Файл: Занятие 1 примеры заданий с решениями i. Алгебра высказываний.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие №1
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ С РЕШЕНИЯМИ
I.Алгебра высказываний
1. Определить, какие предложения являются высказываниями:
а) Ты пойдешь завтра на занятия?
б) Сегодня идёт снег.
в) Число 7 является чётным.
г) Числа 7 и 77.
Решение:
1) Выясним, является ли данная запись предложением.
В задании запись под буквой г) не является предложением, поэтому его не рассматриваем.
2) Выясним, является ли данное предложение — утверждением (повествовательным предложением).
В задании запись под буквой а) не является утверждением (это вопросительное предложение), поэтому его не рассматриваем.
3) Выясним, можно ли однозначно сказать каким является утверждение — истинным либо ложным.
В задании запись под буквой б) не позволяет однозначно определить логическое значение, поэтому его не рассматриваем.
В задании запись под буквой в) позволяет однозначно определить логическое значение. Это высказывание, которое является ложным.
2. Запишите формулу для данного высказывания: «Если я сдам экзамен по математике и физике, то получу подарок от родителей и буду получать стипендию».
Решение:
1) Выделим различные простые высказывания и обозначим их различными буквами:
А: Я сдам экзамен по математике.
В: Я сдам экзамен по физике.
С: Получу подарок от родителей.
D: Буду получать стипендию.
2) Определить логические операции, встречающиеся в высказывании: импликация и конъюнкция.
3) Обозначить их соответствующими символами: , .
4)Записать последовательно буквы и символы, расставляя скобки по смыслу:
3. Определить логическое значение сложного высказывания
.
Решение:
1) Определим простые высказывания, их логические значения:
A: ;
B: ;
C: ;
D:
2) Определим логические операции, их значения:
Дизъюнкция: .
Логическое значение: .
Конъюнкция: .
Логическое значение: .
Импликация: .
Логическое значение: .
Вывод: Логическое значение высказывания равно 1, то есть высказывание является истинным.
4. Построить таблицу истинности для формулы алгебры высказываний: . Определить вид формулы.
Решение:
1)Определим количество различных букв в формуле: в формуле две различных буквы А и В, то есть два высказывания.
2) Определим количество строчек в таблице истинности по формуле (где N — число строк, n — число высказываний): в таблице истинности строчки.
3) Определим последовательность операций: отрицание А, отрицание В, дизъюнкция, импликация, конъюнкция.
4) Строим таблицу истинности (столбцы и комбинации 1, 0) и заполняем таблицу истинности (логические значения операций, результирующий столбец):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 (результирующий столбец) |
| | | | | | |
1 | 1 | 0 | 0 | Используем значения 3 и 4 столбцов | Используем значения 2 и 5 столбцов | Используем значения 1 и 6 столбцов |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Вывод: Так как результирующий столбец содержит 1 и 0, то формула выполнимая.
5. Определите, являются ли формулы равносильными и .
Решение:
1)Строим одну таблицу истинности для формул:
| | | | |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
2) Сравниваем результирующие столбцы (последние столбцы в таблицах).
Вывод: Количество и последовательность 1 и 0 результирующих столбцов совпадает, следовательно, формулы равносильные.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
1.1. Используя определение, укажите, какие из предложений являются высказываниями. Определите логическое значение высказывания.
-
-
Мариус Петипа — российский и французский балетмейстер. -
-
Через две точки на плоскости можно провести более одной прямой. -
Длина отрезка равна длине отрезка . -
На улице сегодня солнечно? -
1.2. Используя определение, укажите отрицание, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, эквиваленцию высказываний. Определите их логическое значение. Запишите высказывания с помощью формул.
а) Если 12 делится на 4, то 12 делится на 2.
б) тогда и только тогда, когда .
в) Неверно, что 100 больше 7.
г) 15 делится на 5 и на 2.
д) Квадратное уравнение имеет один или два действительных корня.
е) Логарифмическая функция чётна и непрерывна.
ж) Если прямые на плоскости имеют более одной точки пересечения, то они совпадают.
з) Неверно, что 123 делится на 11.
1.3. Определите логическое значение сложных высказываний:
-
; -
; -
;
г) ;
д) .
1.4. Найдите истинностное значение высказывания С, если известно истинностное значение сложного высказывания:
-
; -
; -
; -
; -
; -
; -
.
1.5. Определите, является ли последовательность символов формулой. Если не является — объясните почему. Для каждой формулы выпишите всевозможные подформулы.
а) б) | в) г) |
д) |
1.6. Постройте таблицу истинности для следующих формул алгебры высказываний. Определите вид формулы.
а) ; б) ; в) ; | г) ; д) . |
1.7. Укажите формулы, равносильные данной :
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
1.8. Решите задачу. На вопрос: «Кто из трех студентов сдал экзамен?» получен верный ответ — «Если сдал первый, то сдал и третий, но не верно, что если сдал второй, то сдал и третий». Кто сдал экзамен?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1
№ 1. Следующее сложное высказывание разбейте на простые и запишите составное высказывание, используя знаки логических связок.
-
Не верно, что, если сегодня пятница, то завтра будет понедельник или вторник. -
Если 25 делится на 5, то 5 не делится на 25, и если 10 не делится на 2, то 2 не делится на 10. -
Две прямые пересекаются тогда и только тогда, когда , показательная функция возрастает и не пересекает ось ординат. -
11 простое число или если 100 делится на 10, то 100 делится и на 5.
№ 2. Высказывание P означает «сегодня идет дождь», Q — «сегодня ясно», R — «сегодня идет снег», S — «вчера было пасмурно». Расшифруйте и запишите следующие высказывания:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
№ 3. Постройте таблицу истинности следующих высказываний. Определите вид формулы.
а) ;
б) .
№ 4. Сформулируйте отрицания следующих предложений в утвердительной форме, т.е. так, чтобы они не начинались со слов «неверно, что».