Файл: Выпускной квалификационной работы Автоматизированное рабочее место библиотекаря.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт космических и информационных технологий
Кафедра систем искусственного интеллекта
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
__________ Г. М. Цибульский подпись
«___» ____________ 2018 г.
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
09.03.02 — Информационные системы и технологии
Автоматизированное рабочее место библиотекаря
Руководитель доцент каф. СИИ, канд. техн. наук Р. В. Брежнев подпись, дата
Выпускник Д. Г. Хитрик подпись, дата
Красноярск 2018
Продолжение титульного листа бакалаврской работы по теме
«Автоматизированное рабочее место библиотекаря».
Нормоконтролер Р. В. Брежнев подпись, дата
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт космических и информационных технологий
Кафедра систем искусственного интеллекта
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
___________ Г. М. Цибульский подпись
«___» ____________ 2018 г.
ЗАДАНИЕ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
в форме бакалаврской работы
Студенту Хитрик Дарье Григорьевне
Группа КИ14-11Б, направление 09.03.02 «Информационные системы и технологии», профиль 09.03.02.04 «Информационные системы и технологии в медиаиндустрии».
Тема выпускной квалификационной работы «Автоматизированное рабочее место библиотекаря».
Утверждена приказом по университету № 4533/с от 29 марта 2018 г.
Руководитель ВКР Р. В. Брежнев, старший преподаватель кафедры систем искусственного интеллекта ИКИТ СФУ.
Исходные данные для ВКР: задание на бакалаврскую работу, полученное в рамках Муниципального бюджетного учреждения культуры
«Межпоселенческая центральная библиотека» Курагинского района
Красноярского края.
Перечень разделов ВКР:
– введение;
– аналитический обзор;
– выводы по главе 1;
– разработка технического задания;
– выводы по главе 2;
– проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря;
– выводы по главе 3;
– разработка модулей автоматизированного рабочего места библиотекаря;
– выводы по главе 4;
– заключение;
– список сокращений;
– список использованных источников;
– приложения А–К.
Перечень графического материала: презентация «Автоматизированное рабочее место библиотекаря».
Руководитель ВКР Р. В. Брежнев подпись
Задание принял к исполнению Д. Г. Хитрик подпись
« » 2018 г.
График
выполнения выпускной квалификационной работы студентом направления
09.03.02 «Информационные системы и технологии», профиля 09.03.02.04
«Информационные системы и технологии в медиаиндустрии».
График выполнения выпускной квалификационной работы приведен в таблице 1.
Таблица 1 — График выполнения выпускной квалификационной работы
Наименование этапа
Срок выполнения этапа
Результат выполнения этапов
Примечание руководителя
(отметка о выполнении этапа)
Ознакомление с целью и задачами работы
6.03–12.03
Краткое эссе по теме ВКР
Выполнено
Сбор литературных источников
13.03–19.03
Список источников литературы
Выполнено
Анализ собранных литературных источников
20.03–26.03
Реферат о проблемно- предметной области
Выполнено
Уточнение и обоснование актуальности и цели и задач ВКР
27.03–2.04
Окончательная формулировка цели и задач ВКР
Выполнено
Решение первой задачи ВКР
3.04–9.04
Доклад и презентация по первой задаче ВКР
Выполнено
Решение второй задачи ВКР
10.04–16.04
Доклад и презентация по второй задаче ВКР
Выполнено
Решение третьей задачи ВКР
17.04–23.04
Доклад и презентация по третьей задаче ВКР
Выполнено
Подготовка до- клада и презента- ции по теме ВКР
24.04–07.05
Доклад с презентацией по теме ВКР
Выполнено
Компоновка отчета по результатам решения задач ВКР
8.05–30.05
Отчет по результатам решения задач ВКР
Выполнено
Первичный нормоконтроль
(Н/К)
4.06
Пояснительная записка, презентация к ВКР
Выполнено
Предварительная защита результатов
ВКР
7.06
Доклад и презентация по проделанной работе
Выполнено
Окончание таблицы 1
Наименование этапа
Срок выполнения этапа
Результат выполнения этапов
Примечание руководителя
(отметка о выполнении этапа)
Вторичный нормоконтроль
(Н/К)
8.06
Пояснительная записка, презентация к ВКР
Выполнено
Итоговый нормо- контроль (Н/К)
18.06
Пояснительная записка, презентация к ВКР
Выполнено
Защита ВКР
22.06
Доклад и презентация по результатам бакалаврской работы
Выполнено
Руководитель ВКР Р. В. Брежнев подпись
Студент гр. КИ14-11Б Д. Г. Хитрик подпись
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................... 5 1 Обзор автоматизированных библиотечных информационных систем .......... 6 1.1 АРМ «ИРБИС» ............................................................................................ 6 1.2 АБИС «Либра» ............................................................................................ 8 1.2.1 Функциональные возможности ........................................................ 8 1.2.2 Пользовательский интерфейс ........................................................... 9 1.3 АБИС «МАРК-SQL» ................................................................................. 10 1.3.1 Функциональные возможности ...................................................... 10 1.3.2 Технические требования ................................................................. 11 1.4 Выводы ....................................................................................................... 12 2 Разработка технического задания ..................................................................... 13 2.1 Наименование и основание для создания ............................................... 13 2.1.1 Полное наименование ...................................................................... 13 2.1.2 Основание для создания .................................................................. 13 2.2. Назначение и цели создания системы .................................................... 13 2.2.1 Назначение разрабатываемой системы ......................................... 13 2.2.2 Цели создания системы ................................................................... 14 2.3 Краткие сведения об объекте автоматизации ........................................ 14 2.4 Требования к системе ............................................................................... 14 2.5 Требования к структуре и функционированию системы ...................... 15 2.6 Требования к модулям системы .............................................................. 15 2.6.1 Требования к модулю «Библиотечный фонд» .............................. 15 2.6.2 Требования к модулю «Читательский формуляр» ....................... 19 2.6.3 Требования к модулю «Администрирование» .............................. 22 2.7 Требования к лингвистическому обеспечению ..................................... 33 2.8 Требования к программному обеспечению ............................................ 33 2.9 Требования к техническому обеспечению ............................................. 33 2.10 Требования к интерфейсу системы ....................................................... 33 2.11 Выводы ..................................................................................................... 34 3 Проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря ........ 35 3.1 Разработка вариантов использования модулей...................................... 35 3.1.1 Библиотечный фонд ......................................................................... 35 3.1.2 Читательский формуляр .................................................................. 39 3.1.3 Администрирование ........................................................................ 42 3.2 Диаграммы деятельности ......................................................................... 44 3.3 Объектная модель ..................................................................................... 49 3.4 Выбор технической реализации .............................................................. 50 3.4.1 Среда разработки и языки программирования ............................. 51 3.4.2 База данных ...................................................................................... 52 3.4.3 Компоненты связи с базой данных ................................................ 52 3.5 Выводы ....................................................................................................... 56 4 Разработка программных модулей ................................................................... 57
4 4.1 Главное меню ............................................................................................ 57 4.2 Библиотечный фонд .................................................................................. 57 4.3 Читательский формуляр ........................................................................... 59 4.3.1 Регистрация и удаление читателей ................................................ 60 4.3.2 Просмотр информации о пользователе ......................................... 60 4.3.3 Книгооборот читателей ................................................................... 62 4.4 Выводы ....................................................................................................... 63
Заключение ............................................................................................................ 64
Список сокращений .............................................................................................. 65
Список использованных источников .................................................................. 66
Приложение А Взрослый дневник. Учет состава читателей ............................ 67
Приложение Б Детский дневник. Учет состава читателей ............................... 68
Приложение В Взрослый дневник. Учет выдачи литературы ......................... 69
Приложение Г Детский дневник. Учет выдачи литературы ............................ 70
Приложение Д Коэффиценты пересчета стоимости книг ................................ 71
Приложение Е Книга суммарного учета............................................................. 72
Приложение Ж Подведение итогов акта списания............................................ 73
Приложение З Акт об использовании ................................................................. 74
Приложение И Отчет о проверке на антиплагиат ............................................. 75
Приложение К Плакаты презентации ................................................................. 76
ВВЕДЕНИЕ
Для библиотек, как одного из информационных центров, вопрос автоматизации является наиболее актуальным. Она позволяет работникам данной сферы облегчить и свести к минимуму многие рутинные процессы, что обеспечивает более быструю и качественную работу с постоянно увеличивающимися объемами информации.
Библиотечная деятельность подразумевает работу с читателями, каталогами, печатными и электронными изданиями, огромными объемами документации. Сейчас это все делается по большей части вручную: оформление поступлений и списаний; дублирование информации в различные каталоги; отслеживание оборота библиотечного фонда и читателей; составление статистики и др. Также трудной и кропотливой является задача поиска истории посещений читателя с их описанием.
В Курагинском районе Красноярского края автоматизация работы в данной сфере проведена минимально. Только в одном филиале из тридцати двух, в Центральной библиотеке района, установлена система автоматизации библиотек (АБИС) ИРБИС, но программное обеспечение (ПО) почти не используется, только одно из пяти автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Ситуация связана с низким процентом знания ПК сотрудниками, неудобством использования установленного ПО и запутанным интерфейсом последнего, для конкретных пользователей.
Следовательно, данная отрасль нуждается в программном обеспечении, которое будет простым, понятным и доступным для пользователей, не имеющих специальных навыков в работе с персональным компьютером (ПК).
Также ПО должно иметь простой и интуитивно понятный интерфейс.
Цель данного работы: проектирование и разработка демоверсии автоматизированного рабочего места библиотекаря.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– обзор существующих автоматизированных библиотечных информационных систем;
– разработка требований к системе;
– обзор используемых средств технической реализации данной системы;
– проектирование разрабатываемой системы;
– разработка модулей автоматизированного рабочего места библиотекаря.
Объектом данной работы является деловые процессы в библиотечном деле.
Предметом исследования являются технологии осуществления деловых процессов в библиотечном деле.
6
1 Обзор автоматизированных библиотечных информационных
систем
В данном разделе будут рассмотрены наиболее популярные существующие автоматизированные библиотечные информационные системы, такие как «ИРБИС», «МАРК-SQL», «Либра». Целю данного обзора является выявление проблем существующих бизнес процессов в библиотечном комплексе. Критериями данного обзора являются:
– возможность работы с библиотечным фондом (пополнение и списание литературы, редактирование информации о ней, выполнение проверки фонда, отслеживание местонахождения);
– возможность работы с базой данных читателей (регистрация новых пользователей, ежегодное присвоение нового индивидуального номера);
– работа с читательскими формулярами (ведение и контроль книгооборота);
– формирование отчетов и актов (дневники библиотеки; книга суммарного учета; акт о списании и/или поступлении);
– сохранение отчетности и актов, а также возможность их экспорта;
– ценовая доступность программного обеспечения.
1.1 АРМ «ИРБИС»
Данная информационная система включает в себя технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования.
Система может функционировать в среде Windows 95/98/2000/NT.
Никаких дополнительных требований к аппаратным средствам система не предъявляет.
Ценовой интервал на использование данного обеспечения варьируется от 27-227,5 тысяч рублей, в зависимости от выбранных компонентов.
«ИРБИС» реализует библиотечную деятельность на основе функциони- рования пяти типов автоматизированных рабочих мест: «Комплектатор»,
«Каталогизатор», «Читатель», «Книговыдача», «Администратор».
С помощью АРМ «Администратор» оператор может создавать произвольные базы данных электронного каталога (ЭК), экспортировать и импортировать архивные записи в БД ЭК и имеет системы поиска. Также есть возможность снятия блокировки отдельных записей и баз данных в целом, а также редактирования файлов программ. Некоторые функции данного АРМа требуют монопольных прав на текущую БД, следовательно, не допустимо, чтобы одновременно какой-либо пользователь производил ввод, корректировку или актуализацию БД. Пользовательский интерфейс состоит из главного меню, информационного окна и таблицы, содержащей сведения о текущих пользователях системы.
С помощью АРМ «Комплектатор» оператор имеет возможность
7 регистрировать поступление литературы, оформлять документы заказов на книги и другие издания, контроль выполнения заказов, оформлять подписки на периодические издания, выполнять списание литературы, выводить типовые выходные формы.
Интерфейс состоит из четырех рабочих плоскостей, соответствующих четырем режимам работы, которые отображены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Общий вид пользовательского интерфейса автоматизированного рабочего места «Комплектатор»
В целях оказания помощи начинающему пользователю АРМ также снабжен системой «Советчика». Указания «Советчика» носят характер рекомендаций начинающему пользователю, призванных познакомить его с основными возможностями.
АРМ «Каталогизатор» используется для формирования (пополнения и корректировки) баз данных электронного каталога. Также для формирования и ведения баз данных читателей, авторитетных файлов, алфавитно- предметного указателя и тезауруса.
Функционально интерфейс состоит из трех основных рабочих плоскостей: поиск, просмотр/вывод и ввод, реализующих соответствующие функции. Присутствует режим «Постоянные запросы», в котором содержатся готовые формулировки запросов под произвольными названиями на естественном языке с целью их использования в дальнейшем без повторной формулировки.
В АРМ «Книговыдача» библиотечный работник может выполнять функции по выдаче и возврату литературы. Система обеспечивает работу с очередью формируемых заказов на выдачу в режиме реального времени.
8
1.2 АБИС «Либра»
Данная
ИС представляет собой программный комплекс, предназначенный для ведения учёта каталога книг и периодических изданий, ведения картотеки читателей, регистрации выдачи и возврата литературы
(абонемент), поиска по каталогу и многое другое. Включает в себя набор программ, обеспечивающий полный цикл библиотечного делопроизводства, такие как:
– комплектование;
– каталогизация;
– поиск;
– абонемент;
– отчеты и статистика.
Функциональный набор системы может быть расширен или подобран индивидуально под каждого клиента.
Базовая версия АБИС «Либра», рассчитанная для работы на одном компьютере, распространяется бесплатно, при этом в системе нет каких-либо ограничений на количество регистрируемых изданий. Данный программный комплекс является полнофункциональной системой программного обеспечения библиотеки, может использоваться для систематизации и учёта книг, как в публичных библиотеках, так и в домашних условиях.
Для комфортной работы данной АБИС рекомендуется использовать мониторы в формате 16×9 с разрешением по вертикали не менее 768 точек.
Для обзора данной программы была использована базовая версия.