Файл: Инструкция по выполнению практической работы выберите класс, тему урока в соответствии с прп и заполните представленную ниже таблицу..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Волженина Надежда Михайловна |
Место работы | МКОУ «Новоалейская средняя общеобразовательная школа» Третьяковского района Алтайского края |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Морфология. 1 четверть |
Тема урока | Причастие как особая форма глагола |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные стремиться правильно, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремиться к речевому самосовершенствованию, развитию логического мышления; уметь самостоятельно делать выводы. | |
Метапредметные совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать. | |
Предметные умение находить причастие в тексте, отличать его от других частей речи, определять морфологические признаки и применять полученные знания на практике, обогащать словарный запас, систематическое развитие речи в актуальной для семиклассников форме. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): причастие, прилагательное, глагол, признаки прилагательного и глагола. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Доска, мел, учебник «Русский язык. Учебник для 7 кл.» / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т. Григорян и др. – М. : 2022. Коллективная работа, фронтальный опрос, работа с учебником. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | ||||||
Слово учителя. 1.Ребята, мы сегодня познакомимся с новой для вас частью речи. Прочитайте стихотворение. Знаете ли вы о том, к какой части речи относятся выделенные слов? Какие вопросы нужно задать к выделенным словам? Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки, Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий. Там ПОЮЩИЙ соловей И ПОЛЗУЩИЙ муравей В этих строчках, я замечу, Есть особая часть речи, (Причастие). … 2. О какой части речи говорится в стихотворении? Мама- Прилагательное, Папа- сам ГЛАГОЛ, Их сыночек родненький В них двоих пошел. Мамины вопросики Сынок всем задает, Признаки по действию Предметам раздает. Этому ребенку С рожденья повезло: Как мама, он имеет Род, падеж, число. Время он имеет, Как родной отец, Имя отгадаешь- Будешь молодец! (Причастие). | ||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Работа в парах беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос, индивидуальная работа. | ||||||
Сегодняшний наш урок начнем с повторения прилагательного и глагола: - Дайте определение прилагательному. Приведите примеры из текста (на карточке). -Назовите признаки прилагательных. - Дайте определение глаголу. Приведите примеры из текста (на карточке). -Назовите признаки глагола. -Итак, мы повторили две части речи. Это глагол и прилагательное. - Как вы думаете, зачем мы повторили эти части речи? - Разберем примеры: (на доске записаны слова, перепишите их в тетрадь) Спелый арбуз, спеет арбуз, спеющий арбуз. 1. Определите части речи. 2. Можно ли назвать слово спеющий прилагательным? Сравните спелый арбуз и спеющий арбуз. -Такая часть речи называется причастием. - Запишите тему урока. | ||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься, у тебя все получится, ты всё освоишь, ты сможешь. | ||||||
- Сформулируйте цель урока. - Слова "помощники": Освоим Повторим Я повторю Изучим У меня все получится Узнаем Я научусь Проверим Мне пригодится Закрепим Я узнаю | ||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||
- Мы сегодня из примеров увидели, что причастие совмещает в себе общие признаки прилагательного и глагола, т.е. оно причастно к ним, поэтому так и называется «причастие». Что означает причастие? Обратимся к словам В.И.Даля «Причастие- это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». Согласны ли вы с таким толкованием? В русском языке положение причастия неоднозначно. Лингвисты спорят, является ли причастие самостоятельной частью речи или же особой формой глагола. В настоящее время большинство ученых выделяют причастие как самостоятельную часть речи. Но мы будем придерживаться другой точки зрения – особая форма глагола. - Сформулируйте самостоятельно определение причастия. - Определим, какие именно признаки прилагательного и глагола имеет причастие. - Упр.73. (устно) 1. Желтеющий (лес) – желтеющая (роща) – по родам. 2. Желтеющий (лес) – желтеющего (леса) – по падежам. 3. Желтеющий (лес) – желтеющие (леса) – по числам. - Какой вывод можно сделать? (причастия изменяются по родам, числам, падежам, как и прилагательные). Вы все согласны? - Упр. 74. - Причастия не имеют форм будущего времени, в отличии от глаголов. Причастие можно заменить глаголом. 1. Краснеющий (наст.) – красневший (прош.). 2. Красневший (несов.) – покрасневший (сов.). 3. Краснеющий (наст.) – красневший (прош.). 4. Красневший (несов.) – покрасневший (сов.). 5. Пылающий (наст.) – пылавший (прош.). 6. Пылавший (несов.) – отпылавший (сов.). - Какой вывод можно сделать? (причастия имеют вид и время (кроме будущего), как и глаголы). Вы все согласны? | ||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||
- Внимательно прочитайте правило на странице 40. - Расскажите, что вы узнали о новой для вас части о причастии. - А теперь проверим вашу внимательность. - Я буду называть слова разных частей речи. Если вы услышите причастие –поднимите руку. Яркий, заполнил, тихий, летит, лежавший, умный, вымытый, бережет, бережливый, собранный, обнимающий, желающий, холодный, вымытый, ищет, веселый, скрученная, величайший, решаю. - Повернитесь друг к другу, посоветуйтесь и придумайте предложения (кому трудно – словосочетания), в которых причастия характеризуются следующими признаками: 1) Совершенный вид, прошедшее время, единственного числа, мужской род. 2) Несовершенный вид, настоящее время, единственное число, женский род. Подведем итог: всем удалось правильно подобрать примеры? Какие будут замечания? | ||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||
- Распределите причастия в 2 колонки: выделите суффиксы и приставки. ( работают 2 ученика)
Нарисованный, сшитое, сплетенное, лающий, покрытое, болевший, летающий, сделанное, выслушанный, конченный, прощенный, уставший, работающая, распечатанная, построивший. - Синтаксический разбор: 1. Уставшие моряки высадились на берег. 2. Прилетающие с юга птицы стаями садились на скалы. 3. Прошедшие проверку рабочие спускались в забой. | ||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||
Используя в речи причастия, составьте небольшой рассказ на тему «На стадионе». | ||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) краше (н,нн)ый пол, лекцио (н,нн) зал, пря(н,нн)ый запах 2) песча(н,нн)ый запах, исти(н,нн)ый герой, поле засея(н,нн)о 3) невида(н,нн)ый успех, реше(н,нн)ая задача, дорога дли(н,нн)а 4) кова(н,нн)ые ворота, разноше(н,нн)ые ботинки, рифмова(н,нн)ые строки | ||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||
Проведите исследование и составьте сложный план для сообщеия по теме «Причастие как особая форма глагола» | ||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||
- Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы причастий. (3 учеников у доски)
Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный, горящий, забытый, прячет, смеющийся, величайший, люблю, любящий. | ||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||
- К изучению какой части речи мы приступили? - Дайте определению понятию причастие. (Приведите примеры.) - Признаки каких частей совмещает в себе причастие? - Как изменяется причастие? -Какие признаки прилагательного имеет причастие? - Какие признаки глагола имеет причастие? - Каким членом предложения является? Подведем итог сегодняшнего занятия: -Понятна ли для вас тема? – -Какие есть вопросы? - Что вы сегодня узнали нового? -Со всеми ли заданиями справились? - Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? -Какая цель была поставлена? | ||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||
В конце урока каждому учащемуся предоставляется возможность самостоятельно определить цель, которую они считают более приемлемой, и отметить это в графе. | ||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 39, §12, упр.75, упр. 76 . Прочитайте внимательно задание. (вам необходимо в первом упражнении определить в словах морфологические признаки прилагательного, а во втором-морфологические признаки причастия ). |