Файл: Анализ реструктуризации и перепрофилирования устаревших промышленных территорий в креативные общественные пространства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ реструктуризации и перепрофилирования устаревших промышленных территорий в креативные общественные пространства
Концепция деиндустриализации крупных городов получила в последнее десятилетие довольно широкое распространение. В десятках городов Европы вследствие сокращения производственных мощностей и их перевода в страны с более дешевой рабочей силой возникла проблема «серых поясов» из неиспользуемых промышленных зданий, складских помещений и сопутствующей инфраструктуры.
Целью исследования является исследование и анализ реструктуризации и перепрофилирования устаревших промышленных территорий в креативные общественные пространства.
Для постиндустриальной эпохи характерно инновационное высокоэффективное производство, преобладание которого неизбежно связано с развитием экономики старого производства, что наблюдается на скором развитии предприятий в городах и (или) высвобождении таких предприятий за пределами городов [1]. Это неизбежно приведет к тому, что в медицинских центрах городов неиспользуемые градостроительные резервы. Наличие таких крупных городов создает определенные проблемы, связанные с деятельностью городов.
В научной литературе проблема реконструкции городских промзон рассматривалась учеными в основном с точки зрения архитектуры и строительства (Седин В.Л., Кравчуновская Т.С., Ковалев В.В., Броневицкий С.П. и др.), экономическому аспекту - уделялось меньше внимания.
Зарубежные ученые Пасер Р., Арунинта А., Ха С., Дардья М., Дэвис Т., Марголис К. исследовали понятие «редевелопмент» достаточно широко, как теоретически, так и на примере конкретных городов. За последнее десятилетие стало широко известно о деиндустриализации крупных городов.
В результате сокращения производства, масштабной деградации промышленных территорий с неиспользуемыми зданиями, складами и сопутствующей инфраструктурой. Пространственная структура таких зон требует последовательного преобразования на основе многоцелевого анализа. В этом отношении, необходима работа по реконцепции промышленных зон, их адаптации к современным условиям города и устойчивого развития. Разработка является хорошей практикой во всем мире
[8].
Развитие имеет многогранный эффект: улучшение архитектурно-планировочного развития города, появление новых земельных ресурсов, недвижимости, рабочих мест, преобразование и развитие транспортной сети, сокращение маятниковой миграции, решение экологических проблем и, конечно же, привлечение большого количества туристы.
Характеристика теории потребления должна начинаться с основ. Основным допущением в этой концепции является принцип удовлетворения потребностей.
Он заключается в том, что агент, то есть субъект процедуры потребления, стремится удовлетворить собственные потребности материального и нематериального характера. По сути, процесс получения желаемых благ является основным смыслом экономической деятельности.
Чем лучше субъект преуспевает, тем больше выгода. В свою очередь само понятие выгоды (полезности) играет особую роль в экономике. Это необходимое условие приобретения меновой стоимости, т. е. стоимости. Чем ценнее товар, тем больше будут удовлетворены потребности конкретного человека [5].
Вторым фундаментальным элементом теории потребления является предпочтение. Субъекты сферы потребления имеют личные предпочтения и желания, соответствующие их характеру и личностным особенностям. Все они отличаются друг от друга. Сами предпочтения включены в специальную иерархию. Это говорит о том, что экономические агенты ставят одни блага выше других, то есть придают им повышенную или пониженную полезность. Та же схема применима к комбинациям преимуществ, то есть к группам предпочтений [5]
При исследовании мы используем методы микроэкономики, где необходимо:
-
использовать марксистскую теорию потребления для обобщения опыта практики потребления; -
выяснить место и функции потребления в общественном воспроизводстве; -
повысить сознание людей, чтобы знать и использовать механизм и правила потребления; -
поставить понимание потребления на систематическую, теоретическую и научную основу; -
изучать и заимствовать общую доктрину потребления в стране и за границей; -
лучше освоить и применять правила потребления; -
обеспечить научное обоснование стратегических целей развития народного хозяйства и плана потребления, принципов и мероприятий по реализации этих целей; -
предложить научные основы рационализации производственной и продуктовой структуры народного хозяйства; -
развивать таланты; -
подтолкнуть развитие производительности общества потребления и развитие социальной цивилизации.
В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования городской среды. К ним можно отнести и джентрификацию (приток капиталовложений в уже существующие объекты недвижимости пониженной ценности), и редевелопмент (реконструкция отдельных объектов недвижимости, групп зданий, районов или целых населенных пунктов с целью более эффективного их использования) с целью создания так называемых «творческих» (креативных) кластеров.
Креативные общественные пространства могут стать «точками притяжения» для горожан, где можно проводить время вне дома, а разнообразие типов общественных пространств и представленных функций сделает города более привлекательными не только для жителей, но и гостей города. Чтобы мое креативное пространство соответствовало этому, мне потребовалось понять современные тенденции в формировании креативных пространств в зарубежной и отечественной практике.
Опыт формирования креативных пространств в мире
1. Korjaamo, г. Хельсинки Многофункциональная арт-площадка Korjaamo в Хельсинки, основанная в 2004 году, располагается в бывших ремонтных гаражах трамвайного депо недалеко от центра города. Фабрика культуры – это целый комплекс, состоящий из галереи, театральных и концертных залов, книжных и дизайнерских магазинов, кафе-бара и музея трамваев. Знаменита Korjaamo в первую очередь проведением ежегодного международного театрального фестиваля Stage.
Melkweg, г. Амстердам Знаменитый и весьма популярный в Амстердаме клуб «Melkweg» расположен на канале Lijnbaansgracht, в окрестности от Leidseplein – центральной многолюдной площади загадочной ночной жизни столицы Голландии. Заведение разместилось в здании бывшего молочного завода. В комплекс входят четыре концертных зала, которые ежегодно принимают множество выдающихся и легендарных музыкантов со всего мира. На территории культурного центра имеется кинотеатр, стильный и уютный ресторан и помещение для организации и проведения выставок произведений искусства [3].
59 Rivoli, г. Париж Арт-центр находится в самом центре Парижа в бывшем здании банка. Сейчас в арт-центре располагаются ателье художников и выставочные пространства. Зайти сюда можно бесплатно или за добровольное пожертвование. В Rivoli,59 можно встретить современных художников, понаблюдать за их работой и даже приобрести произведение современного искусства
Таким образом, в мировой практике наблюдается следующие тенденции формирования креативных кластеров:
Размещение их в бывших промышленных объектах. Это связано с потребностями аудитории креативного кластера: сохранением духа и истории места, необходимой планировочной гибкостью и адаптивностью индустриальных зданий, эстетикой их пространства, а также пониженной стоимостью арендуемых площадей на таких объектах;
• Переход от разрозненных публичных пространств к единой системе;
• Разнообразие креативных территорий в разных городах;
• Насыщение места яркими объектами, выявляющими специфику места;
• «Экологически-дружелюбное» место.
В городском развитии современной России кластерный подход к развитию территории находит своё воплощение, прежде всего, в крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге.
Таким образом, были созданы инновационные, пищевые, машиностроительные, научные кластеры. Однако в современных условиях кластерная политика может быть применена и к новым сферам активности людей, что, в свою очередь, приведёт к возникновению новых типов городских пространств как основы устойчивого развития городской территории.
Объекты в РФ:
Хлебозавод 9, г. Москва Креативное пространство на месте бывшего хлебозавода. На территории расположены шоурумы российских брендов, кафе разных кухонь мира, образовательные проекты, офисы креативных компаний и площадки для мероприятий. Здесь можно отдохнуть среди аутентичной авангардной архитектуры, встретиться с друзьями за чашкой кофе, заняться спортом, посетить городской фестиваль или походить по магазинам
ARTPLAY, г. Москва Центр дизайна ARTPLAY известен как первый творческий кластер Москвы. История ARTPLAY началась в 2003 году, а в 2008 ARTPLAY переехал на территорию бывшей промзоны в районе Курского вокзала и сейчас занимает целый квартал общей площадью в 75 000 кв.м., являясь важной частью современного культурного ландшафта столицы. Сейчас здесь работают специалисты из разных творческих областей, проводятся различных выставки, образовательные события. Здесь можно купить дизайнерские изделия, картины, одежду и многое другое.
Севкабель Порт, г. Санкт-Петербург Креативное пространство, на месте которого раньше был знаменитый на всю Россию кабельный завод: сперва мануфактура торгового дома Siemens&Halske, основанная в 1879 году, после национализации 1918 года – “Северный кабельный завод”, а затем – “Севкабель”. Инфраструктура Севкабель Порта продумана для людей любого возраста. Здесь множество точек общественного питания, модных магазинов, детская площадка и студии современного искусства. А главная точка притяжения, набережная с прекрасным и до сих пор недоступным видом на большую воду, мост ЗСД и Морской вокзал, быстро стала одним из самых любимых мест отдыха для жителей и гостей Петербурга.
«Бертгольд-центр», г. Санкт-Петербург «Бертгольд-центр» находится в зданиях бывшей словолитни имени Германа Бертгольда - фабрики по созданию типографских шрифтов для ручного набора. Открылось это пространство в сентябре 2016 года на Гражданской улице, в полукилометре от Сенной площади - с этого момента 6 тысяч квадратных метров постепенно заполняются магазинами, кафе, барами, студиями и творческими площадками. Команда Бертгольд Центра создаёт максимально комфортную инфраструктуру для своих резидентов и разноплановое место для жителей и гостей города, а также реализует идеи организаторов событий и городских активистов. Синергия трёх составляющих вкупе с современным дизайном делает Бертгольд Центр интересным местом для посещения.
Пример.
На участие в программе Rurban Creative Lab по созданию креативных кластеров (совместный проект Агентства стратегических инициатив и ДОМ.РФ) поступило 3339 заявок из 81 региона. Цель проекта - разработать и запустить механизмы преобразования не участвующих в хозяйственном обороте площадок в локации, где сформируются сообщества творчески-ориентированных предпринимателей.
Сегодня в 55 регионах свыше 32 тысяч гектаров промышленных территорий выключены из городской экономики. Там нет людей, нет производств. Как правило, эти локации находятся в центре города, либо в очень удобной доступности. Они могут быть комплексно освоены.
Цветущий квартал вместо ангаров. Еще одна точка на карте Москвы, ожидающая редевелопмента, — промзона Грайвороново . Он занимает 360 га между Рязанским проспектом, грузовыми железнодорожными путями и путями МЦК. Зона разделена на пять проектов редевелопмента, в том числе несколько жилых комплексов с коммунальными услугами и торговыми объектами.
Часть бывшей промзоны превращена в парк с вишневым и яблоневым садами на 7,5 га, а жилой район окружают березы, ясени, сосны и ели. В парке есть амфитеатр и зона для массовых мероприятий, велосипедные дорожки, площадка для настольного тенниса, набережная с беседкой и зона отдыха со скамейками.
Сейчас крупные креативные кластеры работают в 28 городах России, занимая 1,65 млн кв. м. Более половины (59%) таких пространств сосредоточено в Москве, 17% в Санкт-Петербурге.
Таким образом, изучив опыт формирования креативных пространств в России