Файл: Отчет по учебной практике ознакомительная практика семестр Обучающийся.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Направление подготовки /специальность: 44.03.01 Педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки /специальности)
Профиль/специализация: Психология и педагогика начального образования
(наименование профиля/специализации)
Форма обучения: заочная
(очная, очно-заочная, заочная)
Отчет
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Ознакомительная практика
__ семестр
Обучающийся | | | |
| (ФИО) | | (подпись) |
Ответственное лицо от Профильной организации | | | |
М.П. (при наличии) | (ФИО) | | (подпись) |
Москва 2022 г.
Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики
№ п/п | Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи |
Кейс-задача № 1 | Кейс-задача № 1 1. Выделите предпосылки и периоды создания системы внешкольного образования. Предпосылками для этого стали: — в социально-политическом плане: отмена крепостного права, в результате чего на рынке труда появилось большое количество рабочей силы, нуждающейся в подготовке к работе на производстве; — в социокультурном плане: кризис образования, возникший на «стыке» демократизации общества и консерватизма государственной системы образования. Исследователями выделяются хронологические периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования. По мнению исследователей, этими периодами являются временные отрезки: конец XIX– начало XX века, 20-30-е годы XX века, 40-80-е годы XX века и период с 1992 года по настоящее время. 2. Что лежало в основе системы внешкольного воспитания?
3. Чем вызвана необходимость преобразования системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования? Преобразование внешкольной работы в систему дополнительного образования детей происходило в несколько этапов:
4. В чем основные отличия системы дополнительного образования детей от системы общего образования? Дополнительное образование - в условиях дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам». - использование авторских учебных программ. - реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога. Основным отличием дополнительного образования от общего является свободный выбор ребенком вида занятий и отсутствие обязательных программ. 5. Каковы предмет, цели и задачи дополнительного образования детей? Объектом дополнительного образования является система дополнительного образования, а его предмет постоянно модифицируется в зависимости от научных или педагогических целей субъектов ДО (к примеру, это могут быть мотивы деятельности, виды деятельности, субъект-объектные взаимоотношения и мн. др.). Цель дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка. Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами: – создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей; – воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства; – развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства; – раскрытие и реализация творческого потенциала педагога. Иными словами, педагогика дополнительного образования детей занимается обоснованием целей, проектированием содержания, исследованием и обоснованием функций, педагогических принципов, закономерностей, критериев эффективности системы, определением форм, методов обучения и воспитания, в том числе на стадии ранней профессионализации детей, педагогических технологий дополнительного образования, методического и психологического сопровождения, разработкой систем управления и мониторинга. |
Кейс-задача № 2 | Кейс-задача № 2 Задание 1. Представить характеристику - организационно-правовой формы учреждения Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №155 имени Героя Советского Союза Ковшовой Натальи Венедиктовны» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Задание 2. Представить характеристику - сфера деятельности учреждения; Общеобразовательное учреждение, которое отвечает за три ступени среднего образования детей: начальное, основное и полное. Задание 3. Представить характеристику услуг, работ учреждения; Учреждение оказывает бесплатные услуги в области среднего образования детей: начальное, основное и полное, а также следующие виды платных услуг:
Задание 4. Представить характеристику - деятельности учреждения; 2022-2023 учебном году в МАОУ "Лицей № 155" функционирует 65 класс-комплектов: первый уровень (начальное общее образование) - 26 класса, второй уровень (основное общее образование) - 30, третий уровень (среднее общее образование) – 8 классов. По состоянию на 1 сентября 2022 года численность обучающихся по школе - 1971 человек, в том числе: начальное общее образование – 875 чел. основное общее образование – 884 чел. среднее общее образование – 212 чел. Школа работает в две смены при пятидневной рабочей неделе. 1 смена - с 8.00 до 13.00, 2 смена - с 14.00 до 19.00. 1 смена – 1 классы, 3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 4б, 4д, 5 классы, 9-11 классы 2 смена – 2 классы, 3и, 3т, 4а, 4в, 4г, 4и, 6-8 классы. В 1-х классах применяется ступенчатый метод постепенного наращивания учебной нагрузки: 3 урока - в сентябре-октябре, 4 урока – в ноябре-декабре по 35 минут, с января – 40 минут. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Дополнительные недельные каникулы для первоклассников будут организованы в середине третьей четверти. Продолжительность перемены между уроками составляет 10 минут, большая перемена (после 2 или 3 урока) – 20 минут. Задание 5. Представить характеристику - организационной структуры учреждения Структура и органы управления образовательной организацией Структура государственно-общественного управления в МАОУ "лицей № 155" в условиях введения ФГОС основного общего образования Методические структурные подразделения школы: 1. Методический совет. 2. Методические объединения учителей: русского языка и литературы (руководитель - Жолудь И. А.), математики (руководитель - Нугуманова А. Н.), информатики и ИКТ (руководитель - Бикбаева Г. М.), естественно-научного цикла (руководитель - Баширова З. А.), истории и обществознания (руководитель - Самосенко М. А.), начальных классов (руководитель - Москаленко Н. В.), физической культуры (руководитель - Арсланова Г.Ф.), башкирского языка (руководитель - Мирхайдарова Г. Р.), иностранных языков (руководитель - Кузнецова О. М.), творческо-развивающего цикла (руководитель -Кобякова Е. С.). |
Кейс-задача № 3 | Кейс-задача № 3 Задание 1. Представить характеристику функций организации учреждения; 1 Предметом деятельности образовательного учреждения является осуществление образовательного процесса, то есть реализация одной или нескольких образовательных программ, обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся. Основной целью деятельности учреждения является обеспечение условий эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование общей культуры личности обучающихся на основе условия обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Задание 2. Представить характеристику педагогического состава учреждения; В лицее сплоченный коллектив, который возглавляет директор лицея Отличник образования Республики Башкортостан, Почетный работник общего образования и воспитания Российской Федерации Дмитриева Марина Владимировна. Заместители директора Горосиди Е.К., Суханова О.А., Матюшина А.В., Шобухова Т.Л., Кукунина Ю.В., Булатова Э.Н., Шарипова Л.С. В лицее работают 86 педагогов: с высшим образованием — 78 с высшей категории — 58 с первой категории — 10 1 Почетный работник общего образования Российской Федерации: учитель химии Мусина Ризида Разифовна 2 Почетных работника общего образования и воспитания Российской Федерации: директор Дмитриева Марина Владимировна; учитель русского языка и литературы Данилина Альбина Рафаиловна 7 Отличников образования РБ: директор Дмитриева Марина Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель информатики Матюшина Анна Владимировна, учитель начальных классов Корытникова Марина Сергеевна, учитель русского языка и литературы Жолудь Ирина Анатольевна, учитель физической культуры Орехов Александр Владимирович; учитель биолгии Комарова Лариса Ягангировна, учитель истории Станишевская Татьяна Викторовна. 5 победителей ПНПО "Лучшие учителя": учитель химии Мусина Ризида Разифовна, учитель истории Самосенко Марина Анатольевна, учитель информатики Чернова Галия Камилевна, учитель биологии Баширова Зиля Аухатовна, учитель английского языка Кузнецова Ольга Михайловна; 5 учителей, награжденные почетной грамотой МО РФ: заместитель директора по УВР, учитель английского языка Горосиди Елена Константиновна, учитель химии Мусина Ризида Разифовна, учитель истории Самосенко Марина Анатольевна, учитель английского языка Кузнецова Ольга Михайловна, учитель музыки Кобякова Елена Сергеевна; Задание 3. Описать современные подходы, методы, инструменты педагогической деятельности педагога. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: - концептуальность; - системность; - управляемость; - эффективность; - воспроизводимость. Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса; - взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части: 1. концептуальная основа - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. 2. cодержательный компонент обучения - это цели: общие и конкретные, а также содержание учебного материала. 3. процессуальная часть - технологический процесс представлен системной совокупностью следующих элементов: - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности учащихся; - методы и формы работы преподавателя; - деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса; - сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней. Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию (ПТ) можно представить следующей формулой: ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения. Организация и реализация этого процесса зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся: - принцип научности и доступности обучения; - принцип системности обучения и связи теории с практикой; - принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя; - принцип наглядности; - принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. В образовательной практике ставятся и достигаются разнообразные цели, решаются многие задачи с опорой на различные методы, методики и технологии. Объясняется данный факт тем известным обстоятельством, что для достижения одной и той же цели можно использовать разные технологии, методы или приемы, средства или процедуры, применение которых, однако, может дать разный эффект, потребует больших или меньших временных, человеческих или материальных ресурсов и затрат. Метод - совокупность приемов или операций практического, или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Метод имеет определенную структуру, адекватно которой выполняются действия, применяемой в образовательной практике (технологии тренинга, игровые, диалогические технологии). Метод (проблемный метод, метод диалога, метод сотрудничества, тренинг и т.д.) определяет конкретную форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, общения, развития). Метод может определять форму организации деятельности субъектов образовательного процесса в рамках создаваемой и применяемой технологии для тех или иных целей (обучения, общения, развития и т.д.). Методика выступает организующим началом в построении профессионально-педагогической деятельности педагога. Она описывается, как правило, без учета механизмов и закономерностей, лежащих в основе достижения цели с ее помощью. В отличие от педагогической технологии, основанной на прогностическом знании о механизмах получения желаемого результата, источником появления новой методики чаще всего является обобщение положительного инновационного практического опыта конкретных носителей того или иного способа педагогической деятельности. Эффективность конкретной методики зависит от степени ее технологичности, т.е. от способности вызывать нужный, желаемый, заранее спланированный педагогический результат. Технология – поэтапная реализация того или иного метода или принципа с помощью определенных форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологии его реализации. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. Задание 4. Раскройте технологию работы над образовательной программой учреждения. Умение самостоятельно разрабатывать программы обучения - это одно из важных требований к современному преподавателю. Современный педагог должен ориентироваться в учебном материале, методической литературе, системе образования, социально-культурной ситуации. Все это является необходимой базой для разработки образовательных программ. Образовательная программа – это способ и средство осмысления преподавателем целей, задач, форм и методов образования. В ней выражается умение выбирать главное и на нем сосредоточиться, отсекая все побочное и второстепенное, умение дозировано преподносить учебный материал с целью наиболее полного его усвоения. Этапы разработки образовательных программ Предлагаемая технология разработки образовательных программ включает в себя пять основных этапов: 1. Сбор и изучение информации 2. Отработку структуры и содержания (пояснительная записка, цели и задачи, учебно-тематический план, содержание разделов и тем, методическое обеспечение, литература) 3. Формирование текста 4. Защиту и апробацию в образовательном пространстве учебного заведения 5. Экспертизу Современное образовательное пространство достаточно насыщено всевозможной методической, научной, педагогической литературой. На сегодня эта насыщенность такова, что в ней может потеряться любой, даже грамотный педагог. Разработчику образовательных программ необходимо как можно точнее определить тот круг информации, который, не уводя в сторону от проблемы, станет опорой при разработке программы. Помимо этого, необходимо умение отсечь все, что выходит за пределы разумной достаточности. Педагог, работающий над образовательной программой, как бы создает собственное информационное пространство, анализирует его и структурирует по содержанию и в логике выбранной темы. Источниками информации для разработки образовательных программ могут выступать: - Книги, периодическая печать, нормативные документы, образовательные программы; - Интернет, ЦОР; - Коллеги, родители, администрация учреждения, воспитанники и т. д. - Традиции образовательного учреждения, его культура, его менталитет; - Собственный педагогический опыт и теоретические знания, опыт других преподавателей. Каждый из этих источников несет в себе специфическую информацию, вследствие чего желательно, чтобы при разработке образовательных программ преподаватель использовал их все в той или иной мере. В книгах сосредоточен пласт базовых знаний, которые необходимо либо получить, либо освежить в памяти, либо сопоставить со своим опытом. В периодической печати публикуется текущая информация, по которой можно сделать срез состояния той или иной проблемы сегодня. Изучая периодическую печать, разработчик образовательных программ погружается в современное образовательное пространство, что поможет ему найти в нем свое место. Знание нормативно-правовых документов обязательно для преподавателей вообще, не только при разработке образовательных программ. Необходимо осознать, что без этих знаний преподаватель рискует тем, что его программа окажется «мертвой», не реализуемой в конкретных условиях. Очень полезно изучить все возможные аналогии уже существующих программ, близких по тематике к разрабатываемым, сравнить их по содержанию, качеству учебного материала, структуре. При разработке образовательных программ важно суметь организовать конструктивное профессиональное общение с коллегами, которые могут выступить либо в качестве оппонентов, либо оказать профессиональную поддержку. Общение с родителями и воспитанниками необходимо с целью получения первичной информации о запросах, потребностях, пожеланиях основных адресатов любой образовательной программы. Чем полнее будет полученная из уст воспитанников и родителей информация, тем актуальнее может стать разрабатываемая программа, тем точнее будет ее направленность. Информационное взаимодействие с администрацией поможет лучше сориентироваться в образовательном пространстве учебного заведения, соотнести задачи разрабатываемой программы с задачами и миссией своего образовательного учреждения, определить и конкретизировать место своей программы в образовательном поле учебного заведения. Акцентировка внимания на традициях учебного заведения, его менталитете, культуре необходима для более гибкого вхождения образовательных программ в структуру учебной деятельности образовательного учреждения и признания ее коллегами. Использование информации о традициях учебного заведения поможет преподавателю избежать негативного отношения к его программе, что так нередко наблюдается в педагогической среде. Безусловно, работая над образовательной программой, педагог будет постоянно обращаться к своему опыту и знаниям, которые являются для него первоосновой. Это индивидуальный опыт и можно рассматривать как ценнейший элемент дальнейшего развития образования. Важно, чтобы преподаватель сумел сам его обобщить и систематизировать, сумел изложить на бумаге и сделать тиражируемым. Получив, таким образом, информацию из разных источников для дальнейшей работы над дополнительной образовательной программой, необходимо систематизировать ее и затем системно изучить. В качестве основания для систематизации информации может выступить требование, чтобы программа разработана на высоком теоретическом и методическом уровне. Отсюда следует, что всю информацию можно систематизировать следующим образом: - научная информация (концептуальная); - общепедагогическая информация; - методическая информация; - практическая информация. Использование научной информации в процессе работы над дополнительной образовательной программой необходимо с точки зрения обоснования концептуальных положений образовательных программ. Без знания научной информации дополнительная образовательная программа может оказаться неактуальной и слабо востребованной. Любой педагог общеобразовательной школы в той или иной степени ориентируется в литературе общепедагогической направленности. Педагогические знания - это фундамент, на котором можно выстраивать специфику своей работы, что общепедагогические принципы и законы первичны, а специфика вторична. Изучив блок общепедагогической информации, преподаватель сможет избежать ряда ошибок, более логически и упорядоченно изложить свои мысли. Специализированной педагогической информацией традиционно пользуются практически все преподаватели, и это вполне оправдано. Это тот круг информации, в сфере интересов которого находится и разрабатываемая дополнительная образовательная программа. Методическая информация дает возможность педагогу выяснить специфические вопросы, связанные с тем, как преподавать тот или иной предмет, эта информация погружает в узко профессиональную сферу. Структура программы Структура программы Содержание структурных компонентов программы 1. Титульный лист Информация, содержащаяся на титульном листе: • полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа; • название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть); • данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность); • название населенного пункта, в котором написана программа; • год написания программы; • ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения; • дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации; • возраст детей, на который рассчитана программа; • срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана) 2. Пояснительная записка В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, характеризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки. 1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются: • ее актуальность и практическая значимость для обучающихся; • связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности; • вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская); • новизна (для программ, претендующих называться авторскими). 2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель-это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т. п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач: обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т. п.); воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.); развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т. д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии). Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами. 3.Описывая особенности программы, следует отразить: • ведущие идеи, на которых она базируется; • ключевые понятия, которыми оперирует автор; • этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь. 4.В пояснительной записке отмечаются: • основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа; • особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный). 5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать: • общее количество часов в год; • количество часов и занятий в неделю; • периодичность занятий. 6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует: • сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т. е. важно четко описать, что он должен знать и уметь); • перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий; • дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т. п. 3. Учебно-тематический план (по годам обучения) Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу ) Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы . 4. Содержание программы В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает: • указать ее название; • перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы; Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет. 5. Методическое обеспечение программы (частично может быть описано в пояснительной записке). В этом разделе программы необходимо: • кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые планируются по каждому разделу: индивидуальные и групповые, практические и теоретические; • отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно пояснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий; • описать основные методы организации образовательного процесса; • перечислить используемые дидактические материалы; • дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических и прочих). 6. Литература Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного; во второй - литературу для учащихся. Таблица Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 2 раза 2 часа 72 часа 2 часа 2 раза 4 часа 144 часа 2 часа 3 раза 6 часов 216 часов З часа 2 раза 6 часов 216 часов 3. Формирование текста образовательных программ Текст образовательных программ должен быть изложен простым и ясным языком, в то же время он не должен стать бытовым, упрощенным и примитивным. Многое зависит от типа образовательной - программы и того учебного материала, который в ней заложен, от его конкретного назначения. В тех случаях, когда учебный материал нацелен на формирование понятий, характеризует теории, используют терминологический аппарат и язык науки. Когда же учебный материал служит конкретизации, объяснению, широкому обобщению, тогда, максимально должны быть использованы все богатства естественного языка. Второй вопрос, возникающий при формировании текста - это вопрос логичности изложения. Последовательность изложения - это необходимый логический инструмент реализации принципов дидактики, это составная часть организации усвоение учебного материала, следовательно, она изначально должна быть заложена в образовательные программы. Последовательность изложения является методическим средством формирования у обучающихся умения строить четкий план решения многообразных учебных задач. Таким образом, работая над формированием текста образовательных программ, необходимо иметь в виду как минимум два фактора: ясность и конкретность языка изложения и логичность в подаче текста. 4. Защита образовательной программы Защита образовательных программ - законодательный акт, в результате которого разработчик либо получает возможность внедрять программу в работу либо эта программа по каким-то причинам отклоняется. Защита образовательных программ проходит на заседании методического совета. Во время защиты разработчик коротко излагает суть образовательной программы, цель ее создания, отличия от уже имеющихся, преимущества данной образовательной программы перед другими, отвечает на вопросы коллег. Затем присутствующие на защите специалисты проводят обсуждение образовательной программы. При этом обязательному анализу должны подвергаться весь предлагаемый для изучения материал, последовательность его изложения, объем. На педагогическом совете дается заключение о целесообразности внедрения в практику работы и оформляет это решение протоколом. Возможен вариант, когда разработчику делают принципиальные замечания и предлагают доработать программу с учетом высказанных мнений. 5. Экспертиза образовательных программ Это проверка на соответствие дополнительных образовательных программ государственному стандарту. Делается она экспертным советом, который сформирован образовательным учреждением. В экспертизе образовательных программ принимает участие не менее двух человек, каждый из которых дает письменное заключение о возможности внедрения образовательной программы в практическую деятельность и ее соответствии государственному стандарту. Образовательная программа, успешно прошедшая защиту и получившая положительную экспертную оценку, может быть принята для реализации ее практической деятельности. Задание 5. Какую классификацию образовательных программ дошкольного образования вы знаете? Классификация - это система, по которой что-нибудь классифицировано. Таким образом, классификация программ - это система, по которой программы распределяются по группам на основании каких-либо признаков. Классификация программ По степени авторства (Буйлова Л.Н., Кочнева С.В.) Типовая (примерная) программа – программа, утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности. Модифицированная (адаптированная) программа – программа, измененная с учетом особенностей организации и содержания образования (формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания); коррективы вносятся педагогом, не затрагивая основных закономерностей, концептуальных аспектов, традиционной структуры образовательного процесса. Экспериментальная программа – программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Авторская программа – программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Авторская программа, рассмотренная методическим советом учреждения, должна содержать гипотезу и её концептуальное обоснование, быть актуальной и иметь не менее 70 % новизны в своем содержании. Статус авторской может быть присвоен образовательной программе, прошедшей через процедуру конкурса авторских программ. По признаку образовательной области. Профильная — программа реализуется в одной образовательной области. Многопрофильная - программа реализуется в нескольким образовательных областях. По признаку направленности деятельности. Направленность - это целеустремленная сосредоточенность на чем-нибудь мыслей, интересов. Деятельность - это занятие, труд. Таким образом, направленность деятельности программы это сосредоточенность ее содержания на занятиях с детьми в какой-либо определенной сфере образовательного процесса. В учреждении дополнительного образования могут быть реализованы образовательные программы следующей направленности деятельности: • художественно-эстетической; • физкультурно-спортивной; • туристско-краеведческой; • социально-педагогической; • спортивно-технической; • эколого-биологической; • военно-патриотической; • научно-технической; • культурологической; • естественнонаучной. По уровню освоения. Уровень - степень величины, развития чего-нибудь. Освоить - вполне овладеть чем-нибудь (С. И. Ожегов.). Таким образом, классификация программ по уровню освоения определяет степень овладения обучающимися содержания образования, заложенного в программу. Образовательные программы общекультурного уровня освоения. Реализация образовательных программ общекультурно-ознакомительного уровня освоения предполагает удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в определенной образовательной области, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности в освоении программы; конечный результат предполагает базовый уровень образованности. Образовательные программы углубленного уровня. Реализация образовательных программ углубленного уровня освоения предполагает достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, расширение базового компонента образования до уровня совершенствования деятельности и мастерства в выбранном виде деятельности и начальной допрофессиональной подготовки. Образовательные программы профессионально-ориентированного уровня освоения. Реализация образовательных программ профессионально-ориентированного уровня освоения позволяет детям знакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности людей, выявить свои личностные возможности и определиться в выборе профессии; предусматривает достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной области. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности. Интегрированная программа - это программа, отражающая содержание и процесс образования по нескольким взаимосвязанным направлениям деятельности. Модульная программа - это программа, по способу организации своего содержания составленная из самостоятельных, устойчивых целостных блоков. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав основание для этого, а затем компоновать модули в зависимости от цели исследования. Комплексная программа - это программа совместной деятельности нескольких педагогов, направленная на достижение определенной общей цели средствами содержания и процесса образования по нескольким предметам. Представляет собой определенное соединение отдельных областей, направлений, процессов в некое целое. По признаку возрастного предназначения. Программы делятся в соответствии с психо-физиологическими возрастными особенностями воспитанников. Программы рассчитаны на реализацию с детьми дошкольного возраста (до 7 лет). Программы рассчитаны на реализацию с детьми младшего школьного возраста (7-10лет, 1-4 классы общеобразовательной школы). Программы рассчитаны на реализацию с детьми среднего школьного возраста (10-15 лет, 5-8 классы общеобразовательной школы). Программы рассчитаны на реализацию с детьми старшего школьного возраста (15-18лет, 9-11 классы общеобразовательной школы). По признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы. Ресурсы - средства, запасы, возможности, источники чего-либо. Таким образом, временные ресурсы - это запасы времени, количество времени. Следовательно, классификация программы но признаку временных ресурсов, необходимых для реализации программы, -это распределение программ по группам согласно количеству времени, необходимого для их полной реализации. Сверхкраткосрочная программа - это программа, которая реализуется за промежуток времени не более чем учебное полугодие. Краткосрочная программа - это программа, которая реализуется в течение одного учебного года. Программа средней продолжительности реализации это программа, которая реализуется в течение 2-3 лет обучения. Программа длительной реализации - это программа, которая реализуется в течение четырех лет обучения. |
Перечень локальных актов, требующих корректировки в связи с введением и реализацией ФГОС
1.Устав ОУ
2.Положение об Управляющем Совете ОУ
3.Положение о Педагогическом совете
4. Положение о профессионально-педагогической этике современного учителя.
5.Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся
6.Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
7.Положение о внутришкольном мониторинге системы оценки качества
8.Положения о методическом объединении учителей
9.Положение об учебном кабинете
10.Положение о рабочей программе педагогов
11.Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности
12.Положение об организации внеурочной деятельности
13.Положение об информационно-образовательной среде в ОУ
14.Положение о портфолио учащихся.
15.Положение о портфолио учителя.
16.Положение о совете родителей класса.
17.Положение о совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе.
18.Положение о постановке учащихся и семей на внутришкольный учет.
19.Положение о школьном уполномоченном по правам ребенка.
20.Положение о порядке учета и расследовании несчастного случая с несовершеннолетним.
21.Положение о школьной форме.
22.Положение об организации индивидуального обучения на дому.
23.Положение о классном руководителе.
24.Положение о ведении и проверке дневников.
25.Положение о ведении классных журналов.
26.Положение о порядке ведения ученических тетрадей и их проверке.
27.Положение об оплате труда педагогических работников
28.Положение о надбавках и доплатах работникам ОУ
29.Должностные инструкции работников: заместителей директора, учителя, педагога дополнительного образования, педагога-психолога, учителя-логопеда, классного руководителя, руководителя методического объединения, педагога-организатора.
30.Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения образовательных отношений между ОУ и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся
31.Правила внутреннего распорядка для обучающихся
32. Правила приёма обучающихся
33. Положение о режиме занятий обучающихся
34.Договор с родителями
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей.( Закон «Об образовании РФ» ст.30)
Другие документы
1.Годовой календарный график
2.Дополнительные трудовые соглашения с работниками ОУ, реализующими ФГОС НОО
3. План работы школы
4.План методической работы
5.План работы методического объединения учителей начальных классов
6.План-график повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации ФГОС
7.Решение педагогического совета об:
•утверждении рабочих программ;
•утверждении должностных инструкций;
•утверждении договора с родителями.
8.Модель организации внеурочной деятельности
9.План мероприятий по созданию материально-технических условий реализации ФГОС НОО
10.Договор с учреждениями дополнительного образования
11.Методические рекомендации для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня, родителей первоклассников
12. Проведение диагностического исследования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся начальной ступени общего образования и запросов родителей (законных представителей) в рамках реализации ФГОС
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального и основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС второго поколения
-
включает в себя требования к : -
является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
– условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;