Файл: Этапы реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, их характеристика.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Финансово-бюджетная политика - это совокупность правовых норм, действий и мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления в области финансовых отношений для решения ими своих задач и функций. Наиболее сложной проблемой является проблема сбалансированности бюджета, т.е. достижения равенства его доходной и расходной частей. Для решения этой проблемы в первую очередь используются государственные займы (внутренние и внешние). При прогнозировании и планировании статей доходов и расходов бюджета могут использоваться методы экстраполяции, экспертных оценок, многофакторного моделирования, балансовый, нормативный и другие методы. Бюджетный процесс в Российской федерации регламентируется Бюджетным кодексом РФ, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения; установлен порядок составления, утверждения и исполнения отчета и финансового контроля.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено составление перспективного финансового плана. Данный план представляет собой финансовый документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной год для каждого уровня бюджетной системы и содержащий данные о прогнозных возможностях соответствующего бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов.
Одной из основных задачей бюджетной политики в Российской Федерации является формирование приоритетов на среднесрочную перспективу на основе качественного изменения подходов к формированию бюджета, предусматривающих:
-повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе;
-использование новых механизмов программно-целевого бюджетирования, постепенный переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами;
-превращение целевых программ в эффективный инструмент реализации структурных реформ несмотря на снижение их финансирования;
-оптимизацию сети бюджетных учреждений исходя из выполняемых государственных функций и задач;
-совершенствование методов и форм социальной поддержки населения, в том числе перевод социальных льгот в денежную форму;
-обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения расходных обязательств и доходных источников на долгосрочной основе.
В качестве источников покрытия дефицита муниципальных бюджетов широко применяются - бюджетные ссуды (кредиты), а также кредиты коммерческих банков и поступления от продажи муниципального имущества.
В целях более эффективного использования имеющихся возможностей бюджета для решения социальных вопросов органам исполнительной власти и местного самоуправления необходимо: продолжить работу по сокращению недоимки по налоговым доходам и кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг; обеспечить реализацию мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан в РФ.
Список использованных источников
1.Бабич А.М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2002. .
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Бюджетный кодекс РФ №145-ФЗ от31.07.1998г.
4. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000
6.Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2001.
7.Дементьев Д.В.Бюджетная система РФ: учебное пособие/ Д.В Дементьев, В.А.Щербаков.- М.:КНОРУС,2008г.
8. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательство НОРМА ИНФРА-М, 2001.
9.Крылов Г.З. Бюджетное устройство и бюджетное выравнивание // Финансы. - 2000. - №9. .
10.Лексин В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - УРСС, 2000.
11.Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Д.Э. Бюджетная система России. - М.: Эксмо, 2006. .
12.Региональное финансовое планирование: обзор зарубежного и российского опыта. - СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003. .
13. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2001.
14. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http://government.gov.ru/
15.Общая теория финансов: Учебник/Л.А. Дробозина, Ю.Н.Константинова, Л.П. Окунева и др.;Под ред. Л.А.Дробозиной. М.:Банки и биржи,Юнити,2011г.
16.Сабитова Н.М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.2008.№6.
17.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник/ Под ред. Дробозиной Л.А.-М.: Финансы,ЮНИТИ,2010г.