Файл: 1 Современное понимание и признаки юридического лица в российском гражданском законодательстве 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ㅤ (возникновение) ㅤ юридического ㅤ лица. ㅤ Учредители ㅤ «являются» ㅤ в ㅤ регистрирующий ㅤ орган, ㅤ который ㅤ не ㅤ вправе ㅤ отказать ㅤ им ㅤ в ㅤ регистрации ㅤ создаваемой ㅤ организации ㅤ при ㅤ отсутствии ㅤ каких-либо ㅤ нарушений ㅤ правовых ㅤ норм ㅤ с ㅤ их ㅤ стороны19. Именно ㅤ в таком ㅤ порядке ㅤ создается ㅤ большинство ㅤ юридических ㅤ лиц.
В ㅤ качестве ㅤ примера ㅤ нормативно-явочного ㅤ способа ㅤ можно ㅤ привести ㅤ порядок создания ㅤ полного ㅤ товарищества20. ㅤ Поскольку ㅤ любой ㅤ из ㅤ участников ㅤ полного ㅤ товарищества ㅤ может ㅤ действовать ㅤ от ㅤ его ㅤ имени, ㅤ товариществу ㅤ не нужны ㅤ специальные ㅤ органы, ㅤ формирующие ㅤ и ㅤ выражающие
ㅤ вовне ㅤ волю ㅤ его ㅤ как юридического ㅤ лица. ㅤ Соответственно ㅤ не ㅤ требуется ㅤ устанавливать ㅤ порядок ㅤ их создания ㅤ и ㅤ определять ㅤ их ㅤ компетенцию, ㅤ иначе ㅤ говоря, ㅤ нет ㅤ необходимости ㅤ в ㅤ уставе. ㅤ Поэтому ㅤ считается ㅤ достаточным ㅤ для ㅤ полного ㅤ товарищества ㅤ наличие ㅤ лишь одного ㅤ учредительного ㅤ документа ㅤ – ㅤ учредительного ㅤ договора. ㅤ Учредительный договор ㅤ должен ㅤ содержать ㅤ все ㅤ необходимые ㅤ сведения ㅤ по ㅤ формированию ㅤ и ㅤ использованию ㅤ складочного ㅤ капитала ㅤ товарищества.
В ㅤ соответствии ㅤ с ㅤ п. ㅤ 1 ㅤ ст. ㅤ 51 ㅤ ГК ㅤ РФ ㅤ юридическое ㅤ лицо ㅤ подлежит ㅤ государственной ㅤ регистрации ㅤ
в ㅤ уполномоченном ㅤ государственном ㅤ органе ㅤ в ㅤ порядке, предусмотренном ㅤ законом ㅤ о ㅤ государственной ㅤ регистрации ㅤ юридических ㅤ лиц. Государственная ㅤ регистрация ㅤ – ㅤ это ㅤ завершающий ㅤ этап ㅤ образования ㅤ полного товарищества.
Также ㅤ существует ㅤ распорядительный ㅤ порядок ㅤ создания ㅤ юридического лица. ㅤ При ㅤ нем ㅤ юридические ㅤ лица ㅤ образуется ㅤ по ㅤ прямому ㅤ распоряжению ㅤ государственного ㅤ органа ㅤ или ㅤ органа ㅤ местного ㅤ самоуправления ㅤ (так ㅤ создаются ㅤ государственные ㅤ или ㅤ муниципальные ㅤ унитарные ㅤ предприятия).
Создание ㅤ унитарного ㅤ предприятия ㅤ начинается ㅤ с ㅤ его ㅤ учреждения. ㅤ Согласно ㅤ ст. ㅤ 8 ㅤ Федерального ㅤ закона ㅤ от ㅤ 14.11.2002 ㅤ № ㅤ
161-ФЗ ㅤ «О ㅤ государственных ㅤ и муниципальных ㅤ унитарных ㅤ предприятиях» ㅤ учредителем ㅤ унитарного ㅤ предприятия ㅤ может ㅤ выступать ㅤ Российская ㅤ Федерация, ㅤ субъект ㅤ Российской ㅤ Федерации ㅤ или ㅤ муниципальное ㅤ образование. ㅤ Решение ㅤ об ㅤ учреждении ㅤ федерального государственного ㅤ предприятия ㅤ принимается ㅤ Правительством ㅤ РФ ㅤ или ㅤ федеральными ㅤ органами ㅤ исполнительной ㅤ власти ㅤ в ㅤ соответствии ㅤ с ㅤ актами, ㅤ определяющими ㅤ компетенцию ㅤ таких ㅤ органов.
Решение ㅤ об ㅤ учреждении ㅤ государственного ㅤ предприятия ㅤ субъекта ㅤ Российской ㅤ Федерации ㅤ или ㅤ муниципального ㅤ предприятия ㅤ принимается ㅤ уполномоченным ㅤ органом ㅤ государственной ㅤ власти ㅤ субъекта ㅤ Российской ㅤ Федерации
ㅤ или ㅤ органом ㅤ местного ㅤ самоуправления ㅤ в ㅤ соответствии ㅤ с ㅤ актами, ㅤ определяющими компетенцию ㅤ таких ㅤ органов.
Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае21:
1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
3) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
4) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
5) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
6) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.
У государственных и муниципальных предприятий отличается процедура государственной регистрации от других коммерческих корпоративных организаций. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним.
В ㅤ качестве ㅤ примера ㅤ нормативно-явочного ㅤ способа ㅤ можно ㅤ привести ㅤ порядок создания ㅤ полного ㅤ товарищества20. ㅤ Поскольку ㅤ любой ㅤ из ㅤ участников ㅤ полного ㅤ товарищества ㅤ может ㅤ действовать ㅤ от ㅤ его ㅤ имени, ㅤ товариществу ㅤ не нужны ㅤ специальные ㅤ органы, ㅤ формирующие ㅤ и ㅤ выражающие
ㅤ вовне ㅤ волю ㅤ его ㅤ как юридического ㅤ лица. ㅤ Соответственно ㅤ не ㅤ требуется ㅤ устанавливать ㅤ порядок ㅤ их создания ㅤ и ㅤ определять ㅤ их ㅤ компетенцию, ㅤ иначе ㅤ говоря, ㅤ нет ㅤ необходимости ㅤ в ㅤ уставе. ㅤ Поэтому ㅤ считается ㅤ достаточным ㅤ для ㅤ полного ㅤ товарищества ㅤ наличие ㅤ лишь одного ㅤ учредительного ㅤ документа ㅤ – ㅤ учредительного ㅤ договора. ㅤ Учредительный договор ㅤ должен ㅤ содержать ㅤ все ㅤ необходимые ㅤ сведения ㅤ по ㅤ формированию ㅤ и ㅤ использованию ㅤ складочного ㅤ капитала ㅤ товарищества.
В ㅤ соответствии ㅤ с ㅤ п. ㅤ 1 ㅤ ст. ㅤ 51 ㅤ ГК ㅤ РФ ㅤ юридическое ㅤ лицо ㅤ подлежит ㅤ государственной ㅤ регистрации ㅤ
в ㅤ уполномоченном ㅤ государственном ㅤ органе ㅤ в ㅤ порядке, предусмотренном ㅤ законом ㅤ о ㅤ государственной ㅤ регистрации ㅤ юридических ㅤ лиц. Государственная ㅤ регистрация ㅤ – ㅤ это ㅤ завершающий ㅤ этап ㅤ образования ㅤ полного товарищества.
Также ㅤ существует ㅤ распорядительный ㅤ порядок ㅤ создания ㅤ юридического лица. ㅤ При ㅤ нем ㅤ юридические ㅤ лица ㅤ образуется ㅤ по ㅤ прямому ㅤ распоряжению ㅤ государственного ㅤ органа ㅤ или ㅤ органа ㅤ местного ㅤ самоуправления ㅤ (так ㅤ создаются ㅤ государственные ㅤ или ㅤ муниципальные ㅤ унитарные ㅤ предприятия).
Создание ㅤ унитарного ㅤ предприятия ㅤ начинается ㅤ с ㅤ его ㅤ учреждения. ㅤ Согласно ㅤ ст. ㅤ 8 ㅤ Федерального ㅤ закона ㅤ от ㅤ 14.11.2002 ㅤ № ㅤ
161-ФЗ ㅤ «О ㅤ государственных ㅤ и муниципальных ㅤ унитарных ㅤ предприятиях» ㅤ учредителем ㅤ унитарного ㅤ предприятия ㅤ может ㅤ выступать ㅤ Российская ㅤ Федерация, ㅤ субъект ㅤ Российской ㅤ Федерации ㅤ или ㅤ муниципальное ㅤ образование. ㅤ Решение ㅤ об ㅤ учреждении ㅤ федерального государственного ㅤ предприятия ㅤ принимается ㅤ Правительством ㅤ РФ ㅤ или ㅤ федеральными ㅤ органами ㅤ исполнительной ㅤ власти ㅤ в ㅤ соответствии ㅤ с ㅤ актами, ㅤ определяющими ㅤ компетенцию ㅤ таких ㅤ органов.
Решение ㅤ об ㅤ учреждении ㅤ государственного ㅤ предприятия ㅤ субъекта ㅤ Российской ㅤ Федерации ㅤ или ㅤ муниципального ㅤ предприятия ㅤ принимается ㅤ уполномоченным ㅤ органом ㅤ государственной ㅤ власти ㅤ субъекта ㅤ Российской ㅤ Федерации
ㅤ или ㅤ органом ㅤ местного ㅤ самоуправления ㅤ в ㅤ соответствии ㅤ с ㅤ актами, ㅤ определяющими компетенцию ㅤ таких ㅤ органов.
Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае21:
1) необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
3) необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
4) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
5) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
6) необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.
У государственных и муниципальных предприятий отличается процедура государственной регистрации от других коммерческих корпоративных организаций. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним.