Файл: 5. Исследование волевого поведения шло в двух главных направлениях исследование философское и исследование естественнонаучное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 628

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Общая психология



Группа 20П173
Студент
К.В. Фёдорова


МОСКВА 2022

Практическое занятие 1 по теме «Психология воли».
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
1. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.
2. Благодаря воле разумное решение претворяется в действие.
3. Воля – способности человека управлять по своему сознательному решению внутренними процессами и состояниями, различными параметрами действительности.
4. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций и проявляет себя в них: побудительная («не хочется, но надо») и торможения («хочется, но нельзя»).
5. Исследование волевого поведения шло в двух главных направлениях – исследование философское и исследование естественнонаучное.

Задание 12. К какому виду (волевые, импульсивные, автоматизированные) относятся описанные действия человека? Укажите, по каким признакам вы это определили.
А.
 Во время Великой Отечественной войны на одном из участков фронта бойцы видели, как наш бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Когда к нему подбежали, все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный летчик сидел, вцепившись в штурвал. Ноги его нажимали на тормоза. Видно было, что последним движением раненой левой руки он ударил по выключателю зажигания, чтобы остановить мотор и не вызвать пожара при неудачной посадке... Через некоторое время, уже в медпункте, летчик, придя в себя, сквозь стиснутые зубы сказал: «Задание выполнено... Как экипаж? Самолет цел?» — и вновь потерял сознание.


Ответ:  Здесь волевое действие человека, я определила по признакам: у летчика было задание, он его выполнил (предварительная постановка цели)!

Б. В ряде исследований отмечалось, что если включение лампочки несколько раз сочетать с электрическим раздражением руки испытуемого, то через некоторое время он начинает отдергивать руку, как только зажигается лампочка, даже при отсутствии электрического раздражения.

Ответ: Ступени волевой регуляции 8В. (автоматизированное действие) здесь явно процесс, когда отдельные операции перестают требовать специальной ориентировки и происходят сами, сразу, автоматом. Ранее было воздействие раздражение руки и выработалось данное действие. Человек никогда не сознает до конца всех элементов регуляции, исполнения и контроля действия (например, необходимых мышечных сокращений).

В. В книге А.Ф.Федорова «Подпольный обком действует» рассказывается о группе советских людей, направлявшихся в партизанский отряд и попавших в город во время бомбежки. Когда один из партизан, серьезный человек, увидел низко летящий фашистский самолет, он внезапно выхватил из-за пояса гранату и замахнулся на самолет. Друзьям пришлось схватить товарища за руку.

Ответ: (импульсивное поведение) Импульси́вность — черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Партизан именно действовал так. Необдуманные поступки совершаются под влиянием сильных эмоциональных переживаний, интенсивных внешних раздражителей, состояния растерянности или утомления. Все эти факторы временно снижают способность к самоконтролю. Стойкая, но не патологическая импульсивность наблюдается на определенных этапах психического развития человека, при некоторых типах характера.

Задание 13. Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов.
A. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.

 Ответ: Регулирующая, так как человек смог прекратить свои действия в данной ситуации.



Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто в нем находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же теряет сознание. Из самолета его выносят уже мертвым.

Ответ:  Задерживающая, не смотря на смертельную рану – летчик смог посадить самолёт и только потом умер.

B. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил довести начатое дело до конца.

Ответ: Стимулирующая. Сначала довести дело до конца, потом отдыхать. Здесь проявляются волевые качества подростка, доведение цели и задания до конца, его ответственность.


Практическое занятие №2 по теме «Психология чувств»

Задание 2.
Определите вид чувства:

«Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину» (Из письма П.И. Чайковского)

Ответ: Эстетические (восторг, вдохновение), (увлеченность, удовлетворенность деятельностью, радость от успехов).

Задание 4.

1. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:

б) интеллектуальными

Задание 5.
Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизуещее) оказали чувства на деятельность в следующих примерах.

A. Идет урок английского языка. Ребята принесли в класс ворону, молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее, в это время учитель М. заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь. (Дезорганизующее)

Б. Досадное чувство собственного безволия возникает тогда, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь.
(Стимулирующее)
В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?» Ребята бросились врассыпную, прежде чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали. Но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно. (Регулирующее).
Г. Сталевар, 41 г., переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, сознательно и 2ответственно относился к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность. (Дезорганизующее)

Задание 7.
Какое явление в области чувств видим в следующем примере? Как оно называется? «Я не знаю, — пишет юноша девушке, — люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Я спрашиваю себя: почему я тебя люблю? И не нахожу ответа. Кажется, нет оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние? (Неопределенность)

Задание 10.
Выберите правильный ответ.
А. Теория Джеймса—Ланге позволяет объяснить:
г) ни один ответ не верен



Б. Центр удовольствия:
г) ни один ответ не верен
B. Проявления эмоций у людей:
в) относительно сходны в разных культурах



Г. Среди различных проявлений чувств легче всего поддаются описанию:
б) физиологические изменения



Д. Интенсивность наших чувств зависит в основном:
г) от значения той потребности, с которой связано чувство



Е. Положительные эмоции возникают оттого, что имеющаяся информация:
а) избыточна


Практическое занятие 3 по теме «Психология эмоций».
Тезисный конспект статьи: Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход
Со времен В. Джемса в психологии, особенно зарубежной, предложено немало теорий, призванных объяснить природу эмоций и их происхождение. В каждой из них есть рациональное зерно. Увлекшись исследованием эндогенных факторов, в частности — отводя «чрезвычайно важную роль в эмоциональном процессе мимической активности» К. Изард расщепил причины возникновения эмоций на «бесчисленное число детерминант». В нашей стране определенный вклад в разработку теории эмоций внес П. В. Симонов. В последнее время эмоции становятся все чаще предметом специальных исследований и обсуждения их в контексте с другими проблемами. В данном случае задача автора состоит в том, чтобы, опираясь на развиваемую нами психологическую теорию преодоления, предложить новую концепцию психогенеза эмоций.


Радости и интерес. Едва ли надо говорить о том, какое огромное значение для человека имеют радости, украшающие его жизнь. Тревоги и страдания привлекли внимание многих исследователей. А вот научного направления, предметом изучения которого является радость, в нашей психологии нет. Выражение «психология радости» режет слух — непривычно. Радость является сложным чувством, появление которого не поддается однозначным объяснениям. Это закономерно. Механизмы психогенеза радости надо четко отличать от механизмов ее проявления: во втором случае мы имеем дело не с психогенезом, а с функционированием эмоционально-потребностных структур, возникших в процессе социализации. Мы считаем, что эмоции уходят генетическими корнями в процесс взаимодействия человека с «барьерами»: чаще всего радость — это спутница победного преодоления, а страдание — отражение трудностей и неудач. Однако эта общая схема нуждается в деталях, без которых она «не работает». К таким деталям относятся прежде всего особенности активного агента — потребности барьеров и динамика их взаимодействия. Потребности, имеющие форму устремлений, обладают определенной структурой. В ней выделяются влечения, желания, стремления, страсти, обладающие разной силой. Есть слабенькие влечения и желания, есть очень сильные, проявляющиеся как радующие неукротимые стремления и страсти. Радующий потенциал устремлений зависит от их силы, которая, в свою очередь, определяется рядом факторов. Важный фактор — субъективная ценность (значимость, валентность) предмета устремлений. Ценность может быть высокой и низкой. Сила потребностей зависит от величины барьера. Любая ценность, если дорога к ней трудна или перекрыта, начинает излучать яркий манящий свет. Если неприступный барьер сохраняется длительное время, человек теряет интерес к ценности. Сила переживаемой радости во многом определяется и характером динамики ценностных барьеров. По этому признаку можно выделить восходящую и нисходящую, пологую и крутую динамику, при которой шаг за шагом происходит последовательное расширение доступа к желанным ценностям. Радости тем больше, чем круче восходящая динамика. Повторные переживания не ослабляют, а накаляют эмоции. Очевидно, здесь речь идет о ситуациях риска. Порой они приобретают критический характер, т. к. требуют от человека преодоления экстремальных барьеров. Время от времени создание ситуации крутых контрастных барьеров выступает как один из методов эмоциональной встряски апатичной, скучающей личности. Для сохранения радующего потенциала ценности люди давно придумали «мягкий» метод — флуктуацию. Ценностный барьер снимается периодически после длительной паузы. Например, люди устраивают праздники лишь время от времени. Если праздник — каждый день, то он превращается в скучную рутину и перестает быть праздником. Флуктуация — важное условие преумножения радостей жизни. Преимущество механизма маятниковой динамики барьеров состоит в том, что она позволяет предотвратить эмоциональную адаптацию человека даже к совершенно одинаковым ценностям. В результате одна и та же ценность сохраняет способность радовать в течение длительного времени. Нередко бывает достаточно одного крутого ценностного барьера, несущего большие страдания, чтобы вернуть человеку способность радоваться привычным ценностям, утратившим свою привлекательность (что имеем не ценим). В реальной жизни встречаются все типы динамики барьеров. Иногда могут быть полезны, особенно в стимулировании труда, воспитании и перевоспитании личности,