться того, чтобы подчиненные не стеснялись сегодняшнего незнания (неумения). Ведь порицания заслуживает не тот, кто, не зная, ищет ответы и знания, а тот, кто не знает, а делает вид, будто знает.
Усвоение —это понимание плюс запоминание, а овладение знаниями —это усвоение плюс применение знаний на практике.
В обучении очень важно указать известное с неизвестным, теорию с практикой, устанавливать наиболее эффективные фирмы и методы строевого обучения.
Очень важно также, чтобы каждое строевое занятие проводилось на фоне сравнимости результатов с повышением духа состязательности. Это создает необходимые- предпосылки к быстрому усвоению изучаемого материала.
Каждое строевое занятие должно являться новой ступенью о деле совершенствования строевой выучки
НОНЕТОВ и подразделений. Глубина полученных при этом знаний и прочность навыков во многом зависят от умело выбранных методой обучения и тренировок, проводимых в ходе занятий. Интенсивность, непрерывность действий войной с полным на- пряжением сил — вот требования, предъявляемые к строевым занятиям
∗
Здесь и далее рекомендации, данные прапорщикам и сержантам, в равной степени относится к мичманам и старшинам.
сегодня.
Практика покапывает, что высокий уровень строевой выучки военнослужащих может быть достигнут: целеустремленным и правильным планированием строевой подготовки, четкой организацией и методически правильным проведением всех занятий; сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов каждым военнослужащим в строгом соответствия с требованиями Строевого устава; регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плановых занятий по строевой подготовке; совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни; самостоятельными тренировками военнослужащими строевых приемов; постоянным контролем и высокой требовательностью со стороны командиров всех степеней к выполнению положений Строевого устава всеми военнослужащими.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КОМАНДИРА
В процессе учебной и воспитательной деятельности командир, с одной стороны» выступает как педагог и воспитатель, а с другой — как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, по- казывающий личный пример высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу.
Поэтому проблема педагогического мастерства командира — это в первую очередь проблема самовоспитания.
Анализ педагогической деятельности показывает, что командиры должны обладать большим диапазоном качеств, которые можно свести в следующие основные группы: идейно-политические, морально-боевые, военно- профессиональные, организаторские, нравственные и педагогические,
Командир отделения должен уметь найти главное в работе, наладить напряженную творческую деятельность каждого военнослужащего с учетом индивидуальных особенностей, психического состояния и настроения, в способности заражать энергией обучаемых, задавать бодрый деловой тон в их деятельности, в умении поддержать высокую учебную дисциплину, вызвать стремление к соревнованию.
Современная молодежь— люди с большими духовными запросами, эрудированные, с разносторонними интересами, Чтобы удовлетворить их любознательность к запросы, командиру важно быть высококультурным че- ловеком, находиться в курсе всего нового.
Учебно-воспитательная работа — дело творческое; каждая педагогическая ситуация требует своего особого решении. Эффективной она может быть, если командир обладает такими качествами, как педагогическая наблю- дательность и воображение, педагогическое мышление и такт.
Педагогическая наблюдательность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия,
Практика покапывает, что высокий уровень строевой выучки военнослужащих может быть достигнут: целеустремленным и правильным планированием строевой подготовки, четкой организацией и методически правильным проведением всех занятий; сознательным изучением и последующим совершенствованием приемов каждым военнослужащим в строгом соответствия с требованиями Строевого устава; регулярным проведением инструктажей, инструкторско-методических, показных и плановых занятий по строевой подготовке; совершенствованием навыков в строевом обучении на всех занятиях, при построениях и передвижениях в повседневной жизни; самостоятельными тренировками военнослужащими строевых приемов; постоянным контролем и высокой требовательностью со стороны командиров всех степеней к выполнению положений Строевого устава всеми военнослужащими.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КОМАНДИРА
В процессе учебной и воспитательной деятельности командир, с одной стороны» выступает как педагог и воспитатель, а с другой — как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, по- казывающий личный пример высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу.
Поэтому проблема педагогического мастерства командира — это в первую очередь проблема самовоспитания.
Анализ педагогической деятельности показывает, что командиры должны обладать большим диапазоном качеств, которые можно свести в следующие основные группы: идейно-политические, морально-боевые, военно- профессиональные, организаторские, нравственные и педагогические,
Командир отделения должен уметь найти главное в работе, наладить напряженную творческую деятельность каждого военнослужащего с учетом индивидуальных особенностей, психического состояния и настроения, в способности заражать энергией обучаемых, задавать бодрый деловой тон в их деятельности, в умении поддержать высокую учебную дисциплину, вызвать стремление к соревнованию.
Современная молодежь— люди с большими духовными запросами, эрудированные, с разносторонними интересами, Чтобы удовлетворить их любознательность к запросы, командиру важно быть высококультурным че- ловеком, находиться в курсе всего нового.
Учебно-воспитательная работа — дело творческое; каждая педагогическая ситуация требует своего особого решении. Эффективной она может быть, если командир обладает такими качествами, как педагогическая наблю- дательность и воображение, педагогическое мышление и такт.
Педагогическая наблюдательность — это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия,
по внешним, часто малозаметным признакам видеть особенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности военнослужащего, умение своевременно подметить и разгадать причины и мотивы всяких перемен в его учебной деятельности и поведении.
Педагогическое воображение — способность запрограммировать личность обучаемого и предвидеть последствия воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность военнослужащих.
С педагогическим воображением тесно связано педагогическое мышление, которое предполагает умение командира своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, устанавливать связи и обобщать отдельные факты.
Педагогический такт представляет собой сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целе- сообразностью всего того, что делает командир, гибкостью различных методой, средств и приемов педагогического воздействия.
Педагогический такт слагается из следующих основных признаков: уравновешенности, самообладания, делового тона; умения слушать обучаемых; серьезности подхода к ответам на поставленные военнослужащими вопросы; простоты в обращении, исключающей, однако, панибратство и фамильярность; принципиальности и настойчивости без упрямства; внимательности и чуткости к обучаемым; юмора без унижения личности военнослужащего; скромности в личном поведении.
Успех обучения во многом зависит от доказательности и логичности действий командира, его способности вовлечь обучаемых в ин- теллектуальную работу, т. е. заставить думать и действовать вместе.
Командир через свою речь и личные действия должен уметь передать подчиненным все ценное, накопленное практикой, передовой наукой в данной области и полученное в результате собственного опыта.
Педагогическая техника — это комплекс навыков, умений и приемов, с.
помощью которых командир достигает максимальной эффектности применяемых методов педагогического воздействия.
Педагогическая техника включает: навыки и умения в организации учебных занятий и различных воспитательных мероприятий; приемы выразительного показа командиром своего отношения к тем или иным действиям и поведению обучаемых; умение владеть речью; способность изучать и учитывать морально-психологические особенности обучаемых; умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на обучаемых, в том числе со стороны коллектива;
Педагогическое воображение — способность запрограммировать личность обучаемого и предвидеть последствия воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность военнослужащих.
С педагогическим воображением тесно связано педагогическое мышление, которое предполагает умение командира своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, устанавливать связи и обобщать отдельные факты.
Педагогический такт представляет собой сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, особой целе- сообразностью всего того, что делает командир, гибкостью различных методой, средств и приемов педагогического воздействия.
Педагогический такт слагается из следующих основных признаков: уравновешенности, самообладания, делового тона; умения слушать обучаемых; серьезности подхода к ответам на поставленные военнослужащими вопросы; простоты в обращении, исключающей, однако, панибратство и фамильярность; принципиальности и настойчивости без упрямства; внимательности и чуткости к обучаемым; юмора без унижения личности военнослужащего; скромности в личном поведении.
Успех обучения во многом зависит от доказательности и логичности действий командира, его способности вовлечь обучаемых в ин- теллектуальную работу, т. е. заставить думать и действовать вместе.
Командир через свою речь и личные действия должен уметь передать подчиненным все ценное, накопленное практикой, передовой наукой в данной области и полученное в результате собственного опыта.
Педагогическая техника — это комплекс навыков, умений и приемов, с.
помощью которых командир достигает максимальной эффектности применяемых методов педагогического воздействия.
Педагогическая техника включает: навыки и умения в организации учебных занятий и различных воспитательных мероприятий; приемы выразительного показа командиром своего отношения к тем или иным действиям и поведению обучаемых; умение владеть речью; способность изучать и учитывать морально-психологические особенности обучаемых; умение создавать различные педагогические ситуации воспитательного воздействия на обучаемых, в том числе со стороны коллектива;
владение техническими средствами обучения, умение правильно их использовать; педагогический контроль и учет обученности и воспитанности военнослужащих, выполнение ими требований уставов.
Педагогическое мастерство связано с глубоким знанием командиром целей и задач обучения.
Мастерство командира определяется: умением передавать знания в наиболее доступной форме обучаемым; способностью добиваться прочной связи теоретических знаний с практическими действиями и формировать на этой основе необходимые навыки, умения и качества личности военнослужащего; умением интересно, последовательно и логично излагать учебный материал, использовать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки учебного труда и умственной деятельности; способностью целеустремленно и квалифицированно решать в процессе обучения воспитательные задачи, вытекающие из специфики учебной дисциплины н обучаемого контингента; твердыми навыками в использовании технических средств обучения.
Помимо решения учебных задач командир в процессе обучения ведет воспитательную работу с военнослужащими. Для достижения высокой ее эффективности он должен: иметь четкое представление о целях, задачах и содержании идейно- политического, воинского, нравственного, эстетического, физического и правового воспитания военнослужащих; всесторонне изучать особенности личности воспитуемых и факторов, влияющих на ее формирование; твердо знать принципы, методы, этические и правовые нормы и правила воспитания, особенности их реализации в конкретных условиях деятельности подразделения; уметь творчески применять па практике знания военной педагогики и психологии, воинской этики, требований уставов, инструкций, приказов; учитывать особенности воспитуемых, настроения, мнения и традиции воинских коллективов, быть способным установить правильнее взаимоотношение с воспитуемыми; постоянно совершенствовать систему приемов и средств воспитательного воздействия.
Способность командира к педагогическому творчеству является одним
H
:
J центральных звеньев в его деятельности. Она позволяет командиру с максимальной эффективностью, каждый раз no-новому и педагогически обоснованно применять н учебно-воспитательном процессе методы и формы обучения и воспитания, профессиональные знания, навыки и умения, свои личные качества.
Решающую роль в развитии педагогического творчества командира играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обучения, как и всякому другому искусству, только по книгам. Как бы человек ни был талантлив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на
Педагогическое мастерство связано с глубоким знанием командиром целей и задач обучения.
Мастерство командира определяется: умением передавать знания в наиболее доступной форме обучаемым; способностью добиваться прочной связи теоретических знаний с практическими действиями и формировать на этой основе необходимые навыки, умения и качества личности военнослужащего; умением интересно, последовательно и логично излагать учебный материал, использовать различные приемы активизации познавательной деятельности обучаемых, прививать им навыки учебного труда и умственной деятельности; способностью целеустремленно и квалифицированно решать в процессе обучения воспитательные задачи, вытекающие из специфики учебной дисциплины н обучаемого контингента; твердыми навыками в использовании технических средств обучения.
Помимо решения учебных задач командир в процессе обучения ведет воспитательную работу с военнослужащими. Для достижения высокой ее эффективности он должен: иметь четкое представление о целях, задачах и содержании идейно- политического, воинского, нравственного, эстетического, физического и правового воспитания военнослужащих; всесторонне изучать особенности личности воспитуемых и факторов, влияющих на ее формирование; твердо знать принципы, методы, этические и правовые нормы и правила воспитания, особенности их реализации в конкретных условиях деятельности подразделения; уметь творчески применять па практике знания военной педагогики и психологии, воинской этики, требований уставов, инструкций, приказов; учитывать особенности воспитуемых, настроения, мнения и традиции воинских коллективов, быть способным установить правильнее взаимоотношение с воспитуемыми; постоянно совершенствовать систему приемов и средств воспитательного воздействия.
Способность командира к педагогическому творчеству является одним
H
:
J центральных звеньев в его деятельности. Она позволяет командиру с максимальной эффективностью, каждый раз no-новому и педагогически обоснованно применять н учебно-воспитательном процессе методы и формы обучения и воспитания, профессиональные знания, навыки и умения, свои личные качества.
Решающую роль в развитии педагогического творчества командира играет практическая деятельность. Как заметил А. С. Макаренко, нельзя научиться искусству воспитания и обучения, как и всякому другому искусству, только по книгам. Как бы человек ни был талантлив, какими бы хорошими ни были учебные пособия, но если он не будет самостоятельно учиться на