Файл: Занятие 1 примеры заданий с решениями i. Алгебра высказываний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ С РЕШЕНИЯМИ
I.Алгебра высказываний
1. Определить, какие предложения являются высказываниями:

а) Ты пойдешь завтра на занятия?

б) Сегодня идёт снег.

в) Число 7 является чётным.

г) Числа 7 и 77.

Решение:

1) Выясним, является ли данная запись предложением.

В задании запись под буквой г) не является предложением, поэтому его не рассматриваем.

2) Выясним, является ли данное предложение — утверждением (повествовательным предложением).

В задании запись под буквой а) не является утверждением (это вопросительное предложение), поэтому его не рассматриваем.

3) Выясним, можно ли однозначно сказать каким является утверждение — истинным либо ложным.

В задании запись под буквой б) не позволяет однозначно определить логическое значение, поэтому его не рассматриваем.

В задании запись под буквой в) позволяет однозначно определить логическое значение. Это высказывание, которое является ложным.
2. Запишите формулу для данного высказывания: «Если я сдам экзамен по математике и физике, то получу подарок от родителей и буду получать стипендию».

Решение:

1) Выделим различные простые высказывания и обозначим их различными буквами:

А: Я сдам экзамен по математике.

В: Я сдам экзамен по физике.

С: Получу подарок от родителей.

D: Буду получать стипендию.

2) Определить логические операции, встречающиеся в высказывании: импликация и конъюнкция.

3) Обозначить их соответствующими символами: , .

4)Записать последовательно буквы и символы, расставляя скобки по смыслу:
3. Определить логическое значение сложного высказывания

.

Решение:

1)  Определим простые высказывания, их логические значения:

A: ;


B: ;

C: ;

D:
2)  Определим логические операции, их значения:

Дизъюнкция: .

Логическое значение: .

Конъюнкция: .

Логическое значение: .

Импликация: .

Логическое значение: .

Вывод: Логическое значение высказывания равно 1, то есть высказывание является истинным.
4. Построить таблицу истинности для формулы алгебры высказываний: . Определить вид формулы.

Решение:

1)Определим количество различных букв в формуле: в формуле две различных буквы А и В, то есть два высказывания.

2) Определим количество строчек в таблице истинности по формуле (где N — число строк, n — число высказываний): в таблице истинности строчки.

3) Определим последовательность операций: отрицание А, отрицание В, дизъюнкция, импликация, конъюнкция.

4) Строим таблицу истинности (столбцы и комбинации 1, 0) и заполняем таблицу истинности (логические значения операций, результирующий столбец):

1

2

3

4

5

6

7

(результирующий столбец)















1

1

0

0



Используем значения 3 и 4 столбцов



Используем значения 2 и 5 столбцов



Используем

значения 1 и 6 столбцов

1

0

0

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0



Вывод: Так как результирующий столбец содержит 1 и 0, то формула выполнимая.
5. Определите, являются ли формулы равносильными и .

Решение:

1)Строим одну таблицу истинности для формул:












1

1

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1


2) Сравниваем результирующие столбцы (последние столбцы в таблицах).
Вывод: Количество и последовательность 1 и 0 результирующих столбцов совпадает, следовательно, формулы равносильные.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
1.1. Используя определение, укажите, какие из предложений являются высказываниями. Определите логическое значение высказывания.



  1. Мариус Петипа — российский и французский балетмейстер.



  2. Через две точки на плоскости можно провести более одной прямой.

  3. Длина отрезка равна длине отрезка .

  4. На улице сегодня солнечно?




1.2. Используя определение, укажите отрицание, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, эквиваленцию высказываний. Определите их логическое значение. Запишите высказывания с помощью формул.


а) Если 12 делится на 4, то 12 делится на 2.

б)  тогда и только тогда, когда .

в) Неверно, что 100 больше 7.

г) 15 делится на 5 и на 2.

д) Квадратное уравнение имеет один или два действительных корня.

е) Логарифмическая функция чётна и непрерывна.

ж) Если прямые на плоскости имеют более одной точки пересечения, то они совпадают.

з) Неверно, что 123 делится на 11.
1.3. Определите логическое значение сложных высказываний:

  1. ;

  2. ;

  3. ;

г) ;

д) .
1.4. Найдите истинностное значение высказывания С, если известно истинностное значение сложного высказывания:

  1. ;

  2. ;

  3. ;

  4. ;

  5. ;

  6. ;

  7. .


1.5. Определите, является ли последовательность символов формулой. Если не является — объясните почему. Для каждой формулы выпишите всевозможные подформулы.

а)

б)

в)

г)

д)


1.6. Постройте таблицу истинности для следующих формул алгебры высказываний. Определите вид формулы.

а)  ;

б)  ;

в)  ;

г) ;

д) .




1.7. Укажите формулы, равносильные данной :

а)  ;

б)  ;

в)  ;

г)  .


1.8. Решите задачу. На вопрос: «Кто из трех студентов сдал экзамен?» получен верный ответ — «Если сдал первый, то сдал и третий, но не верно, что если сдал второй, то сдал и третий». Кто сдал экзамен?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1
№ 1Следующее сложное высказывание разбейте на простые и запишите составное высказывание, используя знаки логических связок.

  1. Не верно, что, если сегодня пятница, то завтра будет понедельник или вторник.

  2. Если 25 делится на 5, то 5 не делится на 25, и если 10 не делится на 2, то 2 не делится на 10.

  3. Две прямые пересекаются тогда и только тогда, когда , показательная функция возрастает и не пересекает ось ординат.

  4. 11 простое число или если 100 делится на 10, то 100 делится и на 5.


№ 2. Высказывание P означает «сегодня идет дождь», Q — «сегодня ясно», R — «сегодня идет снег», S — «вчера было пасмурно». Расшифруйте и запишите следующие высказывания:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .
№ 3. Постройте таблицу истинности следующих высказываний. Определите вид формулы.

а)  ;

б)  .
№ 4. Сформулируйте отрицания следующих предложений в утвердительной форме, т.е. так, чтобы они не начинались со слов «неверно, что».