Файл: Выпускной квалификационной работы Автоматизированное рабочее место библиотекаря.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2.1 Функциональные возможности
Модуль «Комплектование» дает возможность учета новых поступлений, производить списание и подводить итоги движения фонда. Реализованы следующие возможности: списки новых поступлений; поиск изданий и дублетов; списки списания; передача новых поступлений в обработку. Данные функции реализованы в одной форме, переход происходит через пиктограммы в левой части рабочей области данного рабочего окна.
«Каталогизация» позволяет производить формирование базы данных фонда библиотеки. В системе реализована обработка новых поступлений из комплектования; создание общих частей для томов и описание многотомников; поддержка повторяющихся полей; электронный каталог и
«ретро фонд»; поиск дублетов и предыдущих изданий; занесение книг в бюллетень новых поступлений; фильтры для быстрого поиска; связка с электронным ресурсом.
«Поиск» предоставляет пользователю следующие возможности: библиографический поиск; тематический поиск; служебный поиск; отображение карточки; заказ литературы на получение; выгрузка результатов поиска в файл; передача результатов на корректировку; возможность
9 просмотра электронного ресурса. Для уточнения результатов поиска существуют фильтры по видам издания, отделам по содержанию и фондам, в которых следует отметить тот или иной признак искомых записей. В закладке
«фильтры» помечаются поля, участвующие в поиске по «автору» и
«заглавию».
Модуль «Абонемент» предоставляет возможность работы с картотекой читателей и читательскими профилями, выдачей и возвратами литературы из каталогов книг и периодики, управлять очередями на книги, проводить поиск задолжников и другое. Присутствуют различные фильтры, что упрощает поиск и позволяет гибко отсортировать читателей по требуемым критериям.
«Отчёты и статистика» включает в себя следующие возможности: регистрация актов на поступление и списание литературы; инвентарная книга; бюллетень новых поступлений; статистика по каталоги и абонементу; книга суммарного учёта.
1.2.2 Пользовательский интерфейс
В данной АБИС интерфейс реализован интуитивно понятным, благодаря подсказкам на самих пиктограммах и цветовым решениям. Общий пользовательский интерфейс показан на рисунке 2.
Главная форма реализована в виде панели задач, расположенной в левой части экрана. Передвинуть панель можно за любую точку на форме. Чтобы позиционировать форму точно по левому краю, сделайте двойной щелчок мышью в любой точке формы.
Также ИС позволяет пользователю настроить программу удобочитаемой для него. Выбрать необходимые опции, которые должны отражаться, подложку и другое.
Рисунок 2 — Автоматизированное рабочее место «Комплектование»
10
1.3 АБИС «МАРК-SQL»
Семейство «МАРК-SQL» включает в себя следующие АБИС:
– «МАРК-SQL» для Windows;
– «МАРК-SQL: Интернет» для Windows;
– «МАРК-SQL: версия для школьных библиотек».
В данном обзоре рассмотрена «МАРК-SQL» для Windows.
Ценовой интервал варьируется от 6,5 до 336,5 тысяч рублей в зависимости от выбранного программного комплекса или средства.
«МАРК-SQL» имеет свидетельство национальной службы развития системы форматов RUSMARC о соответствии стандарту.
Пользовательский интерфейс имеет простой и привычный пользователю внешний вид. Поддерживает русский и украинский языки. Осуществляется поддержка диалогового режима работы. Имеет возможность создать шаблоны для заполнения каких-либо данных. Например, при оформлении поступившей литературы есть возможность выбрать из обширного списка только необходимые конкретному пользователю поля и использовать данный шаблон в последствии.
Для работы с данной АБИС требуется знание MARC-формата. То есть для начала работы с этой системой и библиотекари, администратор системы должны пройти обучение стандарту RUSMARC.
Данная система состоит из пяти модулей: «Администратор»,
«Комплектование», «Каталогизатор», «Абонемент», «Поиск».
1.3.1 Функциональные возможности
Функционал модуля
«Администрирование» заключается в: планировании и создании системных ресурсов, сопровождении информационного обеспечения, сопровождении системы безопасности, ведении и обработке системных журналов, создании источников баз данных, назначении прав доступа для пользователей.
В модуле «Комплектование» реализованы функции для заказа и учета поступившей литературы, для контроля поступлений, для формирования бухгалтерских отчетных документов. Также в данном модуле находится подсистема «Книгообеспеченность».
«Каталогизатор» осуществляет обширный ряд опций: создание индивидуальных видов документов, создает мультимедиа и полнотекстовые документы, проверяет записи на дублетность, формирует и печатает стандартные выходные формы, ведет учет, включает в себя подписку на периодические издания, импортирование/экспорт БД библиографических описаний, создание словарей для быстрого поиска. Поддерживает технологию штрихового кодирования.
«Абонемент» позволяет обслуживать читателей. Данный модуль поддерживает технологию штрихового кодирования. Основными функциями
11 являются регистрация читателей, выдача/возврат литературы, постановка на очередь читателей, определение задолженностей книг, формирование отчетов о выданной и заказанной литературе. Заказ литературы может сформировать сам читатель в модуле «Поиск», либо работник текущем модуле.
С помощью модуля «Поиск» пользователь может производить поиск, просмотр и заказ необходимой литературы. Поиск и заказ литературы можно осуществлять через внутреннюю локальную сеть или через Интернет.
Данная АБИС использует иерархический принцип доступа к ресурсам системы. Есть возможность настройки функций под конкретного пользователя.
1.3.2 Технические требования
Данная АБИС требует наличие технической оснащенности серверной и клиентской части, предоставленной в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 — Технические требования к серверной части «МАРК-SQL»
Сервер
Программно-технические элементы
Характеристика
Операционная система
Windows Server 2008 и выше
Процессор
1-3 ГГц и больше
Память
ОЗУ 512 МБ – 2 ГБ и более
Место на диске
250-500 ГБ и более
Привод устройство чтения DVD-дисков
Дисплей и периферийные устройства монитор SVGA (800×600) или более высокого разрешения, клавиатура, мышь
Дисплей и периферийные устройства
MS SQL 2005 и выше, Oracle 9 и выше,
MS Access
Таблица 2 — Технические требования к клиентской части «МАРК-SQL»
Клиент
Программно-технические элементы
Характеристика
Операционная система
Windows XP SP2/Vista/7/8
Объем оперативной памяти
ОЗУ 512 МБ – 2 ГБ
Mесто на диске
120-320 ГБ
Браузер
MS Internet Explorer 7.0 и выше, Chrome,
FireFox, Opera
12
1.4 Выводы
На основании заданных критериев был проведен обзор следующих
АБИС: «ИРБИС», «МАРК-SQL» и «Либра».
Рассмотренные системы решают все базовые задачи библиотечной деятельности, такие как: каталогизация, комплектование, книговыдача, администрирование. Но они не соответствуют всем поставленным требованиям.
Отсутствуют функции: «Проверка фонда», «Ежегодное присвоение пользователем нового индивидуального номера», «Формирование дневников библиотеки».
В Курагинском районе на данный момент невозможно внедрить единую
АБИС для всех филиалов, из-за технической не оснащённости. В большинстве библиотек отсутствует Интернет.
В результате принято решение разработать инсталлируемое приложение, которое отвечает всем заявленным критериям и имеет простой интерфейс.
13
2 Разработка технического задания
В данной главе приведены нефункциональные и функциональные требования к разрабатываемой системе.
2.1 Наименование и основание для создания
Раздел включает в себя описание полного наименования программного продукта и основание для его создания.
2.1.1 Полное наименование
Полное наименование:
Автоматизированное рабочее место библиотекаря.
2.1.2 Основание для создания
Разработка ведется на основании «Распоряжения об утверждении проекта на разработку программного обеспечения для библиотеки» утвержденного директором МБУК МЦБ Курагинского района Красноярского края И. А. Бехер.
2.2. Назначение и цели создания системы
Раздел включает в себя описание назначения разрабатываемой системы и цели для реализации программного продукта.
2.2.1 Назначение разрабатываемой системы
АРМ библиотекаря разрабатывается для автоматизации деятельности специалиста данной отрасли, в том числе, таких процессов как:
– управление электронным каталогом библиотечного фонда;
– ведение читательских формуляров;
– поиск литературы или читателя в базе данных библиотеки, с применением различных сортировок;
– просмотр статистики;
– формирование отчетности.
Предполагается, что данное автоматизированное рабочее пространство будет использоваться в библиотеках Курагинского района Красноярского края.
14
2.2.2 Цели создания системы
Основными целями создания данного программного обеспечения являются:
– создание информационной системы, ориентированной на ее использование пользователями низкого и среднего уровня пользования ПК;
– увеличение эффективности реализации процессов, указанных ранее, посредством уменьшения непродуктивных и повторяющихся операций, действий, осуществляемых «вручную», оптимизация информационного функционирования между участниками процесса;
– увеличение уровня работы библиотечной отрасли за счет создания информационно-технического обеспечения деятельности библиотекаря.
2.3 Краткие сведения об объекте автоматизации
Деятельность библиотекаря является объектом автоматизации.
К деятельности библиотекаря относится:
– оформление документов при поступлении/списании книг и других изданий;
– проведение проверки книжного фонда;
– оформление новых читательских абонементов;
– управление выдачей/приемом книг от читателей;
– контроль своевременного возврата книг;
– поиск необходимой информации или литературы в Фонде библиотеки;
– при необходимости осуществление поиска читателя, имеющего задолженность по определенной книге и др.
2.4 Требования к системе
Разрабатываемое автоматизированное рабочее место должно опираться на следующие основные принципы.
– Модульность. Система должна использовать модульную архитектуру, которая подразумевает реализацию основных функций в виде индивидуальных модулей, дают возможность их независимой модификации.
Сбой в работе одного из модулей не должен приводить к полному завершению функционирования программного обеспечения целиком.
– Открытость. Должны использоваться публичные решения и интерфейсы, что обеспечивает взаимодействие реализуемых решений между собой.
– Управляемость и конфигурирование.
Управление должно осуществляться с на всех уровнях архитектуры создаваемой системы: функциональный, инфраструктура, представление данных.
– Системность. В создаваемом приложении все компоненты должны быть взаимосвязаны; использовать единую методологию; отвечать единым
15 принципам взаимодействия, надежности и управления.
– Единство графического интерфейса. При разработке пользовательских интерфейсов должны быть использованы общие принципы графического представления информации и организации доступа пользователей к функциональным возможностям и сервисам создаваемого продукта.
2.5 Требования к структуре и функционированию системы
АРМ «Библиотекарь» должен включать в себя следующие модули:
– библиотечный фонд;
– читательский формуляр;
– администрирование.
Модуль «Библиотечный фонд» включает в себя просмотр имеющейся литературы в данном филиале библиотеки. Имеет возможность поиска определенной книги по различным параметрам. Включает функции оформления списаний/поступлений книг и прочих изданий.
Модуль «Читательский формуляр» предназначен для оформления, редактирования и просмотра абонементов. Включает возможность поиска читателя по специфичным параметрам, присущим оформлению данного доку- мента.
Модуль «Администрирование» нужен для просмотра статистики посещений читателями библиотеки, наиболее востребованной литературы, просмотр архивных документов. Также их экспорт в различные форматы в виде таблиц или печать.
2.6 Требования к модулям системы
Раздел включает в себя подробное описание требований к модулям
АРМ, таким как: «Библиотечный фонд», «Читательский формуляр»,
«Администрирование».
2.6.1 Требования к модулю «Библиотечный фонд»
Модуль рассчитан для просмотра всей имеющейся литературы в фонде библиотеки. А также для оформления списаний и поступлений книг и других изданий. Включает поиск имеющихся экземпляров в фонде по специфичным признакам для данной сферы, такие как инвентарный номер, название, автор, год издания, отдел.
Предоставляет оператору следующие возможности:
– список всей литературы фонда;
– оформление поступления книг;
– оформление списания книг;
– выполнение проверки фонда;
– поиск книг по указанному названию;
16
– поиск книг по указанному автору;
– поиск книг по дате издания;
– поиск книг по указанному индексу отдела;
– поиск книг по инвентарному номеру;
– выбор книги.
2.6.1.1 Функция «Список всей литературы фонда»
Данная функция отражает список зарегистрированной литературы, имеющейся в фонде на текущий момент, включая ту, что находится у читателей. Также данная функция должна иметь возможность отсортировать список по следующим параметрам:
– по инвентарному номеру;
– по фамилии автора в алфавитном порядке;
– по названию книги в алфавитном порядке;
– по индексу отдела.
2.6.1.2 Функция «Оформление поступления книг»
При выполнении этой функции должна быть предложена форма выбора вида поступления. К таким видам относятся: издание (книги, журналы, брошюры) и не книжные документы (аудиовизуальная информация, электронные документы).
При выборе пункта «Издание», должна учитываться возможность указать следующую информацию:
– дата поступления;
– номер и дата сопроводительного документа;
– индекс отдела;
– именной индекс (авторский знак);
– инвентарный номер;
– фамилия, имя, отчество автора книги;
– название книги или издания;
– издательство;
– год издания;
– количество страниц;
– цена;
– источник поступления.
К «Источникам поступления» относятся: КПО, МБА, ЕФ, Фонд
Прохорова, Культура Красноярья, благотворительный библиотечный коллектор, научная библиотека, подписки (газеты и журналы).
В случае, когда «Источником поступления» является «КПО», вместо инвентарного номера прописывается «КПО».
При поступлении книг из ЕФ должна быть возможность оформить возврат книг обратно в Фонд, они выбывают из БД «Библиотечный фонд», но
17 история книгооборота этих книг должна сохраняться.
В поле «Номер и/или дата сопроводительного документа» должна быть возможность проставить дату полностью в формате ДД.ММ.ГГГГ, либо допускается прописать только год. В последнем случае, в режиме просмотра, отображается только год. В случае поступления книг из источника «КПО» данный пункт заполнять не требуется.
«Индексы отделов», необходимые для работы взять с электронного ресурса http://lib.uni-dubna.ru/biblweb/recomends/recomends_bbk.asp.
«Именной индекс» формируется следующим образом. Он состоит из буквы и цифр, например, Л 88. Первая буква — фамилия автора или первая буквы заглавия книги, если автор не указан. Цифра обозначает номер слога, взятого из таблицы Хавкиной Л. Б. (таблица Хавкиной располагается на сайте http://az.lib.ru/h/hawkina_l_b/text_0010.shtml).
Пи выборе
«Не книжная документация» для заполнения предоставляются все выше перечисленные поля. В не обязательном для заполнения являются поля: индексы, издательство, год издания, количество страниц.
Должна быть предоставлена возможность редактирования информации после ее ввода или сохранения в БД.
2.6.1.3 Функция «Оформление списания книг»
Данная функция реализуется за счет имеющейся в БД информации.
Библиотекарь должен иметь возможность формировать акт о списании в виде таблицы через строку поиска, допускается частичный ввод поисковой информации.
При формировании таблицы должна учитываться следующая информация:
– порядковый номер записи;
– инвентарный номер;
– автор;
– название книги;
– индекс отдела;
– год издания;
– старая цена;
– коэффициент пересчета;
– новая цена;
– причина списания.
Коэффициент пересчета должен зависеть от инвентарного номера за определенный временной период. Функция также должна сверять соответствие инвентарного номера с годом издания, в случае совпадения берется соответствующий коэффициент. Если произошло несовпадение, то для дальнейшей работы берется коэффициент, совпадающий с годом издания книги.
Модуль «Комплектование» дает возможность учета новых поступлений, производить списание и подводить итоги движения фонда. Реализованы следующие возможности: списки новых поступлений; поиск изданий и дублетов; списки списания; передача новых поступлений в обработку. Данные функции реализованы в одной форме, переход происходит через пиктограммы в левой части рабочей области данного рабочего окна.
«Каталогизация» позволяет производить формирование базы данных фонда библиотеки. В системе реализована обработка новых поступлений из комплектования; создание общих частей для томов и описание многотомников; поддержка повторяющихся полей; электронный каталог и
«ретро фонд»; поиск дублетов и предыдущих изданий; занесение книг в бюллетень новых поступлений; фильтры для быстрого поиска; связка с электронным ресурсом.
«Поиск» предоставляет пользователю следующие возможности: библиографический поиск; тематический поиск; служебный поиск; отображение карточки; заказ литературы на получение; выгрузка результатов поиска в файл; передача результатов на корректировку; возможность
9 просмотра электронного ресурса. Для уточнения результатов поиска существуют фильтры по видам издания, отделам по содержанию и фондам, в которых следует отметить тот или иной признак искомых записей. В закладке
«фильтры» помечаются поля, участвующие в поиске по «автору» и
«заглавию».
Модуль «Абонемент» предоставляет возможность работы с картотекой читателей и читательскими профилями, выдачей и возвратами литературы из каталогов книг и периодики, управлять очередями на книги, проводить поиск задолжников и другое. Присутствуют различные фильтры, что упрощает поиск и позволяет гибко отсортировать читателей по требуемым критериям.
«Отчёты и статистика» включает в себя следующие возможности: регистрация актов на поступление и списание литературы; инвентарная книга; бюллетень новых поступлений; статистика по каталоги и абонементу; книга суммарного учёта.
1.2.2 Пользовательский интерфейс
В данной АБИС интерфейс реализован интуитивно понятным, благодаря подсказкам на самих пиктограммах и цветовым решениям. Общий пользовательский интерфейс показан на рисунке 2.
Главная форма реализована в виде панели задач, расположенной в левой части экрана. Передвинуть панель можно за любую точку на форме. Чтобы позиционировать форму точно по левому краю, сделайте двойной щелчок мышью в любой точке формы.
Также ИС позволяет пользователю настроить программу удобочитаемой для него. Выбрать необходимые опции, которые должны отражаться, подложку и другое.
Рисунок 2 — Автоматизированное рабочее место «Комплектование»
10
1.3 АБИС «МАРК-SQL»
Семейство «МАРК-SQL» включает в себя следующие АБИС:
– «МАРК-SQL» для Windows;
– «МАРК-SQL: Интернет» для Windows;
– «МАРК-SQL: версия для школьных библиотек».
В данном обзоре рассмотрена «МАРК-SQL» для Windows.
Ценовой интервал варьируется от 6,5 до 336,5 тысяч рублей в зависимости от выбранного программного комплекса или средства.
«МАРК-SQL» имеет свидетельство национальной службы развития системы форматов RUSMARC о соответствии стандарту.
Пользовательский интерфейс имеет простой и привычный пользователю внешний вид. Поддерживает русский и украинский языки. Осуществляется поддержка диалогового режима работы. Имеет возможность создать шаблоны для заполнения каких-либо данных. Например, при оформлении поступившей литературы есть возможность выбрать из обширного списка только необходимые конкретному пользователю поля и использовать данный шаблон в последствии.
Для работы с данной АБИС требуется знание MARC-формата. То есть для начала работы с этой системой и библиотекари, администратор системы должны пройти обучение стандарту RUSMARC.
Данная система состоит из пяти модулей: «Администратор»,
«Комплектование», «Каталогизатор», «Абонемент», «Поиск».
1.3.1 Функциональные возможности
Функционал модуля
«Администрирование» заключается в: планировании и создании системных ресурсов, сопровождении информационного обеспечения, сопровождении системы безопасности, ведении и обработке системных журналов, создании источников баз данных, назначении прав доступа для пользователей.
В модуле «Комплектование» реализованы функции для заказа и учета поступившей литературы, для контроля поступлений, для формирования бухгалтерских отчетных документов. Также в данном модуле находится подсистема «Книгообеспеченность».
«Каталогизатор» осуществляет обширный ряд опций: создание индивидуальных видов документов, создает мультимедиа и полнотекстовые документы, проверяет записи на дублетность, формирует и печатает стандартные выходные формы, ведет учет, включает в себя подписку на периодические издания, импортирование/экспорт БД библиографических описаний, создание словарей для быстрого поиска. Поддерживает технологию штрихового кодирования.
«Абонемент» позволяет обслуживать читателей. Данный модуль поддерживает технологию штрихового кодирования. Основными функциями
11 являются регистрация читателей, выдача/возврат литературы, постановка на очередь читателей, определение задолженностей книг, формирование отчетов о выданной и заказанной литературе. Заказ литературы может сформировать сам читатель в модуле «Поиск», либо работник текущем модуле.
С помощью модуля «Поиск» пользователь может производить поиск, просмотр и заказ необходимой литературы. Поиск и заказ литературы можно осуществлять через внутреннюю локальную сеть или через Интернет.
Данная АБИС использует иерархический принцип доступа к ресурсам системы. Есть возможность настройки функций под конкретного пользователя.
1.3.2 Технические требования
Данная АБИС требует наличие технической оснащенности серверной и клиентской части, предоставленной в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 — Технические требования к серверной части «МАРК-SQL»
Сервер
Программно-технические элементы
Характеристика
Операционная система
Windows Server 2008 и выше
Процессор
1-3 ГГц и больше
Память
ОЗУ 512 МБ – 2 ГБ и более
Место на диске
250-500 ГБ и более
Привод устройство чтения DVD-дисков
Дисплей и периферийные устройства монитор SVGA (800×600) или более высокого разрешения, клавиатура, мышь
Дисплей и периферийные устройства
MS SQL 2005 и выше, Oracle 9 и выше,
MS Access
Таблица 2 — Технические требования к клиентской части «МАРК-SQL»
Клиент
Программно-технические элементы
Характеристика
Операционная система
Windows XP SP2/Vista/7/8
Объем оперативной памяти
ОЗУ 512 МБ – 2 ГБ
Mесто на диске
120-320 ГБ
Браузер
MS Internet Explorer 7.0 и выше, Chrome,
FireFox, Opera
12
1.4 Выводы
На основании заданных критериев был проведен обзор следующих
АБИС: «ИРБИС», «МАРК-SQL» и «Либра».
Рассмотренные системы решают все базовые задачи библиотечной деятельности, такие как: каталогизация, комплектование, книговыдача, администрирование. Но они не соответствуют всем поставленным требованиям.
Отсутствуют функции: «Проверка фонда», «Ежегодное присвоение пользователем нового индивидуального номера», «Формирование дневников библиотеки».
В Курагинском районе на данный момент невозможно внедрить единую
АБИС для всех филиалов, из-за технической не оснащённости. В большинстве библиотек отсутствует Интернет.
В результате принято решение разработать инсталлируемое приложение, которое отвечает всем заявленным критериям и имеет простой интерфейс.
13
2 Разработка технического задания
В данной главе приведены нефункциональные и функциональные требования к разрабатываемой системе.
2.1 Наименование и основание для создания
Раздел включает в себя описание полного наименования программного продукта и основание для его создания.
2.1.1 Полное наименование
Полное наименование:
Автоматизированное рабочее место библиотекаря.
2.1.2 Основание для создания
Разработка ведется на основании «Распоряжения об утверждении проекта на разработку программного обеспечения для библиотеки» утвержденного директором МБУК МЦБ Курагинского района Красноярского края И. А. Бехер.
2.2. Назначение и цели создания системы
Раздел включает в себя описание назначения разрабатываемой системы и цели для реализации программного продукта.
2.2.1 Назначение разрабатываемой системы
АРМ библиотекаря разрабатывается для автоматизации деятельности специалиста данной отрасли, в том числе, таких процессов как:
– управление электронным каталогом библиотечного фонда;
– ведение читательских формуляров;
– поиск литературы или читателя в базе данных библиотеки, с применением различных сортировок;
– просмотр статистики;
– формирование отчетности.
Предполагается, что данное автоматизированное рабочее пространство будет использоваться в библиотеках Курагинского района Красноярского края.
14
2.2.2 Цели создания системы
Основными целями создания данного программного обеспечения являются:
– создание информационной системы, ориентированной на ее использование пользователями низкого и среднего уровня пользования ПК;
– увеличение эффективности реализации процессов, указанных ранее, посредством уменьшения непродуктивных и повторяющихся операций, действий, осуществляемых «вручную», оптимизация информационного функционирования между участниками процесса;
– увеличение уровня работы библиотечной отрасли за счет создания информационно-технического обеспечения деятельности библиотекаря.
2.3 Краткие сведения об объекте автоматизации
Деятельность библиотекаря является объектом автоматизации.
К деятельности библиотекаря относится:
– оформление документов при поступлении/списании книг и других изданий;
– проведение проверки книжного фонда;
– оформление новых читательских абонементов;
– управление выдачей/приемом книг от читателей;
– контроль своевременного возврата книг;
– поиск необходимой информации или литературы в Фонде библиотеки;
– при необходимости осуществление поиска читателя, имеющего задолженность по определенной книге и др.
2.4 Требования к системе
Разрабатываемое автоматизированное рабочее место должно опираться на следующие основные принципы.
– Модульность. Система должна использовать модульную архитектуру, которая подразумевает реализацию основных функций в виде индивидуальных модулей, дают возможность их независимой модификации.
Сбой в работе одного из модулей не должен приводить к полному завершению функционирования программного обеспечения целиком.
– Открытость. Должны использоваться публичные решения и интерфейсы, что обеспечивает взаимодействие реализуемых решений между собой.
– Управляемость и конфигурирование.
Управление должно осуществляться с на всех уровнях архитектуры создаваемой системы: функциональный, инфраструктура, представление данных.
– Системность. В создаваемом приложении все компоненты должны быть взаимосвязаны; использовать единую методологию; отвечать единым
15 принципам взаимодействия, надежности и управления.
– Единство графического интерфейса. При разработке пользовательских интерфейсов должны быть использованы общие принципы графического представления информации и организации доступа пользователей к функциональным возможностям и сервисам создаваемого продукта.
2.5 Требования к структуре и функционированию системы
АРМ «Библиотекарь» должен включать в себя следующие модули:
– библиотечный фонд;
– читательский формуляр;
– администрирование.
Модуль «Библиотечный фонд» включает в себя просмотр имеющейся литературы в данном филиале библиотеки. Имеет возможность поиска определенной книги по различным параметрам. Включает функции оформления списаний/поступлений книг и прочих изданий.
Модуль «Читательский формуляр» предназначен для оформления, редактирования и просмотра абонементов. Включает возможность поиска читателя по специфичным параметрам, присущим оформлению данного доку- мента.
Модуль «Администрирование» нужен для просмотра статистики посещений читателями библиотеки, наиболее востребованной литературы, просмотр архивных документов. Также их экспорт в различные форматы в виде таблиц или печать.
2.6 Требования к модулям системы
Раздел включает в себя подробное описание требований к модулям
АРМ, таким как: «Библиотечный фонд», «Читательский формуляр»,
«Администрирование».
2.6.1 Требования к модулю «Библиотечный фонд»
Модуль рассчитан для просмотра всей имеющейся литературы в фонде библиотеки. А также для оформления списаний и поступлений книг и других изданий. Включает поиск имеющихся экземпляров в фонде по специфичным признакам для данной сферы, такие как инвентарный номер, название, автор, год издания, отдел.
Предоставляет оператору следующие возможности:
– список всей литературы фонда;
– оформление поступления книг;
– оформление списания книг;
– выполнение проверки фонда;
– поиск книг по указанному названию;
16
– поиск книг по указанному автору;
– поиск книг по дате издания;
– поиск книг по указанному индексу отдела;
– поиск книг по инвентарному номеру;
– выбор книги.
2.6.1.1 Функция «Список всей литературы фонда»
Данная функция отражает список зарегистрированной литературы, имеющейся в фонде на текущий момент, включая ту, что находится у читателей. Также данная функция должна иметь возможность отсортировать список по следующим параметрам:
– по инвентарному номеру;
– по фамилии автора в алфавитном порядке;
– по названию книги в алфавитном порядке;
– по индексу отдела.
2.6.1.2 Функция «Оформление поступления книг»
При выполнении этой функции должна быть предложена форма выбора вида поступления. К таким видам относятся: издание (книги, журналы, брошюры) и не книжные документы (аудиовизуальная информация, электронные документы).
При выборе пункта «Издание», должна учитываться возможность указать следующую информацию:
– дата поступления;
– номер и дата сопроводительного документа;
– индекс отдела;
– именной индекс (авторский знак);
– инвентарный номер;
– фамилия, имя, отчество автора книги;
– название книги или издания;
– издательство;
– год издания;
– количество страниц;
– цена;
– источник поступления.
К «Источникам поступления» относятся: КПО, МБА, ЕФ, Фонд
Прохорова, Культура Красноярья, благотворительный библиотечный коллектор, научная библиотека, подписки (газеты и журналы).
В случае, когда «Источником поступления» является «КПО», вместо инвентарного номера прописывается «КПО».
При поступлении книг из ЕФ должна быть возможность оформить возврат книг обратно в Фонд, они выбывают из БД «Библиотечный фонд», но
17 история книгооборота этих книг должна сохраняться.
В поле «Номер и/или дата сопроводительного документа» должна быть возможность проставить дату полностью в формате ДД.ММ.ГГГГ, либо допускается прописать только год. В последнем случае, в режиме просмотра, отображается только год. В случае поступления книг из источника «КПО» данный пункт заполнять не требуется.
«Индексы отделов», необходимые для работы взять с электронного ресурса http://lib.uni-dubna.ru/biblweb/recomends/recomends_bbk.asp.
«Именной индекс» формируется следующим образом. Он состоит из буквы и цифр, например, Л 88. Первая буква — фамилия автора или первая буквы заглавия книги, если автор не указан. Цифра обозначает номер слога, взятого из таблицы Хавкиной Л. Б. (таблица Хавкиной располагается на сайте http://az.lib.ru/h/hawkina_l_b/text_0010.shtml).
Пи выборе
«Не книжная документация» для заполнения предоставляются все выше перечисленные поля. В не обязательном для заполнения являются поля: индексы, издательство, год издания, количество страниц.
Должна быть предоставлена возможность редактирования информации после ее ввода или сохранения в БД.
2.6.1.3 Функция «Оформление списания книг»
Данная функция реализуется за счет имеющейся в БД информации.
Библиотекарь должен иметь возможность формировать акт о списании в виде таблицы через строку поиска, допускается частичный ввод поисковой информации.
При формировании таблицы должна учитываться следующая информация:
– порядковый номер записи;
– инвентарный номер;
– автор;
– название книги;
– индекс отдела;
– год издания;
– старая цена;
– коэффициент пересчета;
– новая цена;
– причина списания.
Коэффициент пересчета должен зависеть от инвентарного номера за определенный временной период. Функция также должна сверять соответствие инвентарного номера с годом издания, в случае совпадения берется соответствующий коэффициент. Если произошло несовпадение, то для дальнейшей работы берется коэффициент, совпадающий с годом издания книги.