Файл: 1 Современное понимание и признаки юридического лица в российском гражданском законодательстве 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В качестве установленного российским законодательством исключения применяется и разрешительный порядок образования отдельных юридических лиц, предполагающих осуществлять только предпринимательскую деятельность. Разрешительный способ создания компаний связан с требованием приобретения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на образование соответствующего юридического лица, что, как правило, служит общим интересам всех участников оборота. Таким способом, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (так как их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и объединением значительных денежных средств последних). Также такой способ применяется при возникновении юридических лиц, которые могут занять главенствующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы обеспечить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями). Именно поэтому невозможно полностью отказаться от разрешительного порядка образования компаний даже в развитой рыночной экономике22 (что подтверждает и зарубежный опыт).
Как правило, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Данная регистрация должна проводиться органами юстиции в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.
При отсутствии необходимого закона регистрация юридических лиц проводится различными государственными и муниципальными органами либо даже созданными ими «регистрационными палатами» и их отделениями (филиалами) по не всегда совпадающим правилам и в отсутствие единого реестра. Данное положение не только осложняет контроль за законностью образования и функционирования юридических лиц и ознакомление с их положением других участников гражданского оборота, но и создает почву для противоправных действий.
Единообразная процедура государственной регистрации в настоящее время предусмотрена для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (включая и некоммерческие компании), кроме предприятий с иностранными инвестициями23. В соответствии с ней в регистрирующий орган предъявляются следующие документы: заявление, устав и решение о создании юридического лица либо учредительный договор, документы, подтверждающие уплату регистрационного сбора и не менее 50 % уставного капитала. Требование иных, не предусмотренных законодательством документов (например, гарантийных писем или справок, подтверждающих место нахождения юридического лица), запрещается.
Регистрация должна проводиться в трехдневный срок с момента предъявления всех требуемых документов (или в течение тридцати дней с момента их отправления почтой). Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только на основании несоответствия представленных документов законодательству или несоблюдения установленного (разрешительного) порядка, но не по иным мотивам, например, из-за «отсутствия целесообразности». Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Каждое заинтересованное лицо имеет право в течение шести месяцев с момента регистрации обратиться в суд с требованием о признании регистрации и (или) учредительных документов юридического лица недействительными полностью или частично (например, по мотивам нарушения их прав на имущество, внесенное в уставный капитал созданного юридического лица). Информация о регистрации юридических лиц должна быть опубликована. Сведения государственного реестра юридических лиц должны быть открыты для всеобщего ознакомления для того, чтобы любой участник гражданского оборота имел возможность владеть ин- формацией о правовом статусе своего реального или потенциального контрагента – юридического лица.
Заключение
В работе исследуется сущность правовой природы юридического лица как субъекта гражданского права.
Юридическое лицо как субъект гражданского права по сути представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного имущества качествами «персоны» (субъекта), признании его особым, самостоятельным товаровладельцем. Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества и личности своих учредителей и дает ему возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте (т. е. приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей) под собственную имущественную ответственность перед своими кредиторами. Из сказанного становится очевидным, что категория юридического лица является гражданско-правовой, созданной для удовлетворения определенных реальных потребностей гражданского оборота.
Таким образом, юридическое лицо есть созданная для приобретения и использования имущества в заданных учредителем целях и признаваемая правопорядком в качестве производящей собственную волю (субъектом права) организация людей, формирующих и выражающих данную волю. Сущность юридического лица кроется в волеспособности, которую физические лица, являющиеся членами его органов, производят посредством осуществления управленческих полномочий. Вследствие этого, юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда –требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК РФ) согласно Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и требований других специальных актах, регламентирующих правовой статус отдельных юридических лиц.
Список использованных источников
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994. -
Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" // Российская газета, № 100, 25.05.1995. -
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об акционерных обществах" // Российская газета, № 248, 29.12.1995. -
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О некоммерческих организациях" // Российская газета, № 14, 24.01.1996. -
Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О производственных кооперативах" // Российская газета, № 91, 16.05.1996. -
Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета, № 30, 17.02.1998. -
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета, № 153-154, 10.08.2001. -
Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Российская газета, № 229, 03.12.2002. -
Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Российская газета, № 115, 17.06.2003. -
Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Российская газета, № 101, 07.05.2014. -
Гришаев С.П. Эволюция законодательства о юридических лицах: монография. – М.: СПС «Гарант», 2015. – 249 с. -
Гущин В.В. Понятие и классификация юридических лиц // Современный юрист. – 2015. – № 3. – С.18-22. -
Макаров В.А. Цели создания и сохранения государственных и муниципальных унитарных предприятий // Новая наука как результат инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. – С. 67-69. -
Оганисян А.П. Создание и развитие полных товариществ в Российской Федерации // Влияние науки на инновационное развитие Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. – С. 71-73. -
Попондопуло В.Ф. Юридические лица: понятие и природа // Юрист. – 2014. – № 20. – С. 11-13. -
Семенихин В. Участие иностранных лиц в капитале. Права и обязанности инвесторов // Финансовая газета. – 2015. – № 14. – С. 10-15. -
Суханов Е.А. О достоинствах и недостатках новой редакции главы 4 Гражданского кодекса РФ // Хозяйство и право. – 2014. – № 9. – С. 31-35. -
Федосеев А.В. О порядке государственной регистрации создания юридического лица // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. – С. 205. -
Шилова Л.С., Диветайкина Т.Е. Правовое регулирование создания юридических лиц // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3-х частях. Составитель: А. В. Столяров ; ответственный за выпуск: П. В. Сенин. 2016. – С. 404-409. -
Шиткина И. Изменения в классификации юридических лиц // Хозяйство и право. – 2014. – № 7. – С. 7. -
Яворская Ю.В. Юридические лица: законодательные новации теории в современной России // Российский судья. – 2015. – № 3. – С. 2-8.
П риложение 1
Коммерческие организации (классификация до 1 сентября 2014 г.)
Коммерческие организации (классификация, действующая c 1 сентября 2014 г.)