Файл: Анализ реструктуризации и перепрофилирования устаревших промышленных территорий в креативные общественные пространства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, можно выделить следующие тенденции:
В последнее десятилетие в отношении городского развития всё чаще употребляют словосочетания «творческие индустрии» (creative industries), «творческие кластеры» (creative cluster), «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), вытекающие из общей концепции «креативного города» или «креативного квартала» (creative city) английского социолога Чарльза Лэндри, понимавшего под последним «объединение творческих сил отдельных людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды. В компетенцию творчества, культуры, искусства включаются социальные проблемы, ещё недавно далёкие от этих сфер: безопасность жизни, экология, социальное неравенство, миграция и адаптация национальных меньшинств»
Главной чертой творческих кластеров является общая атмосфера творчества и бизнеса, способствующая производству творческого продукта»
При этом творческий кластер вписывается в общую тенденцию переноса производств за черту города, занимая пустующие помещения [4].
Типичная структура современного «креативного пространства» в Москве и Санкт-Петербурге выглядит следующим образом:
Тем самым становится возможным упомянутое выше «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), находящее выражение в арт-конверсии бывших промышленных объектов и джентрификации территорий внутри города.
Пустующие здания фабрик, газгольдеров, трамвайных депо постепенно превращаются в объекты приложения творческих усилий молодых художников, актёров, писателей. Таким образом, непривлекательные городские территории становятся объектом интереса со стороны молодёжи, инвесторов, малого и среднего бизнеса, превращаясь в творческие кластеры городского развития [3].
Похожие примеры «джентрификации через культуру» можно «обнаружить во многих городах во всем мире, и подобные начинания нельзя не признать эффективными, поскольку они становятся центрами притяжения для проектов дальнейшего развития, создавая месту позитивный, хорошо узнаваемый имидж, что привлекает инвесторов и нужный слой потенциальных клиентов»
Таким образом, творческие кластеры помогают в освоении заброшенных промышленных предприятий и пространств, формируя «бренд» города.
При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что «сегодня редевелопмент промзон в центре Петербурга становится экономически целесообразным, и способным по доходности конкурировать с новыми объектами строительства. Особенно это касается наиболее привлекательных локаций, где практически отсутствуют свободные земельные пятна. Креативная составляющая в подобных проектах имеет огромный потенциал для Петербурга и гармонично вписывается в общую концепцию города как культурной, молодежной столицы».
По итогам проведенного нами исследования «Изучение субкультурной активности молодёжи г. Санкт-Петербурга в контексте развития творческих индустрий» были выявлены (на основании экспертного инвестиционного анализа объектов) и классифицированы наиболее перспективные с точки зрения развития творческих индустрий объекты:
Завод «Красный треугольник»;
Заброшенные цеха ЛМЗ им. К. Либкнехта (минный завод Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов, основанный в 1910 г., был национализирован в 1918 г. и законсервирован)
В 1921 г. стал называться механическим заводом им. Карла Либкнехта. В 1927 г. на его базе был восстановлен Государственный механический завод им. Карла Либкнехта Ленинградского машиностроительного треста); Кожевенный завод имени А.Н. Радищева (заброшенные помещения кожевенного завода в достаточно старом здании.
Четыре этажа, пустующие помещения цехов, мастерские, химлаборатория);
«Ленполиграфмаш» – производственное объединение полиграфического машиностроения (вследствие сокращения объемов производства возможна организация креативного пространства с учетом специфики места и с сохранением особенностей оформления завода).
Холмистое парковое пространство является продолжением бульварного озеленения, которое протянется на 860 метров. В прошлом году вдоль бульвара было высажено более 200 деревьев и 12,5 тысяч кустарников. Весной и летом посетители могут любоваться декоративными вишневыми и каштановыми деревьями, а осенью и зимой сосны и ели усиливают очарование бульвара.
Другие строительные объекты в этой бывшей промышленной зоне включают детские сады, школы, поликлиники, подземный паркинг, многоуровневые гаражи и многоцелевые центры с магазинами, офисами, торговыми объектами и спортивными залами.
Помимо этого выявлено и каталогизировано еще 46 объектов различной степени привлекательности для потенциальных инвесторов, из которых Комитет по инвестициям и стратегическим проектам уже выбрал несколько вариантов (например, помещения следственного изолятора «Кресты»).
Так называемые «творческие кластеры» в отдельных территориях, отданные на откуп активной молодёжи, способны аккумулировать значительные инвестиции в развитие депрессивных и неблагополучных территорий, способствуя их развитию и обогащению социокультурной среды.
Схема социально-экономического развития отдельной территории будет включать в себя следующие этапы:
1. Выявление потребностей молодёжи в сфере социокультурного развития и самовыражения [5].
2. Развитие творческого кластера в рамках территории, поощрение деловой инициативы со стороны местного населения.
3. Развитие вокруг творческих пространств сферы услуг.
4. Регулярное проведение творческих конкурсов, праздников, мероприятий, способствующих формированию благоприятного имиджа (один из ярких примеров – проведение международного артфорума «Петербургские граффити – 2011»).
5. Использование информации о творческом кластере территории в презентационных мероприятиях на деловых встречах и при формировании инфраструктуры деловых контактов на территории региона.
6. Привлечение инвесторов для развития средней и крупной промышленности на территории.
Тем самым будет создана основа не только для развития малого и среднего предпринимательства, но и молодёжной политики, а также повышения уровня безопасности общественных отношений.
Самый важный вопрос в создании креативного кластера — правильный выбор локации. Для размещения креативной площадки подойдут бывшие объекты соцкультбыта или иная подходящая недвижимость с утраченной функцией в центре. При выборе оптимальной локации для объекта, необходимо учесть следующие критерии:
1. Местоположение объекта;
2. Владелец объекта;
3. Бывшее назначение объекта;
4. Площадь объекта;
5. Близость к общественным местам;
6. Обеспечение доступной транспортной инфраструктурой;
7. Отсутствие непосредственной близости жилой застройки как серьезного ограничивающего фактора для проведения массовых мероприятий [7].
Посредством прояснения механизма потребления и принципов его движения «Потребление и управление» пытается:
Список использованной литературы
-
Размещены на месте промышленных зон, с сохранением исторического прошлого; -
Объединяют творческих людей различных профессий; -
Они являются центром притяжения разных слоев населения, преимущественно молодежи; -
Это отличные места для досуга и самовыражения; -
Здесь наблюдается большое количество кафе, магазинов, студий.
В последнее десятилетие в отношении городского развития всё чаще употребляют словосочетания «творческие индустрии» (creative industries), «творческие кластеры» (creative cluster), «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), вытекающие из общей концепции «креативного города» или «креативного квартала» (creative city) английского социолога Чарльза Лэндри, понимавшего под последним «объединение творческих сил отдельных людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды. В компетенцию творчества, культуры, искусства включаются социальные проблемы, ещё недавно далёкие от этих сфер: безопасность жизни, экология, социальное неравенство, миграция и адаптация национальных меньшинств»
Главной чертой творческих кластеров является общая атмосфера творчества и бизнеса, способствующая производству творческого продукта»
При этом творческий кластер вписывается в общую тенденцию переноса производств за черту города, занимая пустующие помещения [4].
Типичная структура современного «креативного пространства» в Москве и Санкт-Петербурге выглядит следующим образом:
-
выставочный зал (галерея) для проведения художественных мероприятий или акций, а также лекций и кинопоказов; -
мастерские художников, дизайнеров, программистов, где проводятся мастер-классы; -
офисы «креативных» малых предприятий: -
рекламные агентства, редакции журналов и теле-, радиостанций, консалтинговые фирмы; книжный магазин, магазины сувенирной продукции; -
коворкинг-центр (от англ. co-working – совместно работающие) для труда и взаимодействия специалистов-фрилансеров.
Тем самым становится возможным упомянутое выше «возрождение посредством культуры» (culture-led regeneration), находящее выражение в арт-конверсии бывших промышленных объектов и джентрификации территорий внутри города.
Пустующие здания фабрик, газгольдеров, трамвайных депо постепенно превращаются в объекты приложения творческих усилий молодых художников, актёров, писателей. Таким образом, непривлекательные городские территории становятся объектом интереса со стороны молодёжи, инвесторов, малого и среднего бизнеса, превращаясь в творческие кластеры городского развития [3].
Похожие примеры «джентрификации через культуру» можно «обнаружить во многих городах во всем мире, и подобные начинания нельзя не признать эффективными, поскольку они становятся центрами притяжения для проектов дальнейшего развития, создавая месту позитивный, хорошо узнаваемый имидж, что привлекает инвесторов и нужный слой потенциальных клиентов»
Таким образом, творческие кластеры помогают в освоении заброшенных промышленных предприятий и пространств, формируя «бренд» города.
При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что «сегодня редевелопмент промзон в центре Петербурга становится экономически целесообразным, и способным по доходности конкурировать с новыми объектами строительства. Особенно это касается наиболее привлекательных локаций, где практически отсутствуют свободные земельные пятна. Креативная составляющая в подобных проектах имеет огромный потенциал для Петербурга и гармонично вписывается в общую концепцию города как культурной, молодежной столицы».
По итогам проведенного нами исследования «Изучение субкультурной активности молодёжи г. Санкт-Петербурга в контексте развития творческих индустрий» были выявлены (на основании экспертного инвестиционного анализа объектов) и классифицированы наиболее перспективные с точки зрения развития творческих индустрий объекты:
Завод «Красный треугольник»;
Заброшенные цеха ЛМЗ им. К. Либкнехта (минный завод Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов, основанный в 1910 г., был национализирован в 1918 г. и законсервирован)
В 1921 г. стал называться механическим заводом им. Карла Либкнехта. В 1927 г. на его базе был восстановлен Государственный механический завод им. Карла Либкнехта Ленинградского машиностроительного треста); Кожевенный завод имени А.Н. Радищева (заброшенные помещения кожевенного завода в достаточно старом здании.
Четыре этажа, пустующие помещения цехов, мастерские, химлаборатория);
«Ленполиграфмаш» – производственное объединение полиграфического машиностроения (вследствие сокращения объемов производства возможна организация креативного пространства с учетом специфики места и с сохранением особенностей оформления завода).
Холмистое парковое пространство является продолжением бульварного озеленения, которое протянется на 860 метров. В прошлом году вдоль бульвара было высажено более 200 деревьев и 12,5 тысяч кустарников. Весной и летом посетители могут любоваться декоративными вишневыми и каштановыми деревьями, а осенью и зимой сосны и ели усиливают очарование бульвара.
Другие строительные объекты в этой бывшей промышленной зоне включают детские сады, школы, поликлиники, подземный паркинг, многоуровневые гаражи и многоцелевые центры с магазинами, офисами, торговыми объектами и спортивными залами.
Помимо этого выявлено и каталогизировано еще 46 объектов различной степени привлекательности для потенциальных инвесторов, из которых Комитет по инвестициям и стратегическим проектам уже выбрал несколько вариантов (например, помещения следственного изолятора «Кресты»).
Так называемые «творческие кластеры» в отдельных территориях, отданные на откуп активной молодёжи, способны аккумулировать значительные инвестиции в развитие депрессивных и неблагополучных территорий, способствуя их развитию и обогащению социокультурной среды.
Схема социально-экономического развития отдельной территории будет включать в себя следующие этапы:
1. Выявление потребностей молодёжи в сфере социокультурного развития и самовыражения [5].
2. Развитие творческого кластера в рамках территории, поощрение деловой инициативы со стороны местного населения.
3. Развитие вокруг творческих пространств сферы услуг.
4. Регулярное проведение творческих конкурсов, праздников, мероприятий, способствующих формированию благоприятного имиджа (один из ярких примеров – проведение международного артфорума «Петербургские граффити – 2011»).
5. Использование информации о творческом кластере территории в презентационных мероприятиях на деловых встречах и при формировании инфраструктуры деловых контактов на территории региона.
6. Привлечение инвесторов для развития средней и крупной промышленности на территории.
Тем самым будет создана основа не только для развития малого и среднего предпринимательства, но и молодёжной политики, а также повышения уровня безопасности общественных отношений.
Самый важный вопрос в создании креативного кластера — правильный выбор локации. Для размещения креативной площадки подойдут бывшие объекты соцкультбыта или иная подходящая недвижимость с утраченной функцией в центре. При выборе оптимальной локации для объекта, необходимо учесть следующие критерии:
1. Местоположение объекта;
2. Владелец объекта;
3. Бывшее назначение объекта;
4. Площадь объекта;
5. Близость к общественным местам;
6. Обеспечение доступной транспортной инфраструктурой;
7. Отсутствие непосредственной близости жилой застройки как серьезного ограничивающего фактора для проведения массовых мероприятий [7].
Посредством прояснения механизма потребления и принципов его движения «Потребление и управление» пытается:
-
путем исследования внутренней связи между потреблением, производством, распределением, обменом и потреблением потребителями, обсудить природу потребления и черты социализма с китайской спецификой в условиях рыночной экономики, а также его положение и функции в циклическом национальном экономическое развитие; -
через внутренние связи и взаимодействия потребления и экономического развития, обсудить решающую функцию потребления в содействии экономическому росту, а также внутреннюю связь между потреблением и перестройкой структуры промышленности; -
путем исследования внутренних связей и взаимодействий между потребностями потребления, структурой потребления, структурой потребления и уровнем потребления, обсудить движение, общий принцип и стандарт оценки эффекта потребления; -
путем исследования взаимодействий между потребностями потребления, структурой потребления, структурой потребления, уровнем потребления и их изменяющимися тенденциями с надстройкой, для обсуждения условий и направления национальных стратегий развития, принципов, политики, планов и правил потребления; -
через сравнительные исследования теории и практики потребления Китая и зарубежных стран, использовать опыт отечественных и зарубежных новых исследований потребления и обсуждать общий режим и правила движения потребления; -
путем исследования потребительской активности и принципов цепочки потребления, обсудить психологию потребления, потребительское поведение потребителей и их семей и их влияние на социально-экономическую основу и надстройку; -
через исследование отношений и закономерностей между потреблением и природой, научное исследование и производство, потребление, распределение, обмен, процесс потребительского потребления.
Список использованной литературы
-
Афанасьев К. С. Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов» // Царскосельские чтения. 2013. №XVII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/redevelopment-promyshlennyh-territoriy-i-problema-razvitiya-kreativnyh-kvartalov (дата обращения: 29.04.2023). -
Журавлева Т. «Практическое руководство по созданию креативного кластера»/Татьяна Журавлева, Илья Токарев – Ян Ярмощук нон-фикшн, 2019 – 112 с. (дата обращения 10.11.23) -
Микроэкономика : учебник для бакалавров / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 543 с -
Микроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. А.Л. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 353 с -
Мор В.К «Современные тенденции и опыт создания эффективной системы общественных пространств города» [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-opyt-sozdaniyaeffektivnoy-sistemy-obschestvennyh-prostranstv-goroda/viewer (дата обращения: 27.10.23) -
Проектное исследование. Креативное пространство - вторая жизнь заброшенной территории Режим доступа: https://olymp.hse.ru/mirror/pubs/share/624053108