Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
на тему:
«Феномен толерантности в Российском понимании»
Студент:
Зульдис С.В.
Преподаватель:
Петр Николаевич Радченко
Курс: 1
2023
КРУ имени А. Байтурсынова
Оглавление
Структура исследовательской работы 3
Введение 4-5
Раздел I
1.1 Понятие и сущность толерантности 6-8
1.2 Виды толерантности 9-11
1.3 Роль религии в формировании толерантности 11-13
1.4 Плюсы и минуты толерантности 13-15
Раздел II
Соотношение терминов «толерантность» и «терпимость» 15-17
Раздел III
3.1 Понятие и сущность равнодушия 17-19
3.2 Виды равнодушия и в чем оно проявляется 19-21
3.3 Причины равнодушия 21-22
3.4 Проблема равнодушия 22-24
Раздел IV
Связь между толерантностью(терпимостью) и равнодушием 24-25
Заключение 25-26
Литература 27-28
Цель: Рассказать обучающимся о “толерантности”, «равнодушии» и познакомиться с этими понятиями.
Задачи:
-
Изучить информационно – познавательную литературу по данной теме. -
Формировать у обучающихся представление о толерантности и равнодушию. -
Воспитать чувство уважения друг к другу.
Объект: литература по теме
Предмет: равнодушие и толерантность
Методы:
- изучение и анализ литературы - теоретический анализ и обобщение научной литературы
Практическая значимость:
- одним из направлений итогового сочинения 2019-2020 учебного года было направление «Равнодушие и терпимость»;
- личный интерес;
- актуальность темы в современной жизни.
Введение
Проблема равнодушия и терпимости особо актуальна в наше время. Со стороны, казалось бы, что две данные проблемы абсолютно разные, однако между двумя этими понятия есть особая связь. Какая же? Помимо этого, в теме указывалось терпимость равная толерантности. Действительно ли это так? На эти и другие не менее важные вопросы мы найдём ответы далее в нашем исследовании.
Почему именно эта тема была мною выбрана? Поколение с каждым годом все активнее демонстрируют равнодушие ко многим особо важным вещам. Что же касается терпимости, её мы встречаем на улицах не реже. Взрослея, понимаешь, насколько жестоко порой бывает равнодушие. Пожалуй, это самая большая моральная трагедия в нашем веке. Если вспомнить о недавней глобальной проблемы пандемии коронавируса в России, которая распространялась между людьми, группами, странами, то можно подумать, что значительный рост безразличного отношения и поведения людей развивается из года в год, как пережитый нами вирус. Однако мы дождались спада показателей смертей вовремя COVID-19, но, к сожалению, статистика равнодушия лишь набирает обороты. Проблема равнодушных людей действительно приобретает характер пандемии.
Говоря снова о толерантности, она важна сейчас, возможно, даже больше, чем в былые времена. Слово толерантность не всем носителям русского языка известно. Опросы воронежцев о значении слова толерантность сплошь и рядом показывают низкий уровень знания данного слова, а также во многих случаях негативное отношение к слову и даже к тому, кто об этом слове спрашивает: «Мы таких слов не знаем! Они нам не нужны! Не знаем таких слов и не хотим знать!». Также распространено и такое мнение – не надо нам такого иностранного слова, это то же, что терпимость. Благодаря своему исследованию, мне бы хотелось раскрыть смысл и важность слов «толерантность» и «терпимость». Для подрастающего поколения необходимо понять значение и, возможно, поменять свой взгляд на многие вещи. Наша страна Россия - страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Если изучить историю русского этноса, можно заметить, что, помимо восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. История русской культуры невозможно без этнических армян и грузин, греков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских.
Отношения между людьми чаще всего складываются разными образами. Помимо этого, разными образами абсолютно каждый из нас может прожить свою жизнь. Такие понятия, как «равнодушие» и «толерантность» сопровождают человека всю прожитую жизнь. Возникают важные вопросы: почему люди все забывают, думают только о себе, живут только для себя, а иногда причиняют боль другим? Откуда берётся равнодушие ко всем и ко всему: к коллегам, к своему делу, к самой жизни, и что самое удивительное – даже к своим близким и родным людям?
Человеческая жизнь длинная и разнообразная. Не всегда в жизни всё бывает легко и беззаботно, наступят моменты с преградами и трудностями, которые встанут на пути, без них невозможно. Разве можно жить без общества? Нет, ведь человек всегда был частицей общества, его окружают разные люди, поэтому ему необходимо общение. Можно со смелостью «ходить по головам врагов, друзей, родных и чужих». Или же посвятить свою жизнь тому, чтобы уделять внимание, помогать родным и близким, сопереживать своему дому, своему городу и, конечно же, своей стране, в которой вы живете. Значительно часто слышны положительные отзывы о людях внимательных, заботливых и готовых помочь словом и делом.
Раздел II
1.1 Понятие и сущность толерантности
В последнее время понятие толерантность активно используется журналистами, политиками, учеными во всем мире.В числе приоритетов в государственной образовательной доктрине Российской Федерации - развитие толерантной личности.Толерантность считается важнейшим условием социальной защищенности.Программы воспитания толерантных личностей и борьбы с разными видами нетерпимости принимаются сегодня на разных уровнях власти. Таким образом, понятие «толерантность» уже прочно вошло в словарь российского общества, его безоговорочно принимает большая часть населения нашей страны, и толерантность становится неотъемлемым признаком российской жизни, я считаю, что так и должно быть.
Толерантность— социологический термин, обозначающий моральные нормы поведения, определяющиеся терпимостью людей, принятие принципов, веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемое право.
Согласно определению Философского энциклопедического словаря, «Толерантность есть терпимость к разного рода взглядам, обычаям и нравам. Терпимость необходима по отношению к особенностям разных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и это осознание достоверности своей позиции, признак идеологического течения, открытого для всех, не боящегося сравнения с другими точками зрения и не избегающего умственной конкуренции.
После того, как мною было проанализированы несколько словарных толкований понятия терпимость, удалось выделить его этико-нравственный аспект. Он состоит из таких свойств и качеств, как терпеливость, антивраждебное отношение к убеждениям, интересам, взглядам, мнениям и поведению других людей,к тому же, не применяя силы или давление для достижения понимания с обеих сторон и согласования разнообразныхубеждений, позиций и принципов. Однако, несмотря на большое количество значений данного понятия, в общественном представлении наблюдается погружённый в бездеятельное созерцание и пассивный оттенок.
Формирование понятий слов синонимов «терпимость» и «толерантность» длилось на протяжении всех прошедших веков и осуществляется по сей день. Собирается коллекция разных значений, понятие терпимости рвётся соответствовать всевозможной реальности. От слова, произошедшего из латыни, «toleranten образовалось понятие толерантности, которое означает устойчивое и невосприимчивое отношение к внешним изменениям. Однако с годами по разным причинам слово обрело другое значение. Например, в современное время оно понимается как: ценность и общественные установления гражданского общества, которые проявляются в имевшемся праве быть разными для всех людей; создание постоянной гармонии и конструктивного взаимодействия между разнообразными социальными группами; уважение к всевозможным мировым культурам, цивилизациям и народам; готовность к пониманию и взаимодействию с обществом, которые различаются по внешним признакам, разговорному языку, имеющимся убеждениям, традициям и верованиям; умения продуктивного сотрудничества между культурами.
Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
Сущность понятия толерантность:
- принятие разрешённым и равноправным наличия многообразия в мире различных образов мысли, политических, религиозных, этнических и иных взглядов;
- активное признание прав и свобод другого человека, в том числе права за другим человеком на собственные убеждения, права быть иным;
- уважительное терпеливое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению;
- позволение людям открыто выражать свои мысли;
- настроенность на понимание и общение с Другим;
- желание добиться взаимодействия разнородных мнений, интересов, позиций чаще всего методами разъяснения и убеждения;
- воздержание от употребления силового воздействия с целью предотвращения расхождений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей;
- защита ценностей других, признание плюрализма и многообразия современного общества;
- активная жизненная и нравственная позиция самодостаточной личности.
В философии под толерантностью понимается отсутствие монополии на истину, открытость для критики, плюрализм взглядов и мнений.Терпимость как принцип общественного устройства вначале утверждалась как веротерпимость.
Образованию назначена важная роль в процессе формирования толерантного сознания растущего поколения, которое в дальнейшем также окажется инициатором для следующих масштабных или малозначимых изменений в обществе. Именно поэтому одной из главных составляющих, определяющих интеллектуально - личностное развитие учащихся, является готовность и способность человека жить и взаимодействовать в многообразном поликультурном мире, то есть толерантность- это особая характеристика личности.
1.2 Виды толерантности
В психологии возможно выделить большое количество разных типологий толерантности.
Для начала хотелось бы обрати внимание на классификации Г. Олпорта, который выделял 3 вида толерантности:
1. Толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями. Толерантный индивид исходит из того, что «все люди равны»,а групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения.
2. Конформную толерантность, т.е. проявление конформности в контексте этнических проблем.
3. Толерантность как черту характера. Уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе.
Как известно, выделены десять видов толерантности: межличностная, межкультурная, межэтническая, профессиональная, управленческая, межпоколенческая, гендерная, социально-экономическая, межконфессиональная, политическая.
Данные виды можно соединить в три социальных блока:
1) биологически – обусловленный: индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности;
2) культурно-обусловленный: индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии;
3) социально-обусловленный: определяется статусными и позиционными различиями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении.
Г.Л. Бардиер выделил 10 компонентов толерантности: аффективный, конативный, когнитивный, этико-нормативный, потребностно-мотивационный, деятельностно - стилевой, ценностно-ориентационный, идентификационно-групповой, идентификационно-личностный, личностно-смысловой.
Мацковский Михаил Семенович выделял 12 видов толерантности:
-
Политическую – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д. -
Межнациональную – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей. -
Расовую – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу. -
Религиозную – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп. -
Гендерную – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим -
Возрастную – непредвзятость к априорным "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). -
Физиологическую – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д -
Сексуально–ориентационную – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией. -
Образовательную – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот. -
Географическую – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот. -
Межклассовую – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым. -
Маргинальную – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.