Файл: 1 Современное понимание и признаки юридического лица в российском гражданском законодательстве 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9:
Соответственно АО, не подпадающие под такие случаи, считаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). Т.е. новая редакция гл. 4 ГК РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.
В целом, участники непубличного общества вправе:
– определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
– изменить порядок управления обществом по единогласному реше-нию участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Помимо этого, в соответствии с современной редакцией ГК РФ появился абсолютно новый критерий классификации в соответствии с которым все юридические лица, в том числе коммерческие организации подразделяются на корпоративные и унитарные.
Такое деление обусловлено приближением российского гражданского законодательства к международным основам, поскольку в теории и практике развитых стран уже давно выработаны общие представления о корпоративных и унитарных юридических лицах.
В соответствии с этим, современное гражданское законодательство РФ в качестве одного из новых классификационных критериев юридических лиц предлагает разделение юридических лиц на юридические лица корпоративного типа, основанные на началах членства (корпораций), и некорпоративного (унитарные)10.
Критерий, для такого деления следующий: обладают ли учредители юридического лица правом участия (членства) в нем и формируют ли они его высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, п. 23 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Исходя из этого, в российском гражданском законодательстве определено, что, юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями), а юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Таким образом, отличие унитарных организаций от корпоративных заключается в том, что в унитарных организациях имущество не делится на части и в них отсутствует членство.
В гражданском законодательстве РФ определен общий перечень корпоративных и унитарных юридических лиц. Однако, корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Тот факт, что к корпоративным организациям относятся и некоммерческие организации, говорит о влиянии европейского корпоративного права на российское законодательство (в англо-американском праве корпорациями, как известно, считаются только business corporation – аналоги хозяйственных обществ).
Исходя из норм, ст. 65.1 ГК РФ и критериев деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, можно определить, какие коммерческие организации являются корпоративными, а какие унитарными.
Так, к корпоративным коммерческим организациям относятся:
В свою очередь, унитарными коммерческим организациям являются:
К коммерческим унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В целом, такое деление (на корпоративные и унитарные юридические лица) позволяет урегулировать в общем виде не только структуру управления и статус (компетенцию) органов корпоративных коммерческих организаций, но и ряд их внутренних отношений, вызывающих споры на практике (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т.п.). Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК РФ общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников. Следует отметить, что аналогичной общей части, касающейся унитарных юридических лиц, в ГК РФ нет.
В заключение следует добавить, что внесенные изменения в ГК РФ носят позитивный характер. Многие предложения достаточно длительный период обсуждались на различных научных и практических форумах, необходимость их законодательного введения продиктована потребностями оборота и судебной практики.
Новая классификация коммерческих организаций, с учетом изменений. внесенных с 1 сентября 2014 г. в 4 главу ГК РФ, представлена в приложении 2.
3. Порядок и способы образования юридических лиц
Правовое регулирование вопроса образования (возникновения, создания) юридических лиц на протяжении длительного периода времени имело большое значение. Это приобрело наибольшую актуальность в современных условиях. Развитие рыночной инфраструктуры не имеет смысла без детального юридического регулирования вопросов формирования такого массива субъектов гражданского оборота как юридические лица. Когда была принята часть первая ГК РФ многие аспекты данного вопроса были окончательно разрешены. Отдельные из них приобрели свое дальнейшее развитие и детализацию в законодательстве, в частности в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»11, а также в других специальных федеральных законах, регламентирующих правовой статус отдельных юридических лиц, а именно: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
12, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»13, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»14, Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»15, Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»16, Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»17, Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»18 и др.
Существует ㅤ несколько ㅤ способов ㅤ (порядков) ㅤ создания ㅤ юридических ㅤ лиц, ㅤ среди ㅤ которых ㅤ можно ㅤ выделить ㅤ распорядительный ㅤ способ, ㅤ нормативно ㅤ – ㅤ явочный ㅤ и ㅤ разрешительный.
В ㅤ условиях ㅤ рыночной ㅤ организации ㅤ оборота ㅤ основным ㅤ становится ㅤ явочно-нормативный ㅤ (или ㅤ нормативно-явочный, ㅤ иногда ㅤ называемый ㅤ также ㅤ заявительным ㅤ либо ㅤ регистрационным) ㅤ способ ㅤ их ㅤ создания. ㅤ Нормативно-явочный ㅤ способ не ㅤ требует ㅤ предварительного ㅤ разрешения ㅤ органов ㅤ публичной ㅤ власти ㅤ на ㅤ создание
-
требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ); -
необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ); -
вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ); -
нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ); -
в уставе нельзя предусмотреть необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК РФ); -
никто не имеет преимущественного права приобретения акций. Это ограничение не распространяется лишь на дополнительно выпускаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в предусмотренных законом случаях (п. 5 ст. 97 ГК РФ); -
необходимо публично раскрывать информацию на рынке ценных бумаг (п. 6 ст. 97 ГК РФ); -
объем правомочий участников определяется только пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ); -
нельзя предусмотреть в уставе порядок управления обществом, отличающийся от порядка, который устанавливает закон (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). В частности, невозможно отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с законом (абз. 2 п. 5 ст. 97 ГК РФ).
Соответственно АО, не подпадающие под такие случаи, считаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). Т.е. новая редакция гл. 4 ГК РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.
В целом, участники непубличного общества вправе:
– определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
– изменить порядок управления обществом по единогласному реше-нию участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Помимо этого, в соответствии с современной редакцией ГК РФ появился абсолютно новый критерий классификации в соответствии с которым все юридические лица, в том числе коммерческие организации подразделяются на корпоративные и унитарные.
Такое деление обусловлено приближением российского гражданского законодательства к международным основам, поскольку в теории и практике развитых стран уже давно выработаны общие представления о корпоративных и унитарных юридических лицах.
В соответствии с этим, современное гражданское законодательство РФ в качестве одного из новых классификационных критериев юридических лиц предлагает разделение юридических лиц на юридические лица корпоративного типа, основанные на началах членства (корпораций), и некорпоративного (унитарные)10.
Критерий, для такого деления следующий: обладают ли учредители юридического лица правом участия (членства) в нем и формируют ли они его высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, п. 23 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Исходя из этого, в российском гражданском законодательстве определено, что, юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями), а юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Таким образом, отличие унитарных организаций от корпоративных заключается в том, что в унитарных организациях имущество не делится на части и в них отсутствует членство.
В гражданском законодательстве РФ определен общий перечень корпоративных и унитарных юридических лиц. Однако, корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Тот факт, что к корпоративным организациям относятся и некоммерческие организации, говорит о влиянии европейского корпоративного права на российское законодательство (в англо-американском праве корпорациями, как известно, считаются только business corporation – аналоги хозяйственных обществ).
Исходя из норм, ст. 65.1 ГК РФ и критериев деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, можно определить, какие коммерческие организации являются корпоративными, а какие унитарными.
Так, к корпоративным коммерческим организациям относятся:
-
хозяйственные общества (акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью); -
хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество)); -
крестьянские (фермерские) хозяйства; -
хозяйственные партнерства; -
производственные кооперативы;
В свою очередь, унитарными коммерческим организациям являются:
-
государственные и муниципальные унитарные предприятия.
К коммерческим унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В целом, такое деление (на корпоративные и унитарные юридические лица) позволяет урегулировать в общем виде не только структуру управления и статус (компетенцию) органов корпоративных коммерческих организаций, но и ряд их внутренних отношений, вызывающих споры на практике (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т.п.). Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК РФ общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников. Следует отметить, что аналогичной общей части, касающейся унитарных юридических лиц, в ГК РФ нет.
В заключение следует добавить, что внесенные изменения в ГК РФ носят позитивный характер. Многие предложения достаточно длительный период обсуждались на различных научных и практических форумах, необходимость их законодательного введения продиктована потребностями оборота и судебной практики.
Новая классификация коммерческих организаций, с учетом изменений. внесенных с 1 сентября 2014 г. в 4 главу ГК РФ, представлена в приложении 2.
3. Порядок и способы образования юридических лиц
Правовое регулирование вопроса образования (возникновения, создания) юридических лиц на протяжении длительного периода времени имело большое значение. Это приобрело наибольшую актуальность в современных условиях. Развитие рыночной инфраструктуры не имеет смысла без детального юридического регулирования вопросов формирования такого массива субъектов гражданского оборота как юридические лица. Когда была принята часть первая ГК РФ многие аспекты данного вопроса были окончательно разрешены. Отдельные из них приобрели свое дальнейшее развитие и детализацию в законодательстве, в частности в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»11, а также в других специальных федеральных законах, регламентирующих правовой статус отдельных юридических лиц, а именно: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
12, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»13, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»14, Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»15, Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»16, Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»17, Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»18 и др.
Существует ㅤ несколько ㅤ способов ㅤ (порядков) ㅤ создания ㅤ юридических ㅤ лиц, ㅤ среди ㅤ которых ㅤ можно ㅤ выделить ㅤ распорядительный ㅤ способ, ㅤ нормативно ㅤ – ㅤ явочный ㅤ и ㅤ разрешительный.
В ㅤ условиях ㅤ рыночной ㅤ организации ㅤ оборота ㅤ основным ㅤ становится ㅤ явочно-нормативный ㅤ (или ㅤ нормативно-явочный, ㅤ иногда ㅤ называемый ㅤ также ㅤ заявительным ㅤ либо ㅤ регистрационным) ㅤ способ ㅤ их ㅤ создания. ㅤ Нормативно-явочный ㅤ способ не ㅤ требует ㅤ предварительного ㅤ разрешения ㅤ органов ㅤ публичной ㅤ власти ㅤ на ㅤ создание