Файл: 104 74489. 2 7 1.. E. V. Mityuschenko .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

104
ÁÁÊ 74489.2
ÓÄÊ 3.7.8.1
Å.Â. ÌÈÒÞÙÅÍÊÎ
E.V. MITYUSCHENKO
ËÎÃÈÊÎ-ÑÒÐÓÊÒÓÐÍÛÉ ÏÎÄÕÎÄ
Ê ÀÍÀËÈÇÓ ÏÐÈ×ÈÍ ÏÎßÂËÅÍÈß
ÀÊÀÄÅÌÈ×ÅÑÊÈÕ ÇÀÄÎËÆÅÍÍÎÑÒÅÉ
Ó ÑÒÓÄÅÍÒÎÂ ÂÓÇÀ
LOGICAL STRUCTURAL APPROACH
FOR ANALYSIS THE REASONS
OF STUDENTS’ ACADEMIC DEBTS
В работе рассмотрена проблема академических задолженностей у студента, опи- сан логико-структурный подход к её анализу. Дерево проблем позволяет системати- зировать представление о причинах появления длительных задолженностей, а так- же построить дерево целей, включающее в себя формулировку целей и задач, на- правленных на ликвидацию проблемы. Дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии.
The paper deals with the problem of students’ academic debts and describes the logical structural approach for their analysis. The problem tree allows us to systematize the pre- sentation about the reasons of students’ prolonged academic debts, and helps us also build the goals tree to eliminate this problem. The tree of goals is closely linked to each other long-term goals and specifi c objectives at each level of hierarchy.
Ключевые слова: академическая задолженность, проблема, логико-структурный подход, дерево проблем, дерево целей.
Key words: academic debt, problem, logical structural approach, problem tree, tree of goals.
Обучение в любом образовательном учреждении предполагает опреде- лённый набор контрольных мероприятий, в том числе констатирующих факт освоения учебного материала или наличие умений, необходимых для успеш- ного выполнения того или иного вида деятельности. Такая констатация яв- ляется итоговым контролем по дисциплине, модулю, виду деятельности и может быть организована в различных формах, но она обязательно пери- одична (с периодом – семестр, тетраместр, триместр, четверть и т.д.), и её результаты фиксируются. В случае неудовлетворительной оценки достиже- ний во время итогового контроля у студента появляется академическая за- долженность. Академическая задолженность – явление, которое имеет место в любом вузе и напоминает о себе с той же периодичностью, с которой орга- низован итоговый контроль.
Академическая задолженность – многосторонний показатель. В разре- зе субъектов обучения (преподаватель, студент), можно выделить следующие тезисы, касающиеся наступления события «академическая задолженность»:
1) отражает текущую неспособность студента освоить содержание дисциплины или другого вида работы;
2) является преходящей – задолженность можно ликвидировать.
В разрезе образовательной среды академическая задолженность пози- ционируется следующим образом:
1) является одним из показателей качества обучения по дисциплине
(у преподавателя);
2) формирует статистику успеваемости групп студентов (академиче- ских групп, в целом по факультету, вузу);
3) входит в состав аккредитационных и аттестационных показателей вуза;


105
4) фиксируется однажды, при этом исправление задолженности (а также динамика исправлений) в исходящие статистические данные не вклю- чается.
Таким образом, появление академической задолженности долгосрочно влияет на вуз и краткосрочно (до момента её исправления или отчисления студента) – на студента.
Наличие большого количества академических задолженностей может весьма негативно сказаться как на студенте, так и на его образовательной среде. При этом опасность представляет длительная – долгое время не ликви- дируемая академическая задолженность чревата изменениями в негативную сторону мотивации обучения как самого задолженника, так и окружающих его студентов («дурной пример заразителен»). Кроме того, такая задолжен- ность документально фиксируется по окончании каждого семестра (тетраме- стра) обучения, снижает общие показатели качества обучения, сам же факт ликвидации длительной академической задолженности зачастую не означа- ет качественного освоения дисциплины или вида работы.
Системный анализ причин появления и накопления большого количе- ства академических задолженностей позволит сформировать программу или концепцию работы со студентами-должниками с целью исправления ситуа- ции [3, c. 45]. Подобную задачу можно решить методами логико-структурного подхода, который объединяет анализ проблем, целеполагание разной степе- ни детализации, проектирование комплекса мероприятий, направленных на реализацию целей [2; 7, c. 6].
Логико-структурный подход предполагает два этапа (фазы):
1) аналитический, включает [2]:

анализ сторон – идентификацию заинтересованных сторон, их основных ключевых проблем, ограничений и возможностей;

анализ проблем – формулировку проблем, определение причин- но-следственных связей и построение дерева проблем [1, c. 9];

анализ целей – выделение целей из проблем, группировку целей, определение стратегии по достижению целей;
2) планирования, включает разработку [4]:

логической структуры проекта, проверку его внутренней логи- ки, а также формулирование цели в измеримых величинах и оценку требуе- мых ресурсов;

плана деятельности, определяющего последовательность и взаи- мозависимость действий, оценку их продолжительности, разбиение работ на этапы и распределение ответственности;

ресурсного плана, вырабатываемого на основе плана действий и предполагающего детальный анализ расходования ресурсов и бюджета про- екта.
Очевидны следующие заинтересованные стороны в проблемном поле академической задолженности: студент, преподаватель, куратор (тьютор), образовательная среда (вуз, в первую очередь в лице администрации факуль- тета), родители (законные представители) студента. Можно определить ещё несколько сторон, например, орган местного военного управления (военко- мат), потенциальные работодатели, но эти стороны являются внешними по отношению к образовательной среде и заинтересованы не столько в пробле- ме, сколько в её конкретных результатах (сколько юношей было отчислено или сколько выпускников не поступит на рынок труда по причине неуспева- емости).
У всех заинтересованных сторон проблемная ситуация возникает в связи с наличием у студентов академических задолженностей. При разра- ботке комплекса мероприятий – проекта, направленного на исправление проблемной ситуации, указанные стороны будут целевыми группами тако- го проекта.


106
Студенты, преподаватели, кураторы, вуз и родители студента имеют, таким образом, общую проблему, решение которой ограничено во времени
(согласно нормативной базе вуза, занятости студентов и преподавателей и т.п.), а также имеет ограничения интеллектуального и мотивационного ха- рактера. Возможности решения проблемы заключаются в управляемости студента и преподавателя как части образовательной системы, а также в по- тенциальных возможностях родителей создать студенту условия, стимулиру- ющие к ликвидации академических задолженностей.
Стремление к некой цели (желаемому будущему) является косвенным признанием того, что сохранение существующего положение вещей неже- лательно или, иными словами, что существует некая проблема в настоящем времени [3, c. 15]. Первым этапом постановки целей в этой связи становится выявление проблемы [2].
Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий раз- решения, задача, подлежащая исследованию [6]. Описание проблемы вы- ражает негативное отношение к сложившейся ситуации. Анализ проблем устанавливает причинно-следственные связи между разнообразными про- блемами. Цель такого анализа в логико-структурном подходе состоит в полу- чении общего, по возможности согласованного представления о ситуации и структуризации выявленных проблем в форме дерева проблем – иерархиче- ского расположения проблем [2, 5].
Отталкиваясь от следующей формулировки проблемы: «Длительная академическая задолженность студента по дисциплине», построим дерево проблем (рис. 1), в котором отразим причины появления длительной (дол- гое время не ликвидируемой) академической задолженности у студента.
Видим, что следствия проблемы имеют разный масштаб и характер проявле- ния: изменения на уровне характеристик личности (самооценка студента) до масштаба вуза (потеря контингента), от трудно или неизмеряемых (негатив- ный имидж) до совершенно чётко выраженных количественно (размер став- ки преподавателя).
Непосредственное взаимодействие, результатом которого может яв- ляться возникновение академической задолженности, происходит между студентом и преподавателем, поэтому в дереве причин выделены моменты, прямо зависящие от преподавателя.
Причины и предпосылки проблемы делятся на три группы:
1. Низкая (или непознавательная) мотивация. Чаще всего к появле- нию академической задолженности приводит отсутствие желание учиться или общаться с преподавателем. Являясь проявлениями мотивации, негатив- ной с точки зрения рассматриваемой проблемы, эти явления усиливают не- желательные изменения в мотивах студента – имеет место быть так называ- емый усиливающий цикл обратной связи [3, с. 62]: чем больше задолженно- стей, тем меньше желания их исправить. Причинная ветка мотивации самая большая, представляет собой комплекс причин личностного, внешнего ха- рактера, а также причин снижения/изменения мотивации, связанных с осо- бенностями взаимодействия. У конкретно взятого студента набор причин изменения мотивации по отношению конкретной дисциплине/ виду деятель- ности – свой, отличающийся от причин другого студента. Также и причины, источниками которых является преподаватель, не наблюдаются повсемест- но, но там, где они встречаются, они порождают академические задолженно- сти (например, неспособность преподавателя заинтересовать студентов, свя- зать содержание обучения с жизнью, профессией, неумение разъяснить или организовать учебный процесс).
2. Отсутствие (или недостаточность) возможностей для ликвида-
ции задолженностей. Эта группа причин связана по большей части с об- стоятельствами, на которые студент может повлиять незначительно, за ис- ключением личной занятости вследствие участия в большом количестве внеучебных мероприятий. В этой связи важным обстоятельством, влияющим


107
Рис. 1. Дерево проблемы «Длительная академическая задолженность студента по дисциплине»
Изменение ставки преподавателя
Уменьшение учебной нагрузки
Отчисление
Задолженности за разные курсы
Привычка к академическим задолженностям
Снижение самооценк и студента
Снижение успеваемости по другим дисциплинам
Потеря контингента
Низкие показатели качества обучения
Снижение темпов и эффективности развития студентов
Негативный имидж студента, факультета, преподавателя
 семейные обстоятельства;
 внеучебная занятость;
 занятость вне вуза
2. Отсутствие
(недостаточность)
возможностей
для ликвидации
2.1. Личная занятость
2.2. Недоступность преподавателя, статичность взаимодействия с ним
 невовлечённость студента в профессионально ориентированную деятельность;
 профессиональная незаинтересованность;
 профессиональная непригодность
1. Низкая мотивация
(или непознавательная)
1.1. Не сформировано профессиональное самоопределение
предпосылки и проявления:
1.2. Меры стимулирующих воздействий не актуальны для студента
1.3. Личное равнодушие
(инертность) к учебе
1.4. Отсутствие инструмента публичного признания личных успехов
1.5. Опыт неуспешной
«пересдачи»
 страх, неуверенность в себе;
 особенности взаимодействия с преподавателем
3. Недостаточность
ресурсов для
ликвидации
задолженности
Проблема: длительная академическая задолженность студента по дисциплине
1.6. Незаинтересованность преподавателя в успеваемости студента
1.7. Недостаточная квалификация преподавателя
 недифференцированность требований преподавателя по дисциплине;
 слабая подготовка студента
предпосылки и проявления:
2.3. Недоступный
(недостаточный) уровень требований
 нет оперативной связи с преподавателем;
 большая занятость преподавателя;
 неконструктивное отношение преподавателя
предпосылки и проявления:
3.4. Недостаточно материальных ресурсов у студентов
3.3. Слабая подготовка студентов
3.2. Недостаток времени на подготовку
 задержка в издании учебно-методических материалов.
3.1. Недостаток учебной и методической литературы по дисциплине
предпосылки и проявления:
предпосылки и проявления:
предпосылки и проявления:


108
на успеваемость студентов, выступает индивидуальный подход к обучению, дифференциация требований в зависимости от способностей студента. Лич- ная занятость студента также может привести к появлению академических задолженностей просто в силу отсутствия оперативной связи с преподавателем, невозможности согласовать время встреч вне расписания занятий группы.
3. Недостаточность ресурсов для ликвидации задолженности. Пе- реход к компетентностной модели обучения требует смещения акцентов и иного подхода в разработке учебно-методической литературы. Невзирая на широкие возможности доступа к информационным ресурсам, размещённым в сети Интернет, потребность в специализированной учебно-методической литературе сохраняется. Задержка в издании учебно-методических мате- риалов, подготовленных силами преподавателей вуза, только обостряет эту проблему. Важным ресурсом выступает время на подготовку, которое может быть ограничено в силу личной занятости (например, когда у студентки но- ворождённый ребёнок). Интеллектуальные способности студента в целом, в том числе та база, с которой он приходит в вуз, – тоже ресурсы, и их тоже мо- жет быть недостаточно. В ряде случаев недостаток других (как правило, мате- риальных) ресурсов может повлиять на появление академической задолжен- ности (например, невозможность приехать из населённого пункта района).
Дерево проблем позволяет систематизировать представление о причи- нах появления длительных задолженностей, а также построить другое дере- во – дерево целей, включающее в себя формулировку целей и задач, направ- ленных на ликвидацию проблемы [1, c. 5; 5].
Дерево целей [5] – иерархическая система целей, построенная методом декомпозиции целей организации или проекта на цели по уровням иерархии до уровня прикладных, строго рефлексируемых и измеряемых целей, форму- лируемых как задачи с их привязкой к исполнителям и ресурсному обеспече- нию. Дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и кон- кретные задачи на каждом уровне иерархии. Нижний уровень дерева целей определяет систему текущих, оперативных задач организации или проекта, которые обуславливают требуемый объём ресурсов, распределение ответ- ственности по решению задач за подразделениями организации или участ- никами проекта (рис. 2) [7, c. 17].
Нужно помнить, что формулировки целей и задач должны соответство- вать следующим отличительным признакам:
1) реальность – возможность достижения в рамках заданных финан- совых и физических ресурсов и предусмотренного периода времени;
2) определённость – условие, при котором всякое продвижение впе- рёд на пути к цели может быть отнесено к проекту, а не к какой-либо иной причине;
3) измеримость – возможность количественной оценки достижения цели, приемлемые затраты.
Аналитический этап логико-структурного подхода в отношении про- блемы «Длительная академическая задолженность студента по дисциплине» позволил выстроить целевую систему, определить конкретные направления работ по ликвидации длительных и предотвращению появления академиче- ских задолженностей.
Основным результатом этапа планирования работ по решению пробле- мы выступит логико-структурная матрица (схема), которая является главным продуктом применения логико-структурного подхода [2]. Логико-структурная матрица задаёт и отражает логику проекта. Вертикальная логика устанав- ливает, что проект намеревается делать, проясняет причинно-следственные связи и выявляет важные допущения и неопределённости, лежащие за пре- делами контроля менеджеров проекта. Горизонтальная логика связана с из- мерением эффективности проекта и затраченных проектом ресурсов через спецификацию важнейших показателей и средств, с помощью которых пока- затели будут измеряться.