Файл: Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Цель урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
Цель урока:
- познакомить детей с новым прибором и его назначением;
- дать понятие проводников и непроводников электричества;
- воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности.
- формирование научного мировоззрения: мир познаваем, явления природы подчиняются физическим законам.
- развитие мышления и памяти;
- умение правильно говорить.
Задачи:
Образовательная: раскрыть свойство веществ – электропроводность; ознакомить с применением проводников и диэлектриков на практике; раскрыть принцип работы электроскопа.
Воспитательная: создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Развивающая: развитие логического мышления; развитие познавательного интереса.
Форма урока: работа с текстом учебника, групповые формы: работа
(в парах), самостоятельная работа, экспериментальное исследование.
Метод обучения: системно-поисковый.
План урока.
-
Организационный момент. -
Актуализация знаний. -
Повторение. -
Изучение нового материала. -
Закрепление и коррекция знаний. -
Итоги урока, домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». Дома вы должны были эту тему учить.
3. Повторение.
Вот сейчас мы это проверим как вы усвоили весь пройденный материал.
| | | | 12 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | |
| 2 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 5 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 9 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
Что с греческого переводится как янтарь? -
Перенос энергии путем испускания электромагнитных волн. -
Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой. -
Перенос энергии самими струями газа или жидкости. -
Удельная теплоемкость какого вещества = 140 ДЖ/кг*°С -
Удельная теплота сгорания какого вещества = 1,4*10 Дж/кг -
В чем измеряется количество теплоты? -
Каким прибором измеряется влажность воздуха? -
Интенсивное парообразование,
которое происходит при нагревании жидкости не только с поверхности, но и внутри неё. -
Температура плавления какого вещества = 1064 °С? -
Степень нагретости тел, это?
Итак, мы решили с вами кроссворд, и что у нас получилось, правильно, слово электроскоп.
А что это такое ребят? Для чего? Зачем он нужен?
Правильно электроскоп – прибор для обнаружения электрических зарядов.
Ребят а какой вы еще прибор знаете похожий, он как раз является разновидностью электроскопа? Правильно Электрометр, а для чего он нам нужен? Для измерения электрического заряда.
-
Изучение нового материала.
Так, а теперь мы более подробно о них узнаем, посмотрите на слайд, перед вами
План изучения прибора:
-
Название прибора -
Устройство -
Принцип действия -
Применение
Электроскоп (от электро... и ...скоп), простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины. Э. состоит из металлического стержня (обычно с шариком на конце), к которому снизу прикреплены один или два лёгких металлических листочка. Стержень вставлен внутрь стеклянного сосуда и закреплен с помощью пробки из изолирующего материала. При соприкосновении шарика Э. с заряженным телом к листочкам переходит часть заряда тела и они отталкиваются друг от друга (при одном листочке — от стержня). По углу расхождения листочков можно судить о величине их заряда, а следовательно, и заряда тела.
Электрометр
- прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
Электрометр позволяет определить, заряжено тело или нет. Для это необходимо поднести тело к шару(1), и в случае если тело заряжено стрелка отклонится.
Почему же стрелка отклоняется? Предположим, что тело обладало отрицательным зарядом. Следовательно на теле был избыток электронов. При соприкосновении с шаром, часть электронов переместилась на электрометр. При этом шар стал отрицательно заряженным.
Поскольку шар(1) соединен со стержнем(2), а тот в свою очередь со стрелкой(6), и все они являются проводниками, электроны переместились на стержень и стрелку. Пластмассовая пробка(4) необходима для изоляции системы шар, стержень, стрелка.
Молодцы, с этим заданием вы справились хорошо.
Давайте посмотрим несколько опытов. Зарядим электрометр, что он нам показывает, что ему передано какое то кол-во заряда. (трогаю ручкой, ничего не происходит, трогаю рукой, заряд исчезает, что ребят случилось, почему? Почему когда ручкой прикасалась ничего не происходила, а потом вдруг исчезло.)
Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.
Тут вы должны быть знакомы с понятием заземление.
Заземление, устройство для электрического соединения с землёй аппаратов, машин, приборов и т.п. Состоит из зарытых в землю металлических электродов (заземлителей) и проводников, соединяющих их с заземляемыми частями установок. Заземлители представляют собой забитые вертикально в землю стальные трубы (в электрических установках высокого напряжения — десятки труб), рельсы или горизонтально уложенные стальные или медные полосы и провода. Для уменьшения сопротивления З. желательно размещать заземлители на уровне грунтовых вод.
Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества.
Так давайте дадим точное определение, что такое проводники, и что такое диэлектрики?
К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).
Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова изоляро – уединять.
После всего что мы узнали я хочу у вас спросить, вот плоскогубцы, отвертка, Посмотрите на них внимательно, зачем у них такие красивые ручки? Или вспомните резиновые перчатки.
5. Закрепление знаний.
Заполняем таблицу.
металлы, почва, фарфор, эбонит, стекло,
растворы солей, янтарь, резина, шёлк,
кислот в воде капрон, пластмассы
керосин, воздух (газы).
6.Подведение итогов. Домашнее задание.
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с электроскопом, его назначением и устройством, с проводниками и непроводниками электричества, , а также повторили ранее изученный материал и закрепили новый. Те, кто активно работал на уроке, отвечая на вопросы, получили соответствующие оценки. Всем спасибо! До свидания!»
§ 27
Сделать электроскоп в домашних условиях.